СИВИ́ЛЛА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИВИ́ЛЛА (греч. σίβυλλα, лат. Sibylla), пророчица и прорицательница, в экстазе предрекающая будущее. Согласно Марку Теренцию Варрону, имя С. переводится как «божья воля». Античная традиция знает неск. пророчиц по имени С. Одна была троянкой, дочерью сына Зевса Дардана и нереиды Несо. Первое упоминание о Дельфийской С., дочери Зевса и Ламии, относится к 8 в. до н. э. В эпоху эллинизма и рим. владычества возникли предания о нескольких С., называвшихся по местам их обитания. К девяти греч. С. – Персидской, Ливийской, Дельфийской, Киммерийской, Эритрейской, Самейской, Кумской, Геллеспонтской и Фригийской – римляне добавили десятую – Тибуртинскую, вероятно, этрусского происхождения. Из них наиболее известными были три – Дельфийская, Эритрейская и Кумская. Предсказания С. обычно делались в стихотв. форме – гексаметром. По легенде, Кумская С. была возлюбленной Аполлона и получила от бога дар прорицания. Прожив 1000 лет, она умерла дряхлой старухой. Т. н. Сивиллины книги, состоявшие, как считается, из предсказаний Кумской С., играли немалую роль в обществ. жизни рим. государства. Они хранились в храме Юпитера Капитолийского в каменном ящике и сильно пострадали при пожаре в 83, но при Августе были восстановлены. По преданию, Эритрейская С. предсказала пришествие Иисуса Христа.
Иконография
Фигуры отдельных С., дополняющих пророческие ряды, начинают изображать с 13 в. (Эритрейская С. в скульптуре и витражах готич. соборов, Сивилла Дж. Пизано на фасаде Сиенского собора, 1285–95, и др.); они сопровождают сцены «Благовещения» (наружные створки «Гентского алтаря» Я. ван Эйка, ок. 1423–32), «Древа Иессеева» и «Рождества» («Триптих Бладелена» Рогира ван дер Вейдена, 1445–1450, КГ, Берлин) и др. В позднеготич. и ренессансном иск-ве появляются циклы, представляющие нескольких С. (10 – в напольных инкрустациях Сиенского собора, 1481–98; 6 – в росписях П. Перуджино в Колледжо-дель-Камбио в Перудже, 1498–1500; 5 – в росписях Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы, 1508–12). В эпоху Возрождения фигуры С. входят в циклы «Выдающихся женщин древности» (Кумская С. в цикле А. дель Кастаньо на вилле Кардуччи, ныне галерея Уффици, Флоренция, 1448). История Тибуртинской С. становится темой самостоят. произведений (фреска Д. Гирландайо в капелле Сассетти в ц. Санта-Тринита во Флоренции, 1483–85; картина А. Карона «Август и сивиллы», 1575–80, Лувр, Париж; гравюра Я. Госсарта «Август и Тибуртинская сивилла», 1503–09, Гос. музеи, Берлин). С 16 в. известны картины, представляющие одиночные ориентализиров. образы сивилл (Д. Досси, 1524–25, Эрмитаж, С.-Петербург; Доменикино, 1616–17, галерея Боргезе, Рим; Д. Веласкеса, ок. 1632, Прадо, Мадрид, и др.).