Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИВИ́ЛЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 139-140

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Никишин

СИВИ́ЛЛА (греч. σίβυλλα, лат. Sibylla), про­ро­чи­ца и про­ри­ца­тель­ни­ца, в экс­та­зе пред­ре­каю­щая бу­ду­щее. Со­глас­но Мар­ку Те­рен­цию Вар­ро­ну, имя С. пе­ре­во­дит­ся как «бо­жья во­ля». Ан­тич­ная тра­ди­ция зна­ет неск. про­ро­чиц по име­ни С. Од­на бы­ла тро­ян­кой, до­че­рью сы­на Зев­са Дар­да­на и не­реи­ды Не­со. Пер­вое упо­ми­на­ние о Дель­фий­ской С., до­че­ри Зев­са и Ла­мии, от­но­сит­ся к 8 в. до н. э. В эпо­ху эл­ли­низ­ма и рим. вла­ды­че­ст­ва воз­ник­ли пре­да­ния о не­сколь­ких С., на­зы­вав­ших­ся по мес­там их оби­та­ния. К де­вя­ти греч. С. – Пер­сид­ской, Ли­вий­ской, Дель­фий­ской, Ким­ме­рий­ской, Эрит­рей­ской, Са­мей­ской, Кум­ской, Гел­лес­понт­ской и Фри­гий­ской – рим­ля­не до­ба­ви­ли де­ся­тую – Ти­бур­тин­скую, ве­ро­ят­но, эт­рус­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Из них наи­бо­лее из­вест­ны­ми бы­ли три – Дель­фий­ская, Эрит­рей­ская и Кум­ская. Пред­ска­за­ния С. обыч­но де­ла­лись в сти­хотв. фор­ме – гек­са­мет­ром. По ле­ген­де, Кум­ская С. бы­ла воз­люб­лен­ной Апол­ло­на и по­лу­чи­ла от бо­га дар про­ри­ца­ния. Про­жив 1000 лет, она умер­ла дрях­лой ста­ру­хой. Т. н. Си­вил­ли­ны кни­ги, со­сто­яв­шие, как счи­та­ет­ся, из пред­ска­за­ний Кум­ской С., иг­ра­ли не­ма­лую роль в об­ществ. жиз­ни рим. го­су­дар­ст­ва. Они хра­ни­лись в хра­ме Юпи­те­ра Ка­пи­то­лий­ско­го в ка­мен­ном ящи­ке и силь­но по­стра­да­ли при по­жа­ре в 83, но при Ав­гу­сте бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. По пре­да­нию, Эрит­рей­ская С. пред­ска­за­ла при­ше­ст­вие Ии­су­са Хри­ста.

Иконография

«Кумская сивилла». Художник Доменикино. 1616–17. Галерея Боргезе (Рим).

Фи­гу­ры от­дель­ных С., до­пол­няю­щих про­ро­че­ские ря­ды, на­чи­на­ют изо­бра­жать с 13 в. (Эрит­рей­ская С. в скульп­ту­ре и вит­ра­жах го­тич. со­бо­ров, Сивилла Дж. Пи­за­но на фа­са­де Си­ен­ско­го со­бо­ра, 1285–95, и др.); они со­про­во­ж­да­ют сце­ны «Бла­го­ве­ще­ния» (на­руж­ные створ­ки «Гент­ско­го ал­та­ря» Я. ван Эй­ка, ок. 1423–32), «Дре­ва Иес­сее­ва» и «Ро­ж­де­ст­ва» («Трип­тих Бла­де­ле­на» Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на, 1445–1450, КГ, Бер­лин) и др. В позд­не­го­тич. и ре­нес­санс­ном иск-ве по­яв­ля­ют­ся цик­лы, пред­став­ляю­щие не­сколь­ких С. (10 – в на­поль­ных ин­кру­ста­ци­ях Си­ен­ско­го со­бо­ра, 1481–98; 6 – в рос­пи­сях П. Пе­руд­жи­но в Кол­лед­жо-дель-Кам­био в Пе­руд­же, 1498–1500; 5 – в рос­пи­сях Ми­ке­ланд­же­ло на пла­фо­не Сик­стин­ской ка­пел­лы, 1508–12). В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния фи­гу­ры С. вхо­дят в цик­лы «Вы­даю­щих­ся жен­щин древ­но­сти» (Кум­ская С. в цик­ле А. дель Кас­та­ньо на вил­ле Кар­дуч­чи, ны­не га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция, 1448). Ис­то­рия Ти­бур­тин­ской С. ста­но­вит­ся те­мой са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ний (фре­ска Д. Гир­лан­дайо в ка­пел­ле Сас­сет­ти в ц. Сан­та-Три­ни­та во Фло­рен­ции, 1483–85; кар­ти­на А. Ка­ро­на «Ав­густ и си­вил­лы», 1575–80, Лувр, Па­риж; гра­вю­ра Я. Гос­сар­та «Ав­густ и Ти­бур­тин­ская си­вил­ла», 1503–09, Гос. му­зеи, Бер­лин). С 16 в. из­вест­ны кар­ти­ны, пред­став­ляю­щие оди­ноч­ные ори­ен­та­ли­зи­ров. об­ра­зы си­вилл (Д. Дос­си, 1524–25, Эр­митаж, С.-Пе­тер­бург; До­ме­ни­ки­но, 1616–17, га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим; Д. Ве­ла­ске­са, ок. 1632, Пра­до, Мад­рид, и др.).

Лит.: Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1994. Т. 2; Кни­ги Си­вилл. М., 1996; Люб­кер Ф. Ре­аль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей. М., 2001. Т. 3; Не­ми­ров­ский А. И. Ми­фы и ле­ген­ды на­ро­дов ми­ра. М., 2004. Т. 2.

Вернуться к началу