САА́МСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САА́МСКИЕ ЯЗЫКИ́, подгруппа финно-волжских языков. Распространены на Скандинавском п-ове (север Швеции и Норвегии), в Финляндии (Лапландия) и в РФ на Кольском п-ове (Мурманская обл.); см. также Саамы. Общее число говорящих ок. 24 тыс. чел. (2014, оценка).
С. я. генетически наиболее близки к прибалтийско-финским языкам. Живые С. я. делятся на 2 группы: западные [уме-саамский (Швеция), южносаамский (ок. 600 чел.), луле-саамский (не более 2 тыс. чел.), пите-саамский (все три – в Швеции и Норвегии), северносаамский (св. 20 тыс. чел.; Швеция, Норвегия, Финляндия) языки] и восточные [инари-саамский (ок. 300 чел.; Финляндия), колтта-саамский (чуть более 400 чел.; Финляндия, РФ), кильдинский (ок. 300 чел.), йоканьгско-саамский (оба – в РФ) языки]. Оценки численности говорящих на уме-саамском, пите-саамском и йоканьгско-саамском языках колеблются от 2 до 20 чел. К С. я. относился и недавно вымерший бабинский яз. (РФ). В более ранней традиции южносаамский и уме-саамский языки выделялись в южную группу. В сов. традиции саамские идиомы рассматривались как единый саамский яз. с множеством далеко разошедшихся диалектов.
В вокализме С. я. имеется противопоставление гласных по долготе-краткости. Есть дифтонги и трифтонги. Ударение на 1-м слоге. В консонантизме противопоставляются одиночные и геминированные (см. Геминаты) согласные. Присутствуют очень сложные количественные и качественные морфонологич. чередования, в результате которых развилась внутр. флексия при сохранении и агглютинативного (см. Агглютинация) способа соединения морфем.
В С. я. в разной степени сохраняются дв. ч. и категория посессивности. В именном склонении – от 8 до 9 падежей. Имеются послелоги и предлоги. В зап. С. я. прилагательные в атрибутивной функции согласуются с существительными.
Наклонения глагола: индикатив, императив, кондиционалис, потенциалис. Формы презенса (используется для выражения наст. и буд. времени) и имперфекта образуются синтетически, перфекта и плюсквамперфекта – аналитически (см. Синтетизм, Аналитизм). В восточных С. я. существуют спец. имперсональные глагольные формы. Отрицание в глаголе выражается с помощью спец. отрицательного глагола, в имени – с помощью отрицательной частицы.
Глагольное словообразование гл. обр. суффиксальное, в именном представлено очень продуктивное словосложение.
В С. я. много лексики, общей с прибалтийско-фин. языками, есть некоторое количество общих с самодийскими языками корней, которые не встречаются в др. уральских языках. Заимствования – из германских языков и балтийских языков, в колтта-саамском, кильдинском и йоканьгско-саамском языках много старых рус. заимствований.
Наиболее функционально развитый, употребляющийся во всех сферах, имеющий наибольшее число носителей – северносаамский яз.
Впервые саамская письменность на лат. графич. основе была создана миссионерами в 17 в. для швед. саамов (для уме-саамского яз.); лит. яз. (использовался всеми швед. саамами) назывался старым шведско-саамским, с 18 в. он стал называться южносаамским лит. языком. Норв. саамы имеют письменность с 18 в., финские – с сер. 19 в. (оба алфавита – на основе латиницы). В Рос. империи во 2-й пол. 19 в. издавались книги для кольских саамов с использованием алфавита на кириллич. основе. В 1933 для них был утверждён алфавит на лат. основе, в 1937 заменённый на кириллический (распространения не получил); в 1980-х гг. разработан новый вариант кириллич. письменности для С. я. РФ.
В Мурманской обл. в школе факультативно преподают кильдинский яз. В Финляндии дети-саамы, живущие в обл. Лаппи, имеют право получать осн. часть среднего образования на родном языке. В Швеции для детей-саамов в качестве альтернативных швед. школам существуют саамские школы, по статусу эквивалентные общеобразовательным. В Норвегии среднее образование на одном из С. я. можно получить как в регионе проживания саамов, так и за его пределами; здесь также имеется высшее образование на С. я. Во всех странах, где распространены С. я., издаётся лит-ра, периодика на них, есть саамское радио, в Норвегии, Швеции, Финляндии – телевидение.
Изучение С. я. началось в Швеции в 1-й пол. 18 в. (словарь и грамматика южносаамского яз. П. Фьелльстрёма). В Норвегии в сер. 18 в. К. Леем опубликовал словарь северносаамского яз. и грамматику его порсангерского диалекта. В 19 в. С. я. в Финляндии и России изучал М. А. Кастрен. Затем их исследованием занимались К. Б. Виклунд, Б. Коллиндер, Б. Викман (Швеция); И. Халас (Венгрия); А. Генец, Э. Итконен (Финляндия); Г. М. Керт (Россия) и др.