САА́МЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САА́МЫ (самоназвания – саммь, sámit, sampelaš; др.-рус. лопь, устар. – лопари, лопляне, лапландцы), финноугорский народ в Сев. Европе (Лапландия). Живут на севере Норвегии (фюльке Финнмарк), Швеции (ленны Норрботтен, Вестерботтен и Емтланд), Финляндии (север обл. Лаппи) и крайнем северо-западе России (1,8 тыс. чел., из них в Мурманской обл. 1,6 тыс. чел. – 2010, перепись). Подразделяются на группы: северные С. (между сев. побережьем Скандинавского п-ова до о-вов Вестеролен на западе, верховьями р. Муониоэльвен на юге и верховьями р. Лотта на востоке; ок. 40 тыс. чел. в Норвегии, 5,5 тыс. чел. в Швеции и 4 тыс. чел. в Финляндии – 2015, оценка), луле (между реками Раутасйоки и Вистасвагге и Утфут-фьордом на севере, р. Питеэльвен и Шерстад-фьордом на юге; 6,5 тыс. чел. в Швеции и 1,7 тыс. чел. в Норвегии), пите (до р. Бюскеэльвен и зал. Нуррана на юге; 2 тыс. чел. в Швеции), уме (до верховьев р. Умеэльвен на юге; 1 тыс. чел. в Швеции), южные С. (до верховьев р. Эстердалэльвен и Тронхеймс-фьорда на юге; 0,7 тыс. чел. в Норвегии и 0,6 тыс. чел. в Швеции), инари (близ. оз. Инари; 0,7 тыс. чел. в Финляндии), колта (между оз. Инари на западе, р. Лотта на юге и р. Тулома на востоке; 0,5 тыс. чел. в Финляндии и 0,5 тыс. чел. в России), кильдинские (между реками Тулома и Ёна на западе и р. Иоканга и верховьями р. Пана на востоке; 0,6 тыс. чел. в России) и иокангские, или терские (между р. Иоканга на севере и р. Большая Варзуга и пос. Сосновка на юге; 0,6 тыс. чел. в России), С. Относятся к лапоноидной расе, говорят на саамских языках; распространены также норв., швед., фин. и рус. языки. Верующие – лютеране и православные.
Предки С. были расселены от Финляндии и Карелии до Сев. Двины, Мезени и Волго-Двинского междуречья. Им приписывают культуры с кварцитовым инвентарём (Комса), Сперрингс, ямочно-гребенчатой и асбестовой керамики, лапландскую культуру. В 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. этот ареал был заселён с востока и юга прибалтийско-фин. группой финно-угров, образовавших общность с С.; языковые контакты между ними прервались в 5 в.
Осн. традиц. занятие зап. С. внутр. лесных районов (речных С.) – охота на дикого оленя и пушного зверя, на мор. побережье (морские С.) – промысел трески и сёмги. С 17 в. развивается оленеводство (у зап. горных С. и особенно у вост. С.; характерна особая порода оленя). Вост. С. выпасали оленей (зимой во внутренних, летом – в прибрежных районах) стадами по 50–100 голов с оленегонной собакой, летом использовали под вьюк, зимой запрягали в однополозные сани-керёжу (кереш) с круглым или широким плоским дном и высоким загнутым носом. Перекочёвки совершали группы по одной или неск. родств. семей, зимой объединявшиеся в поселении-погосте в общину (сыййт) до 300 чел.; летом на побережье ловили рыбу и промышляли мор. зверя. Зап. группы С. в лесной зоне не совершали далёких перекочёвок, а делали дневные переходы в окрестностях своего погоста; у них было известно доение оленей. В кон. 19 в. у кольских С. саамская система оленеводства под влиянием ижемцев вытеснена самодийской.
Архаич. тип жилища – двускатная каркасная постройка (куэдть, кота, рус. вежа), крытая древесной корой и дёрном. В центре вежи устраивали очаг с котлом, ближняя к входу (южная) половина считалась женской, с противоположной (северной) стороны устраивалось ритуальное «чистое место» (лупс); в сев. стене делали ритуальную дверь поасс, через которую уходили на промысел и возвращались охотники. С 19 в. распространились срубные постройки (у вост. С. – пырт, у зап. С. – тупа). При перекочёвках жили в палатках типа чума (у вост. С. – кувакса, у зап. С. – кота). Традиц. одежда у мужчин и женщин – суконная туникообразная рубаха (юпа, куфт) с цельнокроеным рукавом и длинная глухая рубаха из оленьих шкур (у вост. С. – печок, у зап. С. – пэск, мудд) с плечевыми вставками и боковыми клиньями; с кон. 19 в. – малица, полотняная или ситцевая рубаха (пайт) со штанами у мужчин и прямым сарафаном у женщин. Обувь (высокие сапоги – яры длиной до паха, пришивавшиеся к коротким штанам кадтэ; низкие – каньги с завязками-оборами) шилась мехом наружу; характерен длинный, загнутый кверху, носок. Головной убор – высокая шапка (кабьперь, рус. латушка) из разноцветного сукна (у мужчин – с квадратной, у женщин – с круглой тульёй) на меховой подкладке с наушниками, украшенная аппликацией, бисером, жемчугом и др. Летом женщины носили убор типа кокошника (шамшур, шамш), девушки – венок (перевеськ) на берестяной основе, обтянутый красным сукном и расшитый бисером.
У С. отсутствовала родовая организация. Сыййты управлялись общим сходом (сходт, собэр, суййм, норрос). Святилищами (сийт, сейд, ситте, сайвоё) служили камни антропо- или зооморфной формы, сооружения из камней (в т. ч. лабиринты), скалы, пещеры, столбы или дерев. идолы и др. Сохранились остатки культа верховного бога Юбмеля (Ибмель), бога-громовника (Тиермес, Укко, Укконен, Хораквалес), бога солнца (Пейве, Бяйвэ), духов-хозяев, семейных покровителей (сайво), медвежьего культа (местами существовал медвежий праздник), представлений о Нижнем мире (Туот-илмби) и его обитателях-карликах (куфихтар, илда), сказания об олене-прародителе с золотыми рогами Мяндаше; шаманы (нойда, ноайде) имели шаманские бубны (румпу) с колотушкой. Кольские С. были обращены в православие в 1-й пол. 16 в. прп. Феодоритом Кольским, первым строителем церкви и основателем монастыря в Кандалакше и создателем первой саамской письменности, и его сотрудником прп. Трифоном Печенгским. Зап. С. обращены в лютеранство в 17 в.
Устное творчество. Саамские сказки (моайнас) у кольских С. включают песенные вставки; некоторые сюжеты заимствованы у русских (об Иване-царевиче, о попе и его работнике и др.). Осн. форма традиц. музицирования – вокальные импровизации (йойги, йойки): личные и ситуационные (последние исполняются в дороге, на промысле и др., рассказывают об олене, тундре и т. д.). Функциональная роль текста незначительна, организующий элемент – ритм. Похоронные и рекрутские причитания (иткувиррет) исполняются сольно женщинами. Известны также рифмованные песни и частушки (лаввлэ). Среди муз. инструментов – гуделка (наввьт), жужжалка (хоуфф).
В 20 в. складывается проф. лит-ра саамов. С кон. 20 в. в Финляндии, Швеции и Норвегии, с 2010 в России существуют саамские выборные представит. органы («парламенты»).