Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕКСЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 201-201

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Г. Ольшанский

ЛЕКСЕ́МА (от греч. λέξις – сло­во, вы­раже­ние), сло­во как ос­нов­ная еди­ни­ца сло­вар­но­го со­ста­ва язы­ка, пред­став­ляю­щая со­бой со­во­куп­ность грам­ма­тич. форм (сло­во­форм) и лек­сич. зна­че­ний; «сло­вар­ное» сло­во. Л., про­ти­во­пос­тав­лен­ная в сло­ва­ре др. сло­вам-Л. по прин­ци­пу па­ра­диг­ма­тич. от­но­ше­ний (на ос­но­ве си­но­ни­мии, ан­то­ни­мии и т. п.; см. Па­ра­диг­ма­ти­ка), объ­е­ди­ня­ет разл. фор­мы од­но­го сло­ва, реа­ли­зуе­мые в син­таг­ма­ти­ке, т. е. в пред­ло­же­нии, тек­сте, ре­чи. Напр., во фра­зе «Ли­цом к ли­цу ли­ца не уви­дать» (С. А. Есе­нин) Л. «ли­цо» пред­став­ле­на тре­мя разл. сло­во­фор­ма­ми.

Тер­мин «Л.» был пред­ло­жен в 1918 А. М. Пеш­ков­ским. Даль­ней­шее раз­ви­тие это по­ня­тие и свя­зан­ная с ним про­б­ле­ма­ти­ка по­лу­чи­ли в тру­дах В. В. Ви­но­гра­до­ва, А. И. Смир­ниц­ко­го, А. А. За­лиз­ня­ка, А. А. Уфим­це­вой, Д. Н. Шме­лё­ва, раз­ра­ба­ты­вав­ших, в ча­ст­но­сти, кри­те­рии вы­де­ле­ния лек­сем.

Сло­ву-Л. свой­ст­вен­ны: но­ми­на­тив­ная (на­зыв­ная) функ­ция, цель­но­оформ­лен­ность (сло­во-Л. вы­сту­па­ет как цель­ная еди­ни­ца, не под­ле­жа­щая де­ле­нию на ча­сти), то­ж­де­ст­во (сло­во-Л. рав­но са­мо­му се­бе) и от­дель­ность (каж­дое сло­во-Л. вы­сту­па­ет как са­мо­сто­ят. еди­ни­ца), при­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­ной час­ти ре­чи, идио­ма­тич­ность (не­по­вто­ри­мость сло­ва-Л., не­воз­мож­ность пе­ре­дать его со­дер­жа­ние к.-л. др. сло­вом).

В совр. язы­ко­зна­нии Л. рас­смат­ри­ва­ет­ся как дву­сто­рон­няя лек­сич. еди­ни­ца, имею­щая как ма­те­ри­аль­ную сто­ро­ну (зву­ча­ние, на­пи­са­ние – т. н. фор­ма­тив), так и иде­аль­ную сто­ро­ну (со­дер­жа­ние, зна­че­ние). Ме­ж­ду дву­мя сто­ро­на­ми Л. нет од­но-од­но­знач­но­го со­от­вет­ст­вия (за­кон асим­мет­рии двух сто­рон зна­ка язы­ко­во­го, сфор­му­ли­ро­ван­ный С. О. Кар­цев­ским), т. е. од­но сло­во (форматив) мо­жет иметь неск. зна­че­ний (см. По­ли­се­мия). Напр., сло­во «ли­цо» име­ет сле­дую­щие зна­че­ния: 1) пе­ред­няя часть го­ло­вы че­ло­ве­ка; 2) ин­ди­ви­ду­аль­ный об­лик («ли­цо го­ро­да», «ли­цо стра­ны»); 3) че­ло­век, лич­ность («офи­ци­аль­ное ли­цо», «до­ве­рен­ное ли­цо»); 4) на­руж­ная, пе­ред­няя, верх­няя сто­ро­на пред­ме­та («по­ка­зать то­вар ли­цом», «ли­цо и из­нан­ка»); 5) грам­ма­тич. ка­те­го­рия, по­ка­зы­ваю­щая от­не­сён­ность к го­во­ря­ще­му, к со­бе­сед­ни­ку или к то­му, кто не яв­ля­ет­ся ни го­во­ря­щим, ни со­бе­сед­ни­ком, ли­бо к не­оду­шев­лён­но­му пред­ме­ту («пер­вое ли­цо гла­го­ла "чи­тать"»).

С др. сто­ро­ны, од­но и то же со­дер­жа­ние мо­жет быть вы­ра­же­но близ­ки­ми по смыс­лу сло­ва­ми (си­но­ни­ма­ми); напр., «ли­цо» (в 1-м зна­че­нии) – «лик» – «фи­зио­но­мия» – «мор­да» и т. д. Л.-тер­ми­ны не­ред­ко име­ют од­но зна­че­ние, напр. «ки­бер­не­ти­ка», «мо­ро­зо­устой­чи­вость».

Отд. зна­че­ние мно­го­знач­ной Л. на­зы­ва­ет­ся лек­си­ко-се­ман­ти­че­ским ва­ри­ан­том (ЛСВ; тер­мин А. И. Смир­ниц­ко­го). В тол­ко­вом сло­ва­ре встре­ча­ют­ся лек­сич. еди­ни­цы двух ти­пов: Л. (за­го­ло­воч­ные сло­ва, вы­де­лен­ные жир­ным шриф­том и от­кры­ваю­щие сло­вар­ную ста­тью) и ЛСВ, ко­то­рые вы­де­ля­ют­ся у мно­го­знач­ных слов как отд. зна­че­ния, но ме­ж­ду ко­то­ры­ми, в от­ли­чие от омо­ни­мов, со­хра­ня­ют­ся се­ман­тич. свя­зи. В со­от­вет­ст­вии с этим в лек­си­ке вы­де­ля­ют­ся: лек­сич. сис­те­ма с ос­нов­ной еди­ни­цей – Л. [напр., «Тол­ко­вый сло­варь рус­ско­го язы­ка с вклю­че­ни­ем све­де­ний о про­ис­хож­де­нии слов» под ред. Н. Ю. Шве­до­вой (2008) со­дер­жит ок. 82 тыс. слов-Л.] и лек­си­ко-се­ман­тич. сис­те­ма (тер­мин А. А. Уфим­це­вой) с ба­зо­вой еди­ни­цей – ЛСВ. В лек­си­ко-се­ман­тич. сис­те­ме со­дер­жит­ся боль­ше отд. лек­сич. эле­мен­тов, чем в лек­сич. сис­те­ме. Ана­лиз по­ка­зы­ва­ет, что ко­ли­че­ст­во мно­го­знач­ных Л. в язы­ке (рус­ском, не­мец­ком, ан­глий­ском и др.) со­став­ля­ет при­мер­но 15–20% об­ще­го объ­ё­ма лек­си­ки.

В разл. на­прав­ле­ни­ях язы­ко­зна­ния тер­мин «Л.» име­ет раз­ный объ­ём. Л. ино­гда на­зы­ва­ют ос­но­ву сло­ва, вы­ра­жаю­щую не­из­мен­ное лек­сич. зна­че­ние, в от­ли­чие от флек­тив­ных (фор­мо­из­ме­ни­тель­ных) мор­фем, вы­ра­жаю­щих грам­ма­тич. зна­че­ние (тео­рия А. Мар­ти­не): «шко­ла» – «шко­лы» – «шко­ле»… Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли, вве­дя в план со­дер­жа­ния сло­ва но­вую еди­ни­цу – се­ме­му (см. Се­ма), счи­та­ют Л. од­но­сто­рон­ней еди­ни­цей пла­на вы­ра­же­ния (Н. И. Тол­стой, Л. А. Но­ви­ков). При та­ком под­хо­де Л. и се­ме­ма про­ти­во­пос­тав­ле­ны как еди­ни­цы, ха­рак­те­ри­зую­щие фор­му сло­ва и его зна­че­ние.

Как сло­во-тип Л. пред­став­ле­на в сло­ва­ре разл. ис­ход­ны­ми фор­ма­ми: напр., для су­ще­ст­ви­тель­ных та­ко­вой яв­ля­ет­ся им. п. ед. ч. («шко­ла»), для гла­го­лов – не­оп­ре­де­лён­ная фор­ма (ин­фи­ни­тив) сов. и не­сов. ви­да («на­чать» – «на­чи­нать»), для при­ла­га­тель­ных – им. п. ед. ч. муж. ро­да («боль­шой»).

Лит.: Пеш­ков­ский А. М. По­ня­тие от­дель­но­го сло­ва // Пеш­ков­ский А. М. Ме­то­ди­ка род­но­го язы­ка, лин­гвис­ти­ка, сти­ли­сти­ка, по­эти­ка. Л., 1925; Ви­но­гра­дов В. В. О фор­мах сло­ва // Из­вес­тия АН СССР. От­де­ле­ние ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1944. Т. 3. Вып. 1; он же. Лек­си­коло­гия и лек­си­ко­гра­фия. Избр. тру­ды. М., 1977; Смир­ниц­кий А. И. Лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское в сло­ве // Во­про­сы грам­ма­ти­че­ско­го строя. М., 1955; Тол­стой Н. И. Из опы­тов ти­по­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния сла­вян­ско­го сло­вар­но­го со­ста­ва // Во­про­сы язы­ко­зна­ния. 1963. № 1; За­лиз­няк А. А. Рус­ское имен­ное сло­во­из­ме­не­ние. М., 1967; Но­ви­ков Л. А. Се­ман­ти­ка рус­ско­го язы­ка. М., 1982; Бе­ляе­ва Е. Г. Се­ман­ти­ка сло­ва. М., 1987; Уфим­це­ва А. А. Лек­си­че­ское зна­че­ние. 2-е изд. М., 2002; Шме­лев Д. Н. Про­бле­мы се­ман­ти­че­ско­го ана­ли­за лек­си­ки. 2-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу