Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕНТА́ВРЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 576

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЕНТА́ВРЫ (Κένταυροι), в греч. ми­фо­ло­гии ди­кие су­ще­ст­ва, по­лу­лю­ди-по­лу­ко­ни, оби­тав­шие в го­рах и лес­ных ча­щах. У сво­их со­се­дей ла­пи­фов К. пы­та­лись по­хи­тить для се­бя жён (бит­ва К. с ла­пи­фа­ми – кен­тав­ро­ма­хия). Сре­ди К. осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют Хи­рон, сын Кро­но­са и ним­фы Фи­ли­ры («ли­па»), и Фол, сын Се­ле­на и ним­фы Ме­лии («ясе­не­вая»). По­сле то­го как К. по­бе­дил Ге­ракл, они бы­ли вы­тес­не­ны из Фес­са­лии и рас­се­ли­лись по всей Гре­ции. По­сей­дон взял К. под своё по­кро­ви­тель­ст­во. В бо­лее позд­них (ге­рои­че­ских) ми­фах К. – вос­пи­та­те­ли ге­ро­ев – Ясо­на, Ахил­ла и др. Все К., кро­ме Хи­ро­на, смерт­ны, но и он, стра­дая от ра­ны, не­ча­ян­но на­не­сён­ной ему Ге­рак­лом, жа­ж­дал смер­ти и от­ка­зал­ся от бес­смер­тия в об­мен на ос­во­бо­ж­де­ние Зев­сом Про­ме­тея.

Иконография

«Битва кентавра и лапифа». Деталь ликийского саркофага. 5 в. до н. э. Археологический музей (Стамбул).

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния К. встре­ча­ют­ся в др.-греч. иск-ве гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля (брон­зовая ста­ту­эт­ка «Че­ло­век и кен­тавр», сер. 8 в. до н. э., Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк). В эпо­хи ар­хаи­ки и клас­си­ки бы­ли по­пу­ляр­ны сце­ны кен­тав­ро­ма­хии: рель­е­фы зап. фрон­то­на хра­ма Зев­са в Олим­пии (468–456, Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия), юж. ме­то­пы Пар­фе­но­на (447–432, Брит. му­зей, Лон­дон), фриз хра­ма Апол­ло­на в Бас­сах (400-е гг. до н. э.), про­из­ве­де­ния ва­зо­пи­си и мел­кой пла­сти­ки. Кен­тавр Несс изо­бра­жа­ет­ся в сце­не «По­хи­ще­ние Дея­ни­ры», муд­рый кен­тавр Хи­рон – в сю­же­те «Вос­пи­та­ние Ахил­ла», вме­сте с са­ти­ра­ми и вак­хан­ка­ми К. мо­гут при­сут­ст­во­вать в сви­те бо­га Дио­ни­са.

В ср.-век. иск-ве об­раз кен­тав­ра в ка­че­ст­ве обо­зна­че­ния со­звез­дия Стрель­ца по­яв­ля­ет­ся в книж­ной ми­ниа­тю­ре (араб. и ев­роп. кос­мо­ло­гич. трак­та­ты), в ро­ман­ской скульп­ту­ре (рель­е­фы бап­ти­сте­рия в Пар­ме, 1196–98; рель­е­фы брон­зовых две­рей со­бо­ра в Аугс­бур­ге, нач. 11 в.). К., упо­мя­ну­тые в од­ной из пе­сен «Ада» «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те, в позд­нес­ред­не­ве­ко­вом иск-ве на­чи­на­ют вос­при­ни­мать­ся в ка­че­ст­ве де­мо­нов: ро­га­тый кен­тавр оли­це­тво­ря­ет со­бой грех са­мо­на­де­ян­но­сти в «Ал­ле­го­рии По­слу­ша­ния» (Ниж­няя ц. Сан-Фран­че­ско в Ас­си­зи, 1280-е гг.); К. изо­бра­жа­ют­ся сре­ди др. оби­та­те­лей ада во фре­ске Нар­до ди Чо­не в ка­пел­ле Строц­ци ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Фло­рен­ции (1350-е гг.).

На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния К. по­яв­ля­ют­ся в жи­во­пи­си и рель­е­фах ми­фоло­гич. жан­ров (кар­ти­на «Пал­ла­да и кен­тавр» С. Бот­ти­чел­ли, ок. 1483, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; рель­еф «Бит­ва кен­тав­ров» Ми­ке­ланд­же­ло, ок. 1492, Ка­са Буо­нар­ро­ти, Фло­рен­ция). «Кен­тав­ро­ма­хию» изо­бра­жа­ли Пье­ро ди Ко­зи­мо, Я. Бас­са­но, Ш. Леб­рен, А. Бёк­лин и др.; «По­хи­ще­ние Дея­ни­ры» – А. дель Пол­лай­о­ло, П. Ве­ро­не­зе, Б. Шпран­гер, Г. Ре­ни, П. П. Ру­бенс, Н. Пус­сен, А. Ка­но­ва и др. В пей­заж­ной жи­во­пи­си 18 в. К. иг­ра­ют роль стаф­фаж­ных фи­гур. Изо­бра­же­ния К. в Но­вей­шее вре­мя встре­ча­ют­ся у О. Ро­де­на, П. Пи­кас­со, Л. Ко­рин­та, Ф. фон Шту­ка и др.

Вернуться к началу