ЧУМ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧУМ (коми чом; ненецкое мя, нганасанское ма; хантыйское ёрн-хот, мансийское ёрн кол – «ненецкий дом»; селькупское мот; кетское кусь; эвенкийское дю; негидальское джокча; удэгейское чоло; тувинское чадыр-ог, алажы-ог; якут. тордох-бьне), переносное жилище у народов Сибири. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. Конич. каркас (диаметр 3–9 м, выс. до 5 м) из шестов крылся покрышками, зимой – из оленьих шкур (нюки), летом – из ровдуги или специально обработанной коры, в т. ч. бересты (тиски); вверху Ч. оставляли дымовое отверстие, прикрытое клапаном. Для установки одного Ч. требовалось 20–60 шестов; установка проводилась в строгом порядке, шесты различались по назначению и названиям. При перекочёвках в тундре шесты перевозились на нартах или при верховой езде – волоком, в тайге – делались каждый раз заново. По конструкции различались самодийский (шесты соединяются через отверстия на концах ременной или верёвочной петлёй: ненцы, сев. ханты и манси, коми-ижемцы, селькупы), нганасанский (отверстия на концах гл. шеста позволяют регулировать диаметр и высоту Ч.), кетский и саяно-алтайский (шесты соединяются развилками на концах и обручами), тувинский (у тоджинцев концы шестов вставлялись концами в обруч, как у юрты) и тунгусский (три гл. шеста соединены встык концами или связаны верёвкой) типы Ч. В центре Ч. устраивался очаг, над которым на особых жердях подвешивали котёл; место в Ч. за очагом считалось наиболее почётным, священным (см. илл. к ст. Нганасаны).