Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКВИ́Н АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. Л. Бутовский

МОСКВИ́Н Ан­д­рей Ни­ко­лае­вич [1(14).2.1901, Цар­ское Се­ло, ны­не г. Пуш­кин в чер­те С.-Пе­тер­бур­га – 28.2.1961, там же], рос. ки­но­опе­ра­тор, засл. де­ят. ис­кус­ств РСФСР (1935). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков отеч. опе­ра­тор­ско­го иск-ва, соз­да­тель ле­нингр. шко­лы. В 1918–21 учил­ся в Пет­ро­гра­де в Тех­но­ло­гич. ин-те, в 1921–24 – в Ин-те ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния. В 1924 по­мощ­ник опе­ра­то­ра на фаб­ри­ке «Сев­зап­ки­но». С 1925 со­труд­ни­чал с Г. М. Ко­зин­це­вым и Л. З. Трау­бер­гом (ф. «Чёр­то­во ко­ле­со», 1926). Снял ф. «Ши­нель» (1926, совм. с Е. С. Ми­хай­ло­вым) «в ма­не­ре Го­го­ля», за­дан­ной сце­на­ри­ем Ю. Н. Ты­ня­но­ва, ис­поль­зуя экс­прес­сив­ные изо­бра­зит. приё­мы (то­наль­ные кон­тра­сты, пре­дель­ные ра­кур­сы, съём­ка с дви­же­ния). В ме­ло­дра­ме «С. В. Д.» (1927) уже поя­ви­лись жи­во­пис­ные сце­ны, со смяг­чён­ной кон­тра­ст­но­стью. Ше­дев­ром ки­но­жи­во­пи­си, од­ним из са­мых зна­чит. дос­ти­же­ний ми­ро­во­го опе­ра­тор­ско­го иск-ва при­знан ф. «Но­вый Ва­ви­лон» (1929). Фильм «Од­на» (1931) стал по­во­ро­том к но­во­му сти­лю, впо­след­ст­вии раз­ви­то­му в три­ло­гии «Юность Мак­си­ма» (1935), «Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма» (1937) и «Вы­борг­ская сто­ро­на» (1939, совм. с Г. Н. Фи­ла­то­вым). Ис­поль­зуя опыт ра­бо­ты в не­мом ки­не­ма­то­гра­фе (в т. ч. экс­прес­сив­ность куль­ми­нац. сцен), М. в осн. при­ме­нял све­то­то­наль­ное ре­ше­ние кад­ра, осо­бое вни­ма­ние уде­лял порт­ре­там. Опе­ра­тор-уни­вер­сал, М. ра­бо­тал в раз­ной сти­ли­сти­ке; в па­виль­он­ных съём­ках ф. «Иван Гроз­ный» С. М. Эй­зен­штей­на (1-я се­рия 1945, пр. Мкф в Ло­кар­но; 2-я се­рия 1945, вы­пу­ще­на на эк­ран в 1958; 3-я се­рия не окон­че­на), ис­поль­зуя по­ли­фо­нию опе­ра­тор­ских средств, соз­дал «про­стран­ст­во тра­ге­дии» и рас­крыл ха­рак­те­ры ге­ро­ев (в т. ч. но­ва­тор­ски при­ме­нил цвет в эпи­зо­де «Пир» как важ­ную со­став­ляю­щую дра­ма­тур­гии эпи­зо­да). Опы­ты с ис­поль­зо­ва­ни­ем цве­та про­дол­жил в филь­мах реж. А. М. Файн­цим­ме­ра (в т. ч. в ф. «Овод», 1955). В ф. «Дон Ки­хот» (1957; реж. Ко­зин­цев, на­тур­ные съём­ки А. И. Дуд­ко) рас­крыл ху­дож. и тех­нич. воз­мож­но­сти ши­ро­ко­эк­ран­но­го ки­но. В ф. «Да­ма с со­бач­кой» (1960, совм. с Д. Д. Мес­хие­вым, реж. И. Е. Хей­фиц), став­шем яр­ким ху­дож. со­бы­ти­ем, М. на­шёл изо­бра­зит. эк­ви­ва­лент про­зе А. П. Че­хо­ва. Сре­ди уче­ни­ков М.: опе­ра­то­ры ки­но­сту­дии «Лен­фильм» Й. А. Гри­цюс, Г. С. Ма­ранд­жян, Мес­хи­ев, Э. А. Ро­зов­ский, Е. В. Ша­пи­ро. Гос. пр. СССР (1946, 1948).

Соч.: Роль ки­но­опе­ра­то­ра в соз­да­нии филь­ма (совм. с Е. С. Ми­хай­ло­вым) // По­эти­ка ки­но. М.; Л., 1927; О сво­ей ра­бо­те и о се­бе // Со­вет­ский эк­ран. 1927. № 38.

Лит.: Ки­но­опе­ра­тор А. Мо­ск­вин: Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. Вос­по­ми­на­ния то­ва­ри­щей. Л., 1971; Бу­тов­ский Я. Л. А. Мо­ск­вин, ки­но­опе­ра­тор. СПб., 2000.

Вернуться к началу