МОСКВИ́Н АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКВИ́Н Андрей Николаевич [1(14).2.1901, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга – 28.2.1961, там же], рос. кинооператор, засл. деят. искусств РСФСР (1935). Один из основоположников отеч. операторского иск-ва, создатель ленингр. школы. В 1918–21 учился в Петрограде в Технологич. ин-те, в 1921–24 – в Ин-те инженеров путей сообщения. В 1924 помощник оператора на фабрике «Севзапкино». С 1925 сотрудничал с Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом (ф. «Чёртово колесо», 1926). Снял ф. «Шинель» (1926, совм. с Е. С. Михайловым) «в манере Гоголя», заданной сценарием Ю. Н. Тынянова, используя экспрессивные изобразит. приёмы (тональные контрасты, предельные ракурсы, съёмка с движения). В мелодраме «С. В. Д.» (1927) уже появились живописные сцены, со смягчённой контрастностью. Шедевром киноживописи, одним из самых значит. достижений мирового операторского иск-ва признан ф. «Новый Вавилон» (1929). Фильм «Одна» (1931) стал поворотом к новому стилю, впоследствии развитому в трилогии «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939, совм. с Г. Н. Филатовым). Используя опыт работы в немом кинематографе (в т. ч. экспрессивность кульминац. сцен), М. в осн. применял светотональное решение кадра, особое внимание уделял портретам. Оператор-универсал, М. работал в разной стилистике; в павильонных съёмках ф. «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна (1-я серия 1945, пр. Мкф в Локарно; 2-я серия 1945, выпущена на экран в 1958; 3-я серия не окончена), используя полифонию операторских средств, создал «пространство трагедии» и раскрыл характеры героев (в т. ч. новаторски применил цвет в эпизоде «Пир» как важную составляющую драматургии эпизода). Опыты с использованием цвета продолжил в фильмах реж. А. М. Файнциммера (в т. ч. в ф. «Овод», 1955). В ф. «Дон Кихот» (1957; реж. Козинцев, натурные съёмки А. И. Дудко) раскрыл худож. и технич. возможности широкоэкранного кино. В ф. «Дама с собачкой» (1960, совм. с Д. Д. Месхиевым, реж. И. Е. Хейфиц), ставшем ярким худож. событием, М. нашёл изобразит. эквивалент прозе А. П. Чехова. Среди учеников М.: операторы киностудии «Ленфильм» Й. А. Грицюс, Г. С. Маранджян, Месхиев, Э. А. Розовский, Е. В. Шапиро. Гос. пр. СССР (1946, 1948).