Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКО́ВСКАЯ БИ́ТВА 1941–42

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 238-241

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. П. Макар

МОСКО́ВСКАЯ БИ́ТВА 194142, со­во­куп­ность обо­ро­нит. и на­сту­пат. опе­ра­ций сов. войск в Вел. Отеч. вой­не, про­ве­дён­ных с 30.9.1941 по 20.4.1942 на зап. стра­те­гич. на­прав­ле­нии в це­лях обо­ро­ны Мо­ск­вы, Центр. пром. р-на и раз­грома уг­ро­жав­ших им удар­ных груп­пи­ро­вок герм. войск. Вклю­ча­ла стра­те­гич. Мо­с­ков­ские обо­ро­нит. 1941 и на­сту­пат. 1941–42, Ржев­ско-Вя­зем­скую и фрон­то­вую То­ро­пец­ко-Холм­скую 1942 опе­ра­ции. В М. б. уча­ст­во­ва­ли вой­ска За­пад­но­го (ко­манд. – ген.-полк. И. С. Ко­нев, с 11.10.1941 ген. ар­мии Г. К. Жу­ков), Ка­ли­нин­ско­го (ген.-полк. И. С. Ко­нев), Ре­зерв­но­го (Мар­шал Сов. Сою­за С. М. Бу­дён­ный), Брян­ско­го (ген.-л. А. И. Ерё­мен­ко, с 13.10.1941 ген.-м. Г. Ф. За­ха­ров, с 10.11.1941 ген.-полк. Я. Т. Че­ре­ви­чен­ко, с 2.4.1942 ген.-л. Ф. И. Го­ли­ков), ле­во­го кры­ла Сев.-Зап. фрон­та (ген.-л. П. А. Ку­роч­кин) и пра­во­го кры­ла Юго-Зап. фрон­та (Мар­шал Сов. Сою­за С. К. Ти­мо­шен­ко, с 18.12.1941 ген.-л. Ф. Я. Кос­тен­ко), со­еди­не­ния Войск ПВО стра­ны, ВВС.

К на­ча­лу М. б. герм. вой­ска за­хва­ти­ли При­бал­ти­ку, Бе­ло­рус­сию, Мол­да­вию, зна­чит. часть Ук­раи­ны, бло­ки­ро­ва­ли Ле­нин­град (ны­не С.-Пе­тер­бург), дос­тиг­ли даль­них под­сту­пов к Мо­ск­ве. Про­тив­ник за­ни­мал вы­год­ное опе­ра­тив­но-стра­те­гич. по­ло­же­ние и, не­смот­ря на по­не­сён­ные по­те­ри, по-преж­не­му имел пре­вос­ход­ст­во в си­лах и сред­ст­вах. Сов. эко­но­ми­ка ещё не мог­ла пол­но­стью удов­ле­тво­рить по­треб­но­сти дей­ст­вую­щей ар­мии в воо­ру­же­нии и бое­вой тех­ни­ке, а сов. ко­ман­до­ва­ние бы­ло вы­ну­ж­де­но дер­жать зна­чит. си­лы на гра­ни­це с Тур­ци­ей и на Даль­нем Вос­то­ке. По­сле про­ва­ла пла­на за­хва­тить Мо­ск­ву с хо­ду в пер­вые не­де­ли вой­ны герм. ко­ман­до­ва­ние под­го­то­ви­ло круп­ную на­сту­пат. опе­ра­цию под ко­до­вым на­име­но­ва­ни­ем «Тай­фун». План опе­ра­ции пре­ду­смат­ри­вал рас­чле­нить обо­ро­ну сов. войск тре­мя уда­ра­ми тан­ко­вых груп­пи­ро­вок из рай­онов Ду­хов­щи­ны, Ро­слав­ля и Шо­ст­ки в вост. и сев.-вост. на­прав­ле­ни­ях, ок­ру­жить и унич­то­жить их в рай­онах за­пад­нее Вязь­мы и вос­точ­нее Брян­ска. За­тем под­виж­ны­ми груп­па­ми ох­ва­тить Мо­ск­ву с се­ве­ра и юга и во взаи­мо­дей­ст­вии с вой­ска­ми, на­сту­пав­ши­ми с фрон­та, ов­ла­деть ею. На моск. на­прав­ле­нии герм. ко­ман­до­ва­ние осн. уси­лия со­сре­до­то­чи­ло в по­ло­се груп­пы ар­мий «Центр» (ген.-фельдм. Ф. фон Бок, с 16.12.1941 ген.-фельдм. Г. Г. фон Клю­ге; 3 по­ле­вые ар­мии, 3 тан­ко­вые груп­пы и 2 возд. фло­та; все­го на 1 окт. 1 млн. 800 тыс. чел., ок. 1,7 тыс. тан­ков, св. 14 тыс. ору­дий и ми­но­мё­тов, ок. 1,4 тыс. са­мо­лё­тов). Вой­ска трёх сов. фрон­тов име­ли ок. 1 млн. 250 тыс. чел., 990 тан­ков, 7,6 тыс. ору­дий и ми­но­мё­тов, 677 са­мо­лё­тов (с учё­том ре­зерв­ных авиац. групп). За­мы­сел Став­ки Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния (ВГК) со­сто­ял в том, что­бы, опи­ра­ясь на вы­год­ные ру­бе­жи, со­здать глу­бо­ко­эше­ло­ни­ров. обо­ро­ну, не до­пус­тить про­ры­ва про­тив­ни­ка к сто­ли­це и в Центр. пром. р-н, на­нес­ти ему воз­мож­но боль­ший урон, вы­иг­рать вре­мя и соз­дать ус­ло­вия для контр­на­сту­п­ле­ния.

Ополченцы. Фото 1941.

Герм. на­сту­п­ле­ние на­ча­лось 30 сент. на брян­ском и 2 окт. на вя­зем­ском на­прав­ле­ни­ях. Не­смот­ря на упор­ное со­про­тив­ле­ние сов. войск, про­тив­ник 6 окт. вы­шел в рай­он за­пад­нее Вязь­мы и ок­ру­жил 4 ар­мии За­пад­но­го и Ре­зерв­но­го (10 окт. объ­е­ди­нён с За­пад­ным) фрон­тов. Свои­ми ак­тив­ны­ми дей­ст­вия­ми в ок­ру­же­нии эти ар­мии ско­ва­ли 28 герм. ди­ви­зий; 14 из них не мог­ли про­дол­жать на­сту­п­ле­ние до се­ре­ди­ны ок­тяб­ря. Тя­жё­лая об­ста­нов­ка сло­жи­лась и в по­ло­се Брян­ско­го фрон­та. Его ар­мии, про­ры­ва­ясь из ок­ру­же­ния, вы­ну­ж­де­ны бы­ли от­хо­дить. Вой­ска Ка­ли­нин­ско­го фрон­та (соз­дан 17 окт.) во 2-й пол. ок­тяб­ря ос­та­но­ви­ли на­сту­п­ле­ние герм. 9-й ар­мии, за­няв ох­ва­ты­ваю­щее по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к ле­во­му кры­лу груп­пы ар­мий «Центр». К на­ча­лу но­яб. 1941 на зап. на­прав­ле­нии со­хра­ня­лась край­не тя­жё­лая об­ста­нов­ка. Сплош­ной ли­нии обо­ро­ны не бы­ло, ре­зер­вов, спо­соб­ных в ко­рот­кий срок за­крыть бре­ши, ко­ман­до­ва­ния фрон­тов не име­ли. В этой об­ста­нов­ке Став­ка ВГК при­ня­ла ре­ше­ние о соз­да­нии но­во­го стра­те­гич. фрон­та обо­ро­ны. Гл. ру­бе­жом со­про­тив­ле­ния на под­сту­пах к Мо­ск­ве бы­ла оп­ре­де­ле­на Мо­жай­ская ли­ния обо­ро­ны, на ко­то­рую вы­дви­га­лись ре­зер­вы Став­ки и вой­ска с др. на­прав­ле­ний.

Стре­мясь ов­ла­деть Мо­ск­вой до на­ча­ла зи­мы, про­тив­ник 15 но­яб. во­зоб­но­вил на­сту­п­ле­ние. В кон­це но­яб­ря – на­ча­ле де­каб­ря ему уда­лось за­хва­тить Крас­ную По­ля­ну, вый­ти к ка­на­лу Мо­ск­ва – Вол­га и пе­ре­пра­вить­ся на его вост. бе­рег в рай­оне Ях­ро­мы, фор­си­ро­вать р. На­ра се­вер­нее и юж­нее На­ро-Фо­мин­ска, по­дой­ти к Ка­ши­ре с юга (Ту­ла бы­ла глу­бо­ко ох­ва­че­на с вос­то­ка). Од­на­ко 27 но­яб. в рай­оне Ка­ши­ры и 29 но­яб. се­вер­нее Мо­ск­вы сов. вой­ска на­нес­ли контр­уда­ры по юж. и сев. груп­пи­ров­кам герм. войск, а 3–5 дек. час­ти 1-й удар­ной, 16-й и 20-й ар­мий на­нес­ли но­вые контр­уда­ры в рай­онах Ях­ро­мы, Крас­ной По­ля­ны и Крю­ко­ва, на­чав тес­нить вра­га. Ини­циа­ти­ва ста­ла пе­ре­хо­дить к сов. вой­скам. В ре­зуль­та­те упор­ных бо­ёв в кон­це но­яб­ря – на­ча­ле де­каб­ря 1941 бы­ли со­рва­ны по­след­ние по­пыт­ки про­тив­ни­ка про­рвать­ся к Мо­ск­ве. Сов. вой­ска вы­стоя­ли и обес­кро­ви­ли вра­га. Мо­раль­ный дух герм. ар­мии был над­лом­лен. Про­тив­ник уже был не спо­со­бен про­дви­гать­ся впе­рёд и в то же вре­мя ещё не ус­пел за­кре­пить­ся на за­хва­чен­ных ру­бе­жах. Соз­дались ус­ло­вия для пе­ре­хо­да сов. войск в контр­на­сту­п­ле­ние под Мо­ск­вой.

На страже московского неба. Фото. Осень 1941.

За­мы­сел сов. ко­ман­до­ва­ния за­клю­чал­ся в од­но­врем. раз­гро­ме наи­бо­лее опас­ных удар­ных груп­пи­ро­вок герм. войск груп­пы ар­мий «Центр», уг­ро­жав­ших Мо­ск­ве с се­ве­ра и юга. Вы­пол­не­нию этой гл. за­да­чи спо­соб­ст­во­ва­ло на­сту­п­ле­ние сов. войск на др. стра­те­гич. на­прав­ле­ни­ях – тих­вин­ском и рос­тов­ском. В ин­те­ре­сах контр­на­сту­п­ле­ния под Мо­ск­вой бы­ли про­ве­де­ны 2 возд. опе­ра­ции по раз­гро­му авиац. груп­пи­ро­вок про­тив­ни­ка, в ре­зуль­та­те ко­то­рых сов. авиа­ция за­вое­ва­ла опе­ра­тив­ное гос­под­ство в воз­ду­хе. Уже в хо­де раз­вер­нув­ше­го­ся контр­на­сту­п­ле­ния Став­ка ВГК оп­ре­де­ли­ла его даль­ней­шую цель: на­нес­ти по­ра­же­ние всей груп­пе ар­мий «Центр». К опе­ра­ции при­вле­ка­лись вой­ска Ка­ли­нин­ско­го, Зап. и пра­во­го кры­ла Юго-Зап. фрон­тов, а так­же авиа­ция Моск. зо­ны обо­роны, 2 ре­зерв­ные авиац. груп­пы ВГК и даль­не­бом­бар­ди­ро­воч­ная авиа­ция. Так как сов. вой­ска по­нес­ли боль­шие по­те­ри в обо­ро­нит. опе­ра­ции, Став­ка ВГК в кон­це но­яб­ря – на­ча­ле де­каб­ря пе­ре­да­ла из ре­зер­ва 10-ю, 1-ю удар­ную и 20-ю ар­мии на уси­ле­ние Зап. фрон­та. Кро­ме то­го, фронт по­лу­чил 9 стрелк. и 2 кав. ди­ви­зии, 8 стрелк. и 6 тан­ко­вых бри­гад и др. Не­смот­ря на это, сов. вой­ска ус­ту­па­ли гер­ман­ским в жи­вой си­ле в 1,5 раза, в ар­тил­ле­рии – в 1,8, в тан­ках – в 1,5 раза и толь­ко в са­мо­лё­тах пре­вос­хо­ди­ли в 1,6 раза. Од­на­ко ко­ман­до­ва­ние РККА, учи­ты­вая из­мо­тан­ность герм. войск, от­сут­ст­вие у них под­го­тов­лен­ной обо­ро­ны и опе­ра­тив­ных ре­зер­вов, их не­го­тов­ность к ве­де­нию бое­вых дей­ст­вий в зим­них ус­ло­ви­ях, при­ня­ло ре­ше­ние о про­ве­де­нии опе­ра­ции.

Командующий 16-й армией генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский. Фото. Зима 1941–42.

Контр­на­сту­п­ле­ние на­ча­лось 5–6.12.1941. Не­смот­ря на силь­ные мо­ро­зы и глу­бо­кий снеж­ный по­кров, к 7.1.1942 сов. вой­ска на­нес­ли по­ра­же­ние со­еди­не­ни­ям груп­пы ар­мий «Центр», про­рвав­шим­ся на ближ­ние под­сту­пы к Мо­ск­ве с се­ве­ра и юга, и от­бро­си­ли их флан­го­вые удар­ные груп­пи­ров­ки от сто­ли­цы на 100–250 км. В на­ча­ле янв. 1942 Став­ка ВГК при­ня­ла ре­ше­ние о пе­ре­хо­де сов. войск в об­щее на­сту­п­ле­ние под Ле­нин­гра­дом, на зап. и юго-зап. стра­те­ги­че­ских на­прав­ле­ни­ях. Пе­ред вой­ска­ми зап. на­прав­ле­ния ста­ви­лась за­да­ча ок­ру­жить и раз­гро­мить гл. си­лы груп­пы ар­мий «Центр», од­на­ко сил и средств бы­ло не­дос­та­точ­но. На 1 янв. вой­ска Ка­ли­нин­ско­го, За­пад­но­го и Брян­ско­го фрон­тов ус­ту­па­ли про­тив­ни­ку в жи­вой си­ле в 1,26 раза, ору­ди­ях и ми­но­мё­тах – в 1,5, тан­ках – в 2 раза. В хо­де стра­те­гич. на­сту­п­ле­ния, раз­вер­нув­ше­го­ся на ог­ром­ном про­стран­ст­ве, про­тив­ник был от­бро­шен от сто­ли­цы ещё на 80–250 км. Сов. вой­ска глу­бо­ко вкли­ни­лись в его обо­ро­ну на сты­ке групп ар­мий «Се­вер» и «Центр», на­рушив опе­ра­тив­ное взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду ни­ми. Од­на­ко от­сут­ст­вие дос­та­точ­но­го опы­та в ве­де­нии на­сту­пат. дей­ст­вий боль­шо­го мас­шта­ба, тан­ко­вых со­еди­не­ний и об­щий не­дос­та­ток сил и средств, по­сте­пен­ная ут­ра­та за­воё­ван­но­го сов. ави­а­ци­ей опе­ра­тив­но­го гос­под­ства в воз­ду­хе на зап. на­прав­ле­нии не по­зво­ли­ли вы­пол­нить за­да­чу по ок­ру­же­нию и уни­ч­то­же­нию осн. сил груп­пы ар­мий «Центр». Бо­лее то­го, часть войск Зап. фрон­та, про­рвав­шая­ся в тыл про­тив­ни­ка, ока­за­лась от­се­чён­ной от гл. сил. Не­смот­ря на не­за­вер­шён­ность, об­щее на­сту­п­ле­ние на зап. на­прав­ле­нии дос­тиг­ло зна­чит. ус­пе­хов.

В хо­де М. б. Гер­ма­ния по­тер­пе­ла пер­вое круп­ное по­ра­же­ние во 2-й ми­ро­вой вой­не. Враг был от­бро­шен на за­пад на 150–400 км, ос­во­бо­ж­де­ны Мо­с­ков­ская и Туль­ская об­лас­ти, мно­гие рай­оны Ка­ли­нин­ской и Смо­лен­ской об­лас­тей. По­бе­ды сов. войск под Мо­ск­вой раз­вея­ли миф о не­по­бе­ди­мо­сти герм. ар­мии, со­рва­ли герм. план «мол­ние­нос­ной вой­ны» про­тив СССР, улуч­ши­ли во­ен.-по­ли­тич. и ме­ж­ду­нар. по­ло­же­ние Сов. Сою­за. Итог М. б. за­ста­вил пра­ви­тель­ст­ва Япо­нии и Тур­ции воз­дер­жать­ся от всту­п­ле­ния в вой­ну на сто­ро­не Гер­ма­нии, спо­соб­ст­во­вал уси­ле­нию ос­во­бо­дит. дви­же­ния на­ро­дов Ев­ро­пы про­тив герм. ок­ку­па­ции. По­те­ри герм. войск – св. 500 тыс. чел. уби­тых, ра­не­ных и про­пав­ших без вес­ти, ок. 1,3 тыс. тан­ков, 2,5 тыс. ору­дий, св. 15 тыс. ав­то­мо­би­лей и др.; сов. войск – ок. 937 тыс. уби­тых и ок. 899 тыс. ра­не­ных.

Лит.: Мо­ск­ва – фрон­ту, 1941–1945: Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов. М., 1966; Му­ри­ев Д. З. Про­вал опе­ра­ции «Тай­фун». 2-е изд. М., 1972; Фе­до­ров А. Г. Авиа­ция в бит­ве под Мо­ск­вой. 2-е изд. М., 1975; Опол­че­ние на за­щи­те Мо­ск­вы: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 1978; Ан­фи­лов В. А. Кру­ше­ние по­хо­да Гит­ле­ра на Мо­ск­ву, 1941. М., 1989; Во­робь­ев Е. З. Мо­ск­ва. Близ­ко к серд­цу. Стра­ни­цы ге­рои­че­ской за­щи­ты го­ро­да, 1941–1942. 2-е изд. М., 1989; Сам­со­нов A. M. Мо­ск­ва, 1941 год: от тра­ге­дии по­ра­же­ний к ве­ли­кой по­бе­де. М., 1991; Бит­ва за сто­ли­цу: Сб. до­ку­мен­тов: В 2 т. М., 1994; Мо­ск­ва во­ен­ная, 1941–1945: Ме­муа­ры и ар­хив­ные до­ку­мен­ты. М., 1995; Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная: Сб. до­ку­мен­тов. М., 1997. Т. 4(1): Бит­ва под Мо­ск­вой; Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на 1941–1945: Во­ен­но-ис­то­ри­че­ские очер­ки. М., 1998. Кн. 1: Су­ро­вые ис­пы­та­ния; 60 лет бит­вы под Мо­ск­вой в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не: уро­ки и вы­во­ды. М., 2002; Ко­ма­ров Н. Я., Ку­ма­нев Г. А. Бит­ва под Мо­ск­вой. Про­лог Ве­ли­кой По­бе­ды: Ис­то­ри­че­ский днев­ник. Ком­мен­та­рии. М., 2005; Нев­зо­ров Б. И. Мо­с­ков­ская бит­ва. 1941–1942. М., 2006; Ми­рен­ков А. И. Во­ен­но-эко­но­ми­че­ский фак­тор в Бит­ве под Мо­ск­вой // Во­ен­но-ис­то­ри­че­ский жур­нал. 2006. № 5; Жук Ю. А. Не­из­вест­ные стра­ни­цы бит­вы за Мо­ск­ву: Крах опе­ра­ции «Тай­фун». М., 2008.

Вернуться к началу