Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САА́МЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 168-169

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Б. Агранат

САА́МЫ (са­мо­на­зва­ния – саммь, sámit, sampelaš; др.-рус. лопь, ус­тар. – ло­па­ри, ло­п­ля­не, ла­планд­цы), фин­но­угор­ский на­род в Сев. Ев­ро­пе (Ла­план­дия). Жи­вут на се­ве­ре Нор­ве­гии (фюль­ке Фин­н­марк), Шве­ции (лен­ны Нор­рбот­тен, Вес­тер­бот­тен и Емт­ланд), Фин­лян­дии (се­вер обл. Лап­пи) и край­нем се­ве­ро-за­па­де Рос­сии (1,8 тыс. чел., из них в Мур­ман­ской обл. 1,6 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись). Под­раз­де­ля­ют­ся на груп­пы: северные С. (ме­ж­ду сев. по­бе­режь­ем Скан­ди­нав­ско­го п-ова до о-вов Вес­те­ро­лен на за­па­де, вер­ховь­я­ми р. Муо­нио­эль­вен на юге и вер­ховь­я­ми р. Лот­та на вос­то­ке; ок. 40 тыс. чел. в Нор­ве­гии, 5,5 тыс. чел. в Шве­ции и 4 тыс. чел. в Фин­лян­дии – 2015, оцен­ка), лу­ле (ме­ж­ду ре­ка­ми Рау­тасйо­ки и Вис­тас­ваг­ге и Утфут-фьор­дом на се­ве­ре, р. Пи­те­эль­вен и Шер­стад-фьор­дом на юге; 6,5 тыс. чел. в Шве­ции и 1,7 тыс. чел. в Нор­ве­гии), пи­те (до р. Бюс­ке­эль­вен и зал. Нур­ра­на на юге; 2 тыс. чел. в Шве­ции), уме (до вер­ховь­ев р. Уме­эль­вен на юге; 1 тыс. чел. в Шве­ции), южные С. (до вер­ховь­ев р. Эс­тер­далэль­вен и Трон­хеймс-фьор­да на юге; 0,7 тыс. чел. в Нор­ве­гии и 0,6 тыс. чел. в Шве­ции), ина­ри (близ. оз. Ина­ри; 0,7 тыс. чел. в Фин­лян­дии), кол­та (ме­ж­ду оз. Ина­ри на за­па­де, р. Лот­та на юге и р. Ту­ло­ма на вос­то­ке; 0,5 тыс. чел. в Фин­лян­дии и 0,5 тыс. чел. в Рос­сии), киль­дин­ские (ме­ж­ду ре­ка­ми Ту­ло­ма и Ёна на за­па­де и р. Ио­кан­га и вер­ховь­я­ми р. Па­на на вос­то­ке; 0,6 тыс. чел. в Рос­сии) и ио­канг­ские, или тер­ские (ме­ж­ду р. Ио­кан­га на се­ве­ре и р. Большая Вар­зу­га и пос. Со­снов­ка на юге; 0,6 тыс. чел. в Рос­сии), С. От­но­сят­ся к ла­по­но­ид­ной ра­се, го­во­рят на са­ам­ских язы­ках; распространены также норв., швед., фин. и рус. языки. Ве­рую­щие – лю­те­ра­не и пра­во­слав­ные.

Пред­ки С. бы­ли рас­се­ле­ны от Фин­лян­дии и Ка­ре­лии до Сев. Дви­ны, Ме­зе­ни и Вол­го-Двин­ско­го ме­ж­ду­ре­чья. Им при­пи­сы­ва­ют куль­ту­ры с квар­ци­то­вым ин­вен­та­рём (Ком­са), Спер­рингс, ямоч­но-гре­бен­ча­той и ас­бе­сто­вой ке­ра­ми­ки, ла­планд­скую куль­ту­ру. В 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. этот аре­ал был за­се­лён с вос­то­ка и юга при­бал­тий­ско-фин. груп­пой фин­но-угров, об­ра­зо­вав­ших общ­ность с С.; язы­ко­вые кон­так­ты ме­ж­ду ни­ми пре­рва­лись в 5 в.

Осн. тра­диц. за­ня­тие зап. С. внутр. лес­ных рай­онов (реч­ных С.) – охо­та на ди­ко­го оле­ня и пуш­но­го зве­ря, на мор. по­бе­ре­жье (мор­ские С.) – про­мы­сел трес­ки и сём­ги. С 17 в. раз­ви­ва­ет­ся оле­не­вод­ст­во (у зап. гор­ных С. и осо­бен­но у вост. С.; ха­рак­тер­на осо­бая по­ро­да оле­ня). Вост. С. вы­па­са­ли оле­ней (зи­мой во внут­рен­них, ле­том – в при­бреж­ных рай­онах) ста­да­ми по 50–100 го­лов с оле­не­гон­ной со­ба­кой, ле­том ис­поль­зо­ва­ли под вьюк, зи­мой за­пря­га­ли в од­но­по­лоз­ные са­ни-ке­рё­жу (ке­реш) с круг­лым или ши­ро­ким пло­ским дном и вы­со­ким за­гну­тым но­сом. Пе­ре­ко­чёв­ки со­вер­ша­ли груп­пы по од­ной или неск. родств. се­мей, зи­мой объ­е­ди­няв­шие­ся в по­се­ле­нии-по­гос­те в об­щи­ну (сыййт) до 300 чел.; ле­том на по­бе­ре­жье ло­ви­ли ры­бу и про­мыш­ля­ли мор. зве­ря. Зап. груп­пы С. в лес­ной зо­не не со­вер­ша­ли да­лё­ких пе­ре­ко­чё­вок, а де­ла­ли днев­ные пе­ре­хо­ды в ок­ре­ст­но­стях сво­его по­гос­та; у них бы­ло из­вест­но дое­ние оле­ней. В кон. 19 в. у кольских С. са­амская сис­те­ма оле­не­вод­ст­ва под влия­ни­ем ижем­цев вы­тес­не­на са­мо­дий­ской.

Норвежские саамы в традиционном жилище кота.

Ар­ха­ич. тип жи­ли­ща – дву­скат­ная кар­кас­ная по­строй­ка (ку­эдть, ко­та, рус. ве­жа), кры­тая дре­вес­ной ко­рой и дёр­ном. В цен­тре ве­жи уст­раи­ва­ли очаг с кот­лом, ближ­няя к вхо­ду (юж­ная) по­ло­ви­на счи­та­лась жен­ской, с про­ти­во­по­лож­ной (се­вер­ной) сто­ро­ны уст­раи­ва­лось ри­ту­аль­ное «чис­тое ме­сто» (лупс); в сев. сте­не де­ла­ли ри­ту­аль­ную дверь по­асс, че­рез ко­то­рую ухо­ди­ли на про­мы­сел и воз­вра­ща­лись охот­ни­ки. С 19 в. рас­про­стра­ни­лись сруб­ные по­строй­ки (у вост. С. – пырт, у зап. С. – ту­па). При пе­ре­ко­чёв­ках жи­ли в па­лат­ках ти­па чу­ма (у вост. С. – ку­вак­са, у зап. С. – ко­та). Тра­диц. оде­ж­да у муж­чин и жен­щин – су­кон­ная ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (юпа, куфт) с цель­но­крое­ным ру­ка­вом и длин­ная глу­хая ру­ба­ха из олень­их шкур (у вост. С. – пе­чок, у зап. С. – пэск, мудд) с пле­че­вы­ми встав­ка­ми и бо­ко­вы­ми клинь­я­ми; с кон. 19 в. – ма­ли­ца, по­лот­ня­ная или сит­це­вая ру­ба­ха (пайт) со шта­на­ми у муж­чин и пря­мым са­ра­фа­ном у жен­щин. Обувь (вы­со­кие са­по­ги – яры дли­ной до па­ха, при­ши­вав­шие­ся к ко­рот­ким шта­нам кад­тэ; низ­кие – кань­ги с за­вяз­ка­ми-обо­ра­ми) ши­лась ме­хом на­ру­жу; ха­рак­те­рен длин­ный, за­гну­тый квер­ху, но­сок. Го­лов­ной убор – вы­со­кая шап­ка (кабь­перь, рус. ла­туш­ка) из раз­но­цвет­но­го сук­на (у муж­чин – с квад­рат­ной, у жен­щин – с круг­лой туль­ёй) на ме­хо­вой под­клад­ке с на­уш­ни­ка­ми, ук­ра­шен­ная ап­пли­ка­ци­ей, би­се­ром, жем­чу­гом и др. Ле­том жен­щи­ны но­си­ли убор ти­па ко­кош­ни­ка (шам­шур, шамш), де­вуш­ки – ве­нок (пе­ре­веськ) на бе­ре­стя­ной ос­но­ве, об­тя­ну­тый крас­ным сук­ном и рас­ши­тый би­се­ром.

У С. от­сут­ст­во­ва­ла ро­до­вая ор­га­ни­за­ция. Сыййты управ­ля­лись об­щим схо­дом (сходт, со­бэр, суййм, нор­рос). Свя­ти­ли­ща­ми (сийт, сейд, сит­те, сай­воё) слу­жи­ли кам­ни ан­тро­по- или зоо­морф­ной фор­мы, со­ору­же­ния из кам­ней (в т. ч. ла­би­рин­ты), ска­лы, пе­ще­ры, стол­бы или де­рев. идо­лы и др. Со­хра­ни­лись ос­тат­ки куль­та вер­хов­но­го бо­га Юб­ме­ля (Иб­мель), бо­га-гро­мов­ни­ка (Ти­ер­мес, Ук­ко, Ук­ко­нен, Хо­ра­к­ва­лес), бо­га солн­ца (Пей­ве, Бяй­вэ), ду­хов-хо­зя­ев, се­мей­ных по­кро­ви­те­лей (сай­во), мед­вежь­е­го куль­та (мес­та­ми су­ще­ст­во­вал мед­ве­жий празд­ник), пред­став­ле­ний о Ниж­нем ми­ре (Ту­от-илм­би) и его оби­та­те­лях-кар­ли­ках (ку­фих­тар, ил­да), ска­за­ния об оле­не-пра­ро­ди­те­ле с зо­ло­ты­ми ро­га­ми Мян­да­ше; ша­ма­ны (ной­да, но­ай­де) име­ли ша­ман­ские буб­ны (рум­пу) с ко­ло­туш­кой. Коль­ские С. бы­ли об­ра­ще­ны в пра­во­сла­вие в 1-й пол. 16 в. прп. Фео­до­ри­том Коль­ским, пер­вым строи­те­лем церк­ви и ос­но­ва­те­лем мо­на­сты­ря в Кан­да­лак­ше и со­зда­те­лем пер­вой са­ам­ской пись­мен­но­сти, и его со­труд­ни­ком прп. Три­фо­ном Пе­ченг­ским. Зап. С. обращены в лютеранство в 17 в.

Уст­ное твор­че­ст­во. Са­ам­ские сказ­ки (мо­ай­нас) у кольских С. вклю­ча­ют пе­сен­ные встав­ки; не­ко­то­рые сю­же­ты за­им­ст­во­ва­ны у рус­ских (об Иване-ца­ре­ви­че, о по­пе и его ра­бот­ни­ке и др.). Осн. фор­ма тра­диц. му­зи­ци­ро­ва­ния – во­каль­ные им­про­ви­за­ции (йой­ги, йой­ки): лич­ные и си­туа­ци­он­ные (по­след­ние ис­пол­ня­ют­ся в до­ро­ге, на про­мыс­ле и др., рас­ска­зы­ва­ют об оле­не, тун­д­ре и т. д.). Функ­цио­наль­ная роль тек­ста не­зна­чи­тель­на, ор­га­ни­зую­щий эле­мент – ритм. По­хо­рон­ные и рек­рут­ские при­чи­та­ния (ит­ку­вир­рет) ис­пол­ня­ют­ся соль­но жен­щи­на­ми. Из­вест­ны так­же риф­мо­ван­ные пес­ни и час­туш­ки (лавв­лэ). Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – гу­дел­ка (наввьт), жуж­жал­ка (хо­уфф).

В 20 в. скла­ды­ва­ет­ся проф. лит-ра саа­мов. С кон. 20 в. в Финляндии, Швеции и Норвегии, с 2010 в России существуют саамские выборные представит. органы («парламенты»).

Лит.: Ха­ру­зин Н. Н. Рус­ские ло­па­ри. М., 1890; Чар­но­лус­ский В. В. Ма­те­риа­лы по бы­ту ло­па­рей. Л., 1930; Лукь­ян­чен­ко Т. В. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра саа­мов (ло­па­рей) Коль­ско­го по­лу­ост­ро­ва в кон­це XIX–ХХ в. М., 1971; Са­ам­ские сказ­ки / Под ред. Г. М. Кер­та. Мур­манск, 1980; Тра­ви­на И. К. Са­ам­ские на­род­ные пес­ни. М., 1987; Про­ис­хо­ж­де­ние саа­мов: (по дан­ным ан­тро­по­ло­гии и ар­хео­ло­гии). М., 1991; Хо­мич Л. В. Саа­мы. СПб., 1999; Кастрен М. А. Соч. Тюмень, 1999. Т. 1: Лапландия. Карелия. Россия; Саа­мы // При­бал­тий­ско-фин­ские на­ро­ды Рос­сии. М., 2003; The Saami: a cultural encyclo­paedia. [Hels.], 2005.

Вернуться к началу