ФА́УСТ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФА́УСТ (Faust), персонаж ряда произведений зап.-европ. литературы и искусства 16–20 вв. Изначально – герой оформившейся в период Реформации нем. легенды об учёном (по некоторым данным, о реально существовавшем на рубеже 15–16 вв.), который в погоне за знанием и земными наслаждениями заключил договор с дьяволом. Повествование о Ф. отразило влияние многочисл. нар. преданий о чернокнижниках и магах, мотивы раннехристианской житийной и демонологич. традиций Средневековья и Возрождения. В кон. 16 в. появились народные книги о Ф. («История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», изд. И. Шписом, 1587; и др.), легенда получила драматич. обработку («Трагическая история доктора Фауста» К. Марло, 1588–89, изд. в 1604). В 17 в. сюжет о Ф. пользовался популярностью в народном (в т. ч. кукольном) театре. Особую популярность образ Ф. – бунтаря, стремящегося познать жизнь во всей её полноте, приобрёл в эпоху «Бури и натиска» (Ф. Мюллер, Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер) и романтизма (А. фон Шамиссо, Н. Ленау, Г. Гейне). Самым значит. произведением о Ф. стала филос. драма «Фауст» И. В. Гёте. Сюжет остаётся популярным и в 20–21 вв. (роман «Доктор Фаустус» Т. Манна, 1947; повесть «Канун Фауста» А. Биой Касареса, 1949; и др.). В рус. лит-ре интерес к образу Ф. проявляли А. С. Пушкин («Сцена из Фауста», 1825), И. С. Тургенев, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов и др. История о Ф. легла в основу произведений живописи (Рембрандт, Э. Делакруа, М. А. Врубель), музыки (Л. Шпор, Ш. Гуно, А. Г. Шнитке), кинофильмов (Ж. Мельес, Ф. В. Мурнау, Р. Клер, А. Н. Сокуров и др.).