Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧУМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 654

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Плужников
Зимний чум у ненцев.

ЧУМ (ко­ми чом; не­нец­кое мя, нга­на­сан­ское ма; хан­тый­ское ёрн-хот, ман­сий­ское ёрн кол – «не­нец­кий дом»; сель­куп­ское мот; кет­ское кусь; эвен­кий­ское дю; не­ги­даль­ское джок­ча; удэ­гей­ское чо­ло; ту­вин­ское ча­дыр-ог, ала­жы-ог; якут. тор­дох-бьне), пе­ре­нос­ное жи­ли­ще у на­ро­дов Си­би­ри. У оле­не­во­дов тун­д­ры слу­жил по­сто­ян­ным, в тай­ге – вре­мен­ным или се­зон­ным жи­ли­щем. Ко­нич. кар­кас (диа­метр 3–9 м, выс. до 5 м) из шес­тов крыл­ся по­крыш­ка­ми, зи­мой – из олень­их шкур (ню­ки), ле­том – из ров­ду­ги или спе­ци­аль­но об­ра­бо­тан­ной ко­ры, в т. ч. бе­ре­сты (тис­ки); ввер­ху Ч. ос­тав­ля­ли ды­мо­вое от­вер­стие, при­кры­тое кла­па­ном. Для ус­та­нов­ки од­но­го Ч. тре­бо­ва­лось 20–60 шес­тов; ус­та­нов­ка про­во­ди­лась в стро­гом по­ряд­ке, ше­сты раз­ли­ча­лись по на­зна­че­нию и на­зва­ни­ям. При пе­ре­ко­чёв­ках в тун­д­ре шес­ты пе­ре­во­зи­лись на нар­тах или при вер­хо­вой ез­де – во­ло­ком, в тай­ге – де­ла­лись ка­ж­дый раз за­но­во. По кон­ст­рук­ции раз­ли­ча­лись са­мо­дий­ский (шес­ты со­еди­ня­ют­ся че­рез от­вер­стия на кон­цах ре­мен­ной или ве­рё­воч­ной пет­лёй: нен­цы, сев. хан­ты и ман­си, ко­ми-ижем­цы, сель­ку­пы), нга­на­сан­ский (от­вер­стия на кон­цах гл. шес­та по­зво­ля­ют ре­гу­ли­ро­вать диа­метр и вы­со­ту Ч.), кет­ский и сая­но-ал­тай­ский (шес­ты со­еди­ня­ют­ся раз­вил­ка­ми на кон­цах и об­ру­ча­ми), ту­вин­ский (у тод­жин­цев кон­цы шес­тов встав­ля­лись кон­ца­ми в об­руч, как у юр­ты) и тун­гус­ский (три гл. шес­та со­еди­не­ны встык кон­ца­ми или свя­за­ны ве­рёв­кой) ти­пы Ч. В цен­тре Ч. уст­раи­вал­ся очаг, над ко­то­рым на осо­бых жер­дях под­ве­ши­ва­ли ко­тёл; ме­сто в Ч. за оча­гом счи­та­лось наи­бо­лее по­чёт­ным, свя­щен­ным (см. илл. к ст. Нга­на­са­ны).

Лит.: По­пов А. А. Жи­ли­ще // Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский ат­лас Си­би­ри. М.; Л., 1961.

Вернуться к началу