Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́ТСКИЙ ЯЗЫ́К

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Нефёдов

КЕ́ТСКИЙ ЯЗЫ́К (ус­тар. – ени­сей­ско-ос­тяц­кий язык), язык ке­тов. Рас­про­стра­нён на се­ве­ре Крас­но­яр­ско­го края (в Ту­ру­хан­ском р-не, а так­же на юго-востоке Эвен­кий­ско­го р-на) – вдоль Ени­сея и его при­то­ков. На­хо­дит­ся на гра­ни ис­чез­но­ве­ния: по дан­ным пе­ре­пи­си 2010, из 1,2 тыс. ке­тов на К. я. го­во­рят 213 чел., по оцен­кам спе­циа­ли­стов, чис­ло ком­пе­тент­ных но­си­те­лей язы­ка ме­нее 100.

К. я. – по­след­ний пред­ста­ви­тель ени­сей­ских язы­ков. Вме­сте с юг­ским язы­ком со­став­ля­ет их сев. ветвь. Ранее лингво­ним «К. я.» объединял два диалекта – имбатский и сымский; в совр. лингви­стике за этими идиомами закреплён ста­тус отдельных языков – собственно кет­ского и югского. В составе К. я. выделя­ют 3 осн. диа­лек­та: юж­ный, сред­ний и се­вер­ный. Диа­лек­ты под­раз­де­ля­ют­ся на го­во­ры, име­нуе­мые по назв. на­се­лён­но­го пунк­та: напр., в на­се­лён­ном пунк­те Су­ло­май – су­ло­май­ский. Наи­боль­шее чис­ло но­си­те­лей К. я. го­во­рит на юж. диа­лек­те, наи­мень­шее – на се­вер­ном.

Кетский алфавит.

Фо­но­ло­гич. сиcтема ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем сис­те­мы че­ты­рёх сло­во- и фор­мо­раз­ли­чи­тель­ных то­нов. В зависимости от подхода к фонологич. статусу вокаль­ных аллофонов инвентарь гласных вклю­ча­ет от 7 до 11 фонем. Сингармонизм от­сутствует. В отличие от коттского, в К. я. (как и в югском) сохранилась четырёх­ступенчатая система нео­губ­лен­ных глас­ных средне-заднего ряда. Характерные черты вокализма юж. диалекта – эли­минирование конечного безударного глас­ного и йотирование гласных переднего ряда i, e. На­блю­да­ют­ся раз­ли­чия в при­ро­де чет­вёр­то­го то­на по сравнению с др. диалектами. Состав согласных К. я. варь­и­ру­ется от 12 до 18 фонем в зависимости от фонологич. трактовки. В кон­со­нан­тиз­ме юж. и сев. диа­лек­ты от­ли­ча­ют­ся от сред­не­го на­ли­чи­ем ро­та­циз­ма d r и спи­ран­ти­за­ци­ей b > v. В сред­нем диа­лек­те – пе­ре­ход s š, а в се­вер­ном – час­тый пе­ре­ход s č в кон­со­нант­ных со­че­та­ни­ях ns и ls. Мор­фо­ло­гия име­ни но­сит суф­фик­саль­но-агг­лю­ти­на­тив­ный ха­рак­тер. Есть сис­те­ма клас­сов имен­ных: муж­ской, жен­ский и вещ­ный. Тра­ди­ци­он­но вы­де­ляе­мая па­деж­ная сис­те­ма (до 13 па­де­жей) но­сит б. ч. про­стран­ст­вен­ный ха­рак­тер, син­так­сич. па­де­жи от­сут­ст­ву­ют. Раз­ви­та сис­те­ма по­сле­ло­гов. Гла­голь­ная сис­те­ма по­ли­син­те­ти­че­ская. В гла­го­ле вы­ра­жа­ют­ся ка­те­го­рии вре­ме­ни и на­кло­не­ния, а так­же со­гла­со­ват. ка­те­го­рии ли­ца, клас­са и чис­ла. На­ли­чие др. ка­те­го­рий [спо­со­ба дей­ст­вия (см. Ас­пек­то­ло­гия), за­ло­га, ви­да, вер­сии и др.] ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сии. Гла­голь­ная сло­во­фор­ма стро­ит­ся на ба­зе мор­фем­ных по­ряд­ков (от 9 до 17, в за­ви­си­мо­сти от под­хо­да), в осн. пре­фик­саль­ных. Ин­кор­по­ра­ция су­ще­ст­ви­тель­ных ог­ра­ни­че­на не­сколь­ки­ми про­дук­тив­ны­ми ос­но­ва­ми. Раз­ви­та ин­кор­по­ра­ция др. час­тей ре­чи (гла­голь­но­го име­ни, при­ла­га­тель­но­го, на­ре­чия и др.). Во­прос о строе К. я. дол­гое вре­мя ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сии. Од­ни учё­ные от­но­сят его к ак­тив­но­му ти­пу, дру­гие – к но­ми­на­тив­но­му (см. Но­ми­на­тив­ный строй) с чер­та­ми ак­тив­но­го строя и эр­га­тив­но­го строя. В совр. лин­гвис­ти­ке пре­ва­ли­ру­ет точ­ка зре­ния, что на син­хрон­ном эта­пе К. я. нель­зя от­не­сти ни к од­но­му из на­зван­ных ти­пов из-за от­сут­ст­вия об­ще­го грам­ма­тич. пра­ви­ла при вы­бо­ре лич­ных по­ка­за­те­лей в гла­го­ле.

Лек­си­ка пре­им. ени­сей­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Ран­ние за­им­ст­во­ва­ния в осн. из тюрк­ских язы­ков и са­мо­дий­ских язы­ков, бо­лее позд­ние – из рус. язы­ка.

Пер­вая пись­мен­ность для К. я. бы­ла раз­ра­бо­та­на в 1934 на ба­зе ла­ти­ни­цы рос. ис­сле­до­ва­те­лем ени­сей­ских язы­ков Н. К. Кар­ге­ром. Пись­мен­ность на ос­но­ве ки­рил­ли­цы, соз­дан­ная рос. ени­сеи­стом Г. К. Вер­не­ром, бы­ла офи­ци­аль­но при­ня­та в 1985.

Лит.: Дуль­зон А. П. Кет­ские сказ­ки. Томск, 1966; он же. Кет­ский язык. Томск, 1968; Крей­но­вич Ю. А. Гла­гол кельт­ско­го язы­ка. Л., 1968; Кет­ский сбор­ник. Ми­фо­ло­гия, эт­но­гра­фия, тек­сты. М., 1969; Кет­ский сбор­ник. Лин­гвис­ти­ка. М., 1995; Werner H. Die ketische Sprache. Wiesbaden, 1997; Vajda E. Ket. Münch., 2004; Georg S. A descriptive grammar of Ket (Yenisei-Ostyak). Introduction, phonology and morphology. Folkestone, 2007.

Сло­ва­ри: Вер­нер Г. К. Кет­ско-рус­ский/рус­ско-кет­ский сло­варь. СПб., 1993; Мак­су­но­ва З. В. Крат­кий кет­ско-рус­ский сло­варь. Сред­не­кет­ский диа­лект / Под ред. Г. К. Вер­не­ра. Крас­но­ярск, 2001.

Вернуться к началу