ТАНГУ́ТСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАНГУ́ТСКИЙ ЯЗЫ́К (язык Западного Ся), язык тангутов. Офиц. яз. гос-ва Си Ся (Зап. Ся); один из важных языков ср.-век. центр.-азиат. буддизма. Зафиксирован в письм. памятниках 11–16 вв., происходящих как с территории Си Ся, так и из районов за его пределами. Б. ч. дошедшего до нашего времени корпуса памятников Т. я. составляют буддийские тексты.
Т. я. принадлежит к вост. тибето-бирманским языкам (большинство исследователей относят его к их цянской ветви). Данные Т. я., наряду с данными др. древних письм. сино-тибетских языков семьи (тибетского языка, бирманского языка и китайского языка), важны для реконструкции сино-тибет. праязыка. Сохранившиеся памятники не позволяют пока сделать окончат. вывод о диал. членении Т. я., однако тексты, отражающие разные функциональные стили, демонстрируют некоторые лексич. различия.
Фонетика Т. я. подробно описана в рамках местной филологич. традиции, но её интерпретация осложняется как идеографич. характером тангутской письменности, так и тем обстоятельством, что б. ч. иноязычных транскрипций тангутских иероглифов представлена кит. транскрипциями, также записанными идеографич. письмом.
Типологически Т. я. (как и др. вост. тибето-бирм. языки) относится к изолирующим языкам с ярко выраженным моносиллабич. характером (см. Моносиллабизм). Как и в др. языках Вост. Азии, тангутский слог состоит из консонантной инициали (частный случай – нулевая инициаль) и вокалич. финали, которая может включать в себя полугласную медиаль, т. е. имеет вид «согласный + гласный». Слог – носитель фонологически значимого тона. Обычно в Т. я. реконструируют 2 тона – ровный и восходящий. Подавляющее большинство слогов реконструируются как открытые – с простым гласным, назализованным гласным или дифтонгом в конце. Вопрос о консонантных терминалях слогов (их конечных согласных) и возможности скопления согласных в начале слога остаётся открытым в силу разл. интерпретаций сохранившихся данных о тангутской фонетике. Техника соединения морфем агглютинативная (см. Агглютинация), хотя присутствуют и отд. элементы флективности (напр., чередование глагольных основ).
Части речи морфологически не выделяются, гл. критерий для их выделения – сочетаемость с др. знаменат. и служебными морфемами.
В Т. я., как в тибетском и бирманском, представлены т. н. падежные постпозитивные показатели, выражающие разл. отношения в синтаксич. группе, однако, в отличие от флективных падежных показателей индоевропейских языков, тангутские показатели могут оформлять не только отд. слова, но и целые синтаксич. группы.
Порядок слов тибето-бирманский – «субъект + объект + предикат». Относит. определения (выражающие отношения) предшествуют определяемому слову, а качественные – следуют за ним. Служебные морфемы могут располагаться как перед, так и после знаменат. слов, к которым они относятся. Как и в кит. яз., морфемы со значением направления движения (т. н. направительные) при глаголах часто выполняют функции видо-временны́х показателей.
В Т. я. представлена как исконная лексика, так и значит. число заимствований из кит. яз. и санскрита. Санскритские заимствования встречаются в осн. в буддийских текстах и записываются специально созданными фонетич. знаками.
Прототипом для тангутского идеографич. (иероглифич.) письма послужило китайское письмо, однако, в отличие от него, тангутская письменность не проходила длительной эволюции, а была создана и введена в офиц. употребление в гос-ве Си Ся в исторически сжатые сроки в 1030-е гг. Насчитывается ок. 6 тыс. тангутских иероглифов. По сравнению с кит. письмом в тангутском письме в значительно большей степени реализован именно идеографич. принцип построения знаков, предполагающий наличие определённой семантич. связи между компонентами иероглифа и его значением.
Изучением Т. я. и лит-ры занимается спец. дисциплина – тангутоведение.