Возникновение советского кино
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Возникновение советского кино
Советская власть придавала большое значение кинематографу как эффективному средству пропаганды и агитации. К кон. 1918 был налажен выпуск агитфильмов. Декрет СНК РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения» от 27.8.1919 определил положение кинематографа в условиях военного коммунизма. Создавались киностудии, ставшие в дальнейшем главными студиями страны: «Ленфильм» (1918, современное название – с 1934), «Мосфильм» (1924), Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького (1924, современное название – с 1963). Начала успешно решаться проблема подготовки кинематографических кадров. В Москве в 1919 под руководством В. Р. Гардина была организована первая в мире Госкиношкола. По образцу творческого коллектива, возникшего на базе мастерской Л. В. Кулешова, были созданы многочисленные коллективы, во многом определявшие развитие киноискусства в 1920-е гг. Другим источником пополнения кадров явилось новое поколение фронтовых операторов-хроникёров, давших такие значительные фигуры советского кино, как Э. К. Тиссэ, П. В. Ермолов, Д. Вертов.
Дальнейший подъём кинопроизводства начался с введением новой экономической политики. В кино привлекался частный капитал и образовывались киноорганизации со смешанным капиталом («Межрабпом-Русь», 1924). По приглашению советского правительства из эмиграции возвратились ведущие деятели раннего русского кино – А. А. Ханжонков, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин, В. К. Висковский. Продолжали работать в кино В. Р. Гардин, Ю. А. Желябужский, Ч. Г. Сабинский, А. В. Ивановский, А. Е. Разумный и др. Среди постановок выделялись исторические костюмные драмы – «Девятое января» Висковского (1925), «Декабристы» Ивановского и «Поэт и царь» Гардина (обе 1927), инсценировки классики – «Коллежский регистратор» («Станционный смотритель») Желябужского и А. Н. Москвина (1925), «Катерина Измайлова» Сабинского (1927), а также авантюрные фильмы.
Однако главную проблему выработки киноязыка, соответствовавшего новой реальности, решало уже поколение 1920-х гг. Основным методом создания кинематографического образа стал монтаж (эксперименты первооткрывателя монтажного метода Л. В. Кулешова – «Творимая земная поверхность», «Творимый человек», оба 1920). Впервые в качестве явления искусства стало рассматриваться документальное кино, выдвинувшее Д. Вертова – одного из основоположников мировой кинодокументалистики. Признание приоритета монтажа над выбором темы явилось принципиальным для такого явления, как киноавангард 1920-х гг., объединяющий историко-революционные эпопеи С. М. Эйзенштейна («Стачка», «Броненосец "Потёмкин"», обе 1925; «Октябрь», 1927), монтажные кинопоэмы Вертова («Кино – Глаз», 1924; «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира», обе 1926; «Человек с киноаппаратом», 1929), работы В. И. Пудовкина – апофеоз слияния народной массы с природной стихией («Мать», 1926; «Конец Санкт-Петербурга», 1927), «американизированные» фильмы Кулешова («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924; «По закону», 1926), драмы на материале современного быта Ф. М. Эрмлера («Катька – Бумажный Ранет», 1926), А. М. Роома («Третья Мещанская», 1927) и Е. В. Червякова («Девушка с далёкой реки», 1928), экранизации классики и исторические мелодрамы Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга («Шинель», 1926; «С. В. Д.», 1927), а также монтажные фильмы на материале хроники Э. И. Шуб («Падение династии Романовых», 1927; «Россия Николая II и Лев Толстой», 1928) и документальные фильмы-путешествия В. А. Ерофеева («Крыша мира», 1928; «Сердце Азии», 1929).
Заинтересованность государства в развитии кинематографа как средства пропаганды и агитации привела к возникновению и интенсивному развитию кинопроизводства в советских республиках. К кон. 1920-х гг. в ряде из них появились кинематографисты, чьё творчество оказало влияние на общесоюзный кинопроцесс (А. П. Довженко и И. П. Кавалеридзе на Украине, Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, М. К. Калатозов в Грузии, А. И. Бек-Назаров в Армении, и др.).
Превращение с помощью монтажа запечатлённой на плёнке реальности в образ мира нашло признание в мировом киносообществе, чему способствовало и то, что ведущие мастера монтажного кино являлись одновременно его теоретиками. Но широкая аудитория предпочитала традиционную жанровую систему с жёсткой фабулой и индивидуальной интригой. Очень точно чувствовал запросы аудитории кинематограф Я. А. Протазанова, создавшего на студии «Межрабпом-Русь» ряд психологических драм на материале предреволюционной и современной русской прозы – «Человек из ресторана» (1927, с участием М. А. Чехова), «Сорок первый» (1927), «Белый орёл» (1928, с участием В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда), бытовых комедий «Закройщик из Торжка» (1925) и др., а также изящных иронических стилизаций на зарубежном «великосветском» материале – «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Праздник святого Иоргена» (1930), открывших для кино театральных актёров И. В. Ильинского, А. П. Кторова, В. П. Марецкую, М. И. Жарова. Протазанов не отвергал поиски киноавангарда, но вступал с ним в интенсивный диалог. На этом принципе была построена деятельность студии «Межрабпом-Русь». Благодаря политике её руководителя М. Н. Алейникова, унаследовавшего лучшие традиции кинопредпринимательства, студия производила «кассовые» фильмы, а из доходов финансировала эксперименты В.И. Пудовкина и первые опыты Б. В. Барнета.
Однако киноавангард воспринимал кассовый кинематограф как потакание вкусам «мелкобуржуазного» зрителя. В марте 1928 С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, А. М. Роом, Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг и др. на 1-м Всесоюзном партийном совещании по кино призвали партийные органы установить контроль над кинопроизводством. Попытка реализации этого предложения на рубеже 1920–30-х гг. имела катастрофические последствия. Солидарное с киноавангардом в оценке кассового кинематографа государство не устраивала недостаточная агитационно-пропагандистская эффективность самого киноавангарда. Усиливались упрёки в формализме. Директивно насаждался жанр «агитпропфильма» – искусственного объединения игрового и документального кино. Усилилась цензура – резко возросло число запрещённых к прокату фильмов. В 1932 после многочисленных переделок появился последний немой фильм Пудовкина «Простой случай» («Рассказ о простом случае», снят в 1930) – киноутопия, выходящая за пределы монтажной поэтики. На полку легли утраченные впоследствии историко-революционная эпопея Н. П. Охлопкова с элементами эксцентриады «Путь энтузиастов» (1930), а также несколько сатирических гротескных комедий А. И. Медведкина – одного из самых оригинальных мастеров этого жанра в советском кино.