КЕ́ТСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́ТСКИЙ ЯЗЫ́К (устар. – енисейско-остяцкий язык), язык кетов. Распространён на севере Красноярского края (в Туруханском р-не, а также на юго-востоке Эвенкийского р-на) – вдоль Енисея и его притоков. Находится на грани исчезновения: по данным переписи 2010, из 1,2 тыс. кетов на К. я. говорят 213 чел., по оценкам специалистов, число компетентных носителей языка менее 100.
К. я. – последний представитель енисейских языков. Вместе с югским языком составляет их сев. ветвь. Ранее лингвоним «К. я.» объединял два диалекта – имбатский и сымский; в совр. лингвистике за этими идиомами закреплён статус отдельных языков – собственно кетского и югского. В составе К. я. выделяют 3 осн. диалекта: южный, средний и северный. Диалекты подразделяются на говоры, именуемые по назв. населённого пункта: напр., в населённом пункте Суломай – суломайский. Наибольшее число носителей К. я. говорит на юж. диалекте, наименьшее – на северном.
Фонологич. сиcтема характеризуется наличием системы четырёх слово- и форморазличительных тонов. В зависимости от подхода к фонологич. статусу вокальных аллофонов инвентарь гласных включает от 7 до 11 фонем. Сингармонизм отсутствует. В отличие от коттского, в К. я. (как и в югском) сохранилась четырёхступенчатая система неогубленных гласных средне-заднего ряда. Характерные черты вокализма юж. диалекта – элиминирование конечного безударного гласного и йотирование гласных переднего ряда i, e. Наблюдаются различия в природе четвёртого тона по сравнению с др. диалектами. Состав согласных К. я. варьируется от 12 до 18 фонем в зависимости от фонологич. трактовки. В консонантизме юж. и сев. диалекты отличаются от среднего наличием ротацизма d > r и спирантизацией b > v. В среднем диалекте – переход s > š, а в северном – частый переход s > č в консонантных сочетаниях ns и ls. Морфология имени носит суффиксально-агглютинативный характер. Есть система классов именных: мужской, женский и вещный. Традиционно выделяемая падежная система (до 13 падежей) носит б. ч. пространственный характер, синтаксич. падежи отсутствуют. Развита система послелогов. Глагольная система полисинтетическая. В глаголе выражаются категории времени и наклонения, а также согласоват. категории лица, класса и числа. Наличие др. категорий [способа действия (см. Аспектология), залога, вида, версии и др.] остаётся предметом дискуссии. Глагольная словоформа строится на базе морфемных порядков (от 9 до 17, в зависимости от подхода), в осн. префиксальных. Инкорпорация существительных ограничена несколькими продуктивными основами. Развита инкорпорация др. частей речи (глагольного имени, прилагательного, наречия и др.). Вопрос о строе К. я. долгое время остаётся предметом дискуссии. Одни учёные относят его к активному типу, другие – к номинативному (см. Номинативный строй) с чертами активного строя и эргативного строя. В совр. лингвистике превалирует точка зрения, что на синхронном этапе К. я. нельзя отнести ни к одному из названных типов из-за отсутствия общего грамматич. правила при выборе личных показателей в глаголе.
Лексика преим. енисейского происхождения. Ранние заимствования в осн. из тюркских языков и самодийских языков, более поздние – из рус. языка.
Первая письменность для К. я. была разработана в 1934 на базе латиницы рос. исследователем енисейских языков Н. К. Каргером. Письменность на основе кириллицы, созданная рос. енисеистом Г. К. Вернером, была официально принята в 1985.