КЕНТА́ВРЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕНТА́ВРЫ (Κένταυροι), в греч. мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитавшие в горах и лесных чащах. У своих соседей лапифов К. пытались похитить для себя жён (битва К. с лапифами – кентавромахия). Среди К. особое место занимают Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры («липа»), и Фол, сын Селена и нимфы Мелии («ясеневая»). После того как К. победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял К. под своё покровительство. В более поздних (героических) мифах К. – воспитатели героев – Ясона, Ахилла и др. Все К., кроме Хирона, смертны, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесённой ему Гераклом, жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.
Иконография
Наиболее ранние изображения К. встречаются в др.-греч. иск-ве геометрического стиля (бронзовая статуэтка «Человек и кентавр», сер. 8 в. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В эпохи архаики и классики были популярны сцены кентавромахии: рельефы зап. фронтона храма Зевса в Олимпии (468–456, Археологич. музей, Олимпия), юж. метопы Парфенона (447–432, Брит. музей, Лондон), фриз храма Аполлона в Бассах (400-е гг. до н. э.), произведения вазописи и мелкой пластики. Кентавр Несс изображается в сцене «Похищение Деяниры», мудрый кентавр Хирон – в сюжете «Воспитание Ахилла», вместе с сатирами и вакханками К. могут присутствовать в свите бога Диониса.
В ср.-век. иск-ве образ кентавра в качестве обозначения созвездия Стрельца появляется в книжной миниатюре (араб. и европ. космологич. трактаты), в романской скульптуре (рельефы баптистерия в Парме, 1196–98; рельефы бронзовых дверей собора в Аугсбурге, нач. 11 в.). К., упомянутые в одной из песен «Ада» «Божественной комедии» Данте, в позднесредневековом иск-ве начинают восприниматься в качестве демонов: рогатый кентавр олицетворяет собой грех самонадеянности в «Аллегории Послушания» (Нижняя ц. Сан-Франческо в Ассизи, 1280-е гг.); К. изображаются среди др. обитателей ада во фреске Нардо ди Чоне в капелле Строцци ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1350-е гг.).
Начиная с эпохи Возрождения К. появляются в живописи и рельефах мифологич. жанров (картина «Паллада и кентавр» С. Боттичелли, ок. 1483, галерея Уффици, Флоренция; рельеф «Битва кентавров» Микеланджело, ок. 1492, Каса Буонарроти, Флоренция). «Кентавромахию» изображали Пьеро ди Козимо, Я. Бассано, Ш. Лебрен, А. Бёклин и др.; «Похищение Деяниры» – А. дель Поллайоло, П. Веронезе, Б. Шпрангер, Г. Рени, П. П. Рубенс, Н. Пуссен, А. Канова и др. В пейзажной живописи 18 в. К. играют роль стаффажных фигур. Изображения К. в Новейшее время встречаются у О. Родена, П. Пикассо, Л. Коринта, Ф. фон Штука и др.