МЕДВЕ́ДКИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕДВЕ́ДКИН (Медвежкин) Александр Иванович [19.2(4.3).1900, Пенза – 20.2.1989, Москва], рос. кинорежиссёр, сценарист, нар. арт. СССР (1979). Учился в технич. уч-ще в Пензе. С 1919 (не закончив образования) участник Гражданской войны 1917–22. С 1927 старший инструктор Главного политического управления РККА. С того же года в «Госвоенкино» (сценарист и ассистент режиссёра, позднее режиссёр) начал произ-во воен.-учебных кинофильмов («Торпеда», «Разведка», «Береги здоровье»). Во время съёмок ф. «Путь энтузиастов» (1930) был ассистентом режиссёра у Н. П. Охлопкова, оказавшего влияние на формирование творч. метода М. С 1929 реж. «Союзкино». По собств. сценариям снял короткометражные сатирич. комедии «Полешко» и «Держи вора» (обе 1930), «Фрукты – овощи», «Дурень, ты дурень», «Про белого бычка» (все 1931), вызвавшие широкий обществ. резонанс и споры о возможности сатиры в сов. кино. В кон. 1931 организовал (в 1932 возглавлял) передвижную киностудию «Кинопоезд» (действовала до 1934), где как режиссёр снял ок. 20 фильмов (в т. ч. игровые комедии: «Дыра», «Западня», обе 1932; «Тит», 1933). В 1935 поставил немой игровой ф. «Счастье», высоко оценённый С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным, А. П. Довженко. В этом фильме в полной мере проявился эксцентризм мышления М., основанный на фольклорных принципах (прежде всего нар. театра). Поставил звуковые лирич. комедии «Чудесница» (1937) и «Новая Москва» (1939, фильм в прокат не вышел). В 1941–43 зам. директора киностудии в Баку, в 1943–45 нач. Воен. киногруппы 3-го Белорус. фронта. Материалы, снятые киногруппой, вошли в фильмы «Минск наш», «Бои за освобождение г. Вильнюса», «В Восточной Пруссии» (все 1944), «Кёнигсберг» (1945). Сконструировал портативный киноаппарат для организованной им спец. группы (32 чел.) кинооператоров-разведчиков. С 1948 на Центр. студии документальных фильмов в Москве. В 1956 поставил комедийный ф. «Беспокойная весна» (о покорителях целины). В 1950-е гг. разработал жанр документального кинопамфлета («Разум против безумия», 1960; «Закон подлости», 1962; «Дружба со взломом», 1966; «Тень ефрейтора», 1967; «Склероз совести», 1968). Среди др. фильмов: документальные – «Цветущая юность» (короткометражный, 1939), «С тобою рядом» (1962), «Утро Республики Гана» (1963), «Ещё один памятник» (1964), «Мир Вьетнаму!» (1965), «Тревожная хроника» (1972), «Безумие» (1980), «Тревога» (1984); отличающиеся острой публицистичностью фильмы об истории Китая 2-й пол. 20 в. – «Наш друг Сун Ятсен» (1966), «Письмо китайскому другу» (1969), «Ночь над Китаем» (1971), «Правда и неправда» (1975), «Осторожно! Маоизм!» (1976), «На земле Китая» (1977), «Пекин – тревога человечества» (1978). Автор сценариев фильмов «Мост через Выпь» (1928), «Скорая помощь» (анимац., 1949), «Страдания молодого Геркулесова» (1972), а также мн. своих фильмов. Франц. кинорежиссёр К. Маркер снял о М. фильмы «Поезд в пути» (1972) и «Гробница Александра, или Последний большевик» (1993). Гос. пр. СССР (1974).