Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЕРУСАЛИ́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 718-723

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Панченко (история), М. Райс (музыка), А. В. Федорченко (экономика)

ИЕРУСАЛИ́М, го­род в Из­раи­ле; в адм. отно­ше­нии об­ра­зу­ет од­но­им. ок­руг. Нас. 743,5 тыс. чел. (2007; св. 65% ев­реи, 32% ара­бы), круп­ней­ший по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род стра­ны. Рас­по­ло­жен в центр. час­ти Из­раи­ля, на плос­ко­го­рье и на скло­нах Иу­дей­ских гор (ср. выс. 700 м). Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог. Аэ­ро­порт (об­слу­жи­ва­ет внутр. рей­сы); в 51 км от И. – ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Д. Бен-Гу­рио­на.

И. впер­вые упо­ми­на­ет­ся в егип. пись­менных ис­точ­ни­ках сер. 2-го тыс. до н. э., в ча­ст­но­сти в до­ку­мен­тах Эль-Амарн­ско­го ар­хи­ва [пись­ма ца­ря И. Аб­ди­хи­бы егип. фа­рао­ну Амен­хо­те­пу IV (Эх­на­то­ну)]. Ок. 1000 до н. э. царь Да­вид за­хва­тил И., на­се­лён­ный до то­го ха­наа­ней­ским пле­ме­нем ие­ву­се­ев (см. Ха­наа­неи), и сде­лал его сто­ли­цей сво­его цар­ст­ва. При ца­ре Со­ло­мо­не го­род был рас­ши­рен и ук­ре­п­лён; по­стро­ен Ие­ру­са­лим­ский храм. По­сле рас­па­да евр. го­су­дар­ст­ва (930–920-е гг. до н. э.) И. стал сто­ли­цей Иу­дей­ско­го цар­ст­ва. В 586 до н. э. его раз­ру­шил ва­ви­лон­ский царь На­ву­хо­до­но­сор II, а на­се­ле­ние увёл в Ва­ви­ло­нию. По­сле за­вое­ва­ния Ва­ви­ло­на пер­са­ми (539 до н. э.) ев­ре­ям бы­ло раз­ре­ше­но вер­нуть­ся в Ие­ру­са­лим.

Панорама Иерусалима с Масличной горы. На переднем плане за городскими стенами справа – мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы), в центре – купол Храма Гроба Господня, слева от него – колокольня церкви Сп...

В 332 до н. э. И. во­шёл в со­став дер­жа­вы Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, а по­сле её рас­па­да стал объ­ек­том со­пер­ни­че­ст­ва Пто­ле­ме­ев (вла­де­ли И. до 200 до н. э.) и Се­лев­ки­дов. В 167 до н. э. на­ча­лось вос­ста­ние ев­ре­ев про­тив се­лев­кид­ской вла­сти, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го И. стал сто­ли­цей не­за­ви­си­мо­го го­су­дар­ст­ва Хас­мо­не­ев. В 63 до н. э. Па­ле­сти­на бы­ла за­воё­ва­на Пом­пе­ем и во­шла в сфе­ру влия­ния Ри­ма. В прав­ле­ние ца­ря Иу­деи и рим. со­юз­ни­ка Иро­да I И. пе­ре­жил ещё один пе­ри­од рас­цве­та. С 6 н. э. го­род пе­ре­шёл под пря­мое рим. управ­ле­ние, осу­ще­ст­в­ляв­шее­ся про­ку­ра­то­ра­ми, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вес­тен Пи­лат Пон­тий (26–36), осу­див­ший на смерть Ии­су­са Хри­ста. Во вре­мя вос­ста­ния ев­ре­ев про­тив Ри­ма 66–74 (см. Иу­дей­ская вой­на) И. был в 70 взят ар­ми­ей рим. пол­ко­вод­ца Ти­та (с 79 имп.) и раз­ру­шен. По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния Бар-Кох­бы (132–135) имп. Ад­ри­ан ос­но­вал на мес­те И. рим. ко­ло­нию Элия Ка­пи­то­ли­на.

С рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва в Рим. им­пе­рии И. стал по­чи­тать­ся как свя­щен­ный го­род, центр хри­сти­ан­ско­го па­лом­ни­че­ст­ва. По­сле 326 имп. Кон­стан­тин Ве­ли­кий и его мать Еле­на воз­двиг­ли на мес­те рас­пя­тия и по­гре­бе­ния Хри­ста храм Воск­ре­се­ния Хри­сто­ва (Храм Гро­ба Гос­под­ня), пе­ре­стро­ен­ный Юс­ти­ниа­ном I в 6 в. В го­ро­де бы­ло воз­ве­де­но мно­же­ст­во церк­вей и мо­на­сты­рей. В 614 И. за­хва­чен пер­са­ми и силь­но раз­ру­шен, а зна­чит. часть его на­се­ле­ния ис­треб­ле­на.

В 630-е гг. Ближ­ний Вос­ток был за­воё­ван ара­ба­ми-му­суль­ма­на­ми (см. Араб­ские за­вое­ва­ния). В 638 по­сле дли­тель­ной оса­ды И. сдал­ся от­ря­дам ха­ли­фа Ома­ра ибн аль-Хат­та­ба. Под араб. вла­ды­че­ст­вом го­род об­рёл ста­тус треть­ей (по­сле Мек­ки и Ме­ди­ны) свя­ты­ни ис­ла­ма. Не­смот­ря на важ­ность ре­лиг. ро­ли И. в жиз­ни ср.-век. хри­сти­ан­ской, иу­дей­ской и му­сульм. об­щин, в адм.-по­ли­тич. пла­не он ос­та­вал­ся не­зна­чит. го­ро­дом. В 1099 И. был за­хва­чен кре­сто­нос­ца­ми (см. Кре­сто­вые по­хо­ды) и стал сто­ли­цей Ие­ру­са­лим­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. В 1187 егип. сул­тан Са­лах ад-Дин от­вое­вал го­род, од­на­ко на крат­кий пе­ри­од (1229–44) кре­сто­нос­цы смог­ли вер­нуть его под свою власть. С 1250 под вла­стью мам­лю­ков. В 1516 И. во­шёл в со­став Ос­ман­ской им­пе­рии. В 19 в. в И. бы­ли уч­ре­ж­де­ны пред­ста­ви­тель­ст­ва мно­гих хри­сти­ан­ских го­су­дарств и церк­вей. Во 2-й пол. 19 в. го­род стал цен­тром евр. им­ми­гра­ции и на­чал бы­ст­ро рас­ти. В 1860 за пре­де­ла­ми гор. сте­ны на­ча­лось строи­тель­ст­во Но­во­го го­ро­да, ско­ро пре­вы­сив­ше­го по раз­ме­рам ста­рую часть И. Ев­реи с сер. 19 в. со­став­ля­ли по­ло­ви­ну на­се­ле­ния И., хри­стиа­не и му­суль­ма­не – по 25%. Об­щая чис­лен­ность жи­те­лей И. на нач. 20 в. дос­ти­га­ла 50 тыс. чел.

Стена Старого города. На заднем плане – Цитадель («Башня Давида»).
Дамасские ворота.

В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны И. был за­нят брит. вой­ска­ми (дек. 1917). В 1920–1948 адм. центр брит. под­ман­дат­ной тер­ри­то­рии Па­ле­сти­на. В 1920, 1929, 1936 го­род ста­но­вил­ся аре­ной ара­бо-евр. столк­но­ве­ний. Со­глас­но ре­зо­лю­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН № 181 (II) от 29.11.1947 о раз­де­ле Па­ле­сти­ны на евр. и араб. го­су­дар­ст­ва, И. был при­дан ста­тус осо­бой ме­ж­ду­нар. зо­ны под управ­ле­ни­ем ООН. По ито­гам ара­бо-из­ра­иль­ской вой­ны 1948–49 (см. Ара­бо-из­ра­иль­ские вой­ны) И. был раз­де­лён на две час­ти: зап. часть ото­шла к Из­раи­лю, а вос­точ­ная со Ста­рым го­ро­дом – к Иор­да­нии. В 1950 из­ра­иль­ское пра­ви­тель­ст­во объ­я­ви­ло И. сто­ли­цей Из­раи­ля, од­на­ко это ре­ше­ние не бы­ло при­зна­но боль­шин­ст­вом го­су­дарств. В хо­де ара­бо-из­ра­иль­ской вой­ны 1967 Вост. Ие­ру­са­лим был за­хва­чен из­ра­иль­ски­ми вой­ска­ми и в 1980 ан­нек­си­ро­ван, не­смот­ря на про­тес­ты ООН. Го­род управ­ля­ет­ся как еди­ная адм. еди­ни­ца, од­на­ко ме­ж­ду евр. и араб. на­се­лени­ем со­хра­ня­ют­ся фак­тич. тер­ри­то­ри­аль­ная сег­ре­га­ция и глу­бо­кие со­ци­аль­но-куль­тур­ные раз­ли­чия. В нач. 21 в. ста­тус И. ос­та­ёт­ся од­ним из наи­бо­лее слож­ных во­про­сов уре­гу­ли­ро­ва­ния ближ­не­во­сточ­но­го кон­флик­та.

Сис­те­ма­тич. ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния И. ве­дут­ся с 1860-х гг. Древ­ней­шее гор. по­се­ле­ние на мес­те И. вос­хо­дит ко 2-й пол. 4-го тыс. до н. э. На хол­ме Офель, к югу от Хра­мо­вой го­ры (т. н. Град Да­ви­да), со­хра­ни­лись по­гре­бе­ния и ос­тат­ки древ­не­го по­се­ле­ния 14–13 и 10–7 вв. до н. э. – гор. стен, жи­лищ, так­же вы­долб­лен­ный в ска­ле под­зем­ный во­до­вод Езе­кии (сис­те­ма цис­терн и тон­не­лей, ве­ду­щих к Си­ло­ам­ской ку­пе­ли; кон. 8 в. до н. э.).

Площадь перед входом в Храм Гроба Господня.

Ста­рый го­род – ис­то­рич. центр совр. И. – опоя­сан сте­на­ми, за­ни­ма­ет пл. ок. 1 км2. Ны­не су­ще­ст­вую­щие ве­ли­че­ст­вен­ные сте­ны (мес­та­ми до 20 м в вы­соту) воз­ве­де­ны Су­лей­ма­ном I Ка­ну­ни в 1537–41 на ме­сте бо­лее ран­них сред­не­ве­ко­вых и име­ют 8 во­рот: Да­мас­ские (Шхем­ские), на ос­но­ва­нии ан­тич­ной три­ум­фаль­ной ар­ки; Иро­да Ве­ли­ко­го (Цве­точ­ные), Льви­ные (Св. Сте­фа­на), Зо­ло­тые (Ми­ло­сер­дия; за­ло­же­ны в 1187 кам­нем; по ле­ген­де, они от­кро­ют­ся во вре­мя при­ше­ст­вия Мес­сии), Му­сор­ные (На­воз­ные), Си­он­ские (Про­ро­ка Да­ви­да), Яфф­ские и Но­вые.

Стена Плача.
Via Dolorosa.
Церковь Вознесения на Масличной горе. 12 в. (перестроена в 13 в.).

Внут­ри Ста­ро­го го­ро­да ис­то­ри­че­ски сло­жи­лись 4 квар­та­ла, за­се­лён­ные по ре­лиг. прин­ци­пу: ев­рей­ский – на юго-вос­то­ке (к за­па­ду от Сте­ны Пла­ча; вход че­рез Си­он­ские и Му­сор­ные во­ро­та), му­суль­ман­ский – на се­ве­ро-вос­то­ке, вклю­чая также Хра­мо­вую го­ру (вход че­рез Да­мас­ские во­ро­та, во­ро­та Иро­да и Льви­ные), хри­сти­ан­ский – на се­ве­ро-за­па­де (к не­му ве­дут Яфф­ские и Но­вые во­ро­та) и ар­мян­ский – на юго-за­па­де (вход че­рез Яфф­ские и Си­он­ские во­ро­та). На тер­ри­то­рии евр. квар­та­ла рас­ко­па­ны ос­тат­ки гор. стен 8–1 вв. до н. э., до­мов с мо­за­ич­ны­ми по­ла­ми и ку­паль­ня­ми (7 в. до н. э.) и др. Храм Со­ло­мо­на, по­стро­ен­ный в 10 в. до н. э., мно­го раз раз­ру­шал­ся и вос­ста­нав­ли­вал­ся; в 70-х гг. н. э. раз­ру­шен рим­ля­на­ми окон­ча­тель­но; со­хра­ни­лась часть хра­мо­вой платфор­мы вре­ме­ни Иро­да I – Зап. сте­на, или Сте­на Пла­ча (с не­су­щи­ми ар­ка­ми), гл. свя­ты­ня иу­да­из­ма. Близ Яфф­ских во­рот – Ци­та­дель (т. н. Баш­ня Да­ви­да), воз­ве­дён­ная на мес­те по­строй­ки Иро­да I (пе­ре­страи­ва­лась в 14–16 вв.; ны­не Му­зей ис­то­рии И.). В евр. квар­та­ле – ос­тат­ки центр. ули­цы (Кар­до) рим. ко­ло­нии Элия Ка­пи­то­ли­на с ко­лон­на­ми и ар­ка­ми, вос­ста­нов­лен­ные жи­лые до­ма иро­ди­ан­ско­го пе­рио­да и си­на­го­ги, в т. ч. древ­ней­шая – Рам­ба­на (1267), ком­плекс из 4 се­фард­ских си­на­гог (16 в.), руи­ны си­на­го­ги Хур­ва (18 в.).

Гробницы долины Кидрона: слева – т. н. Колонна Авессалома, в центре – семьи Хезир, справа – т. н. гробница первосвященника Захарии. Фото В. М. Паппе

Гл. свя­ты­ня хри­сти­ан­ст­ва – рас­по­ло­жен­ный в цен­тре хри­сти­ан­ско­го квар­та­ла Храм Гро­ба Гос­под­ня (стро­ил­ся с 326–327); к не­му ве­дёт от Льви­ных во­рот т. н. Скорб­ный путь, или Кре­ст­ный путь (Via Dolorosa, или Via Crucis), где со­хра­ни­лись па­мят­ни­ки рим. пе­рио­да – уча­ст­ки мо­щё­ных по­кры­тий, три­ум­фаль­ная ар­ка 2 в. н. э. – т. н. Ecce Homo, и др.; в Но­вей­шее вре­мя воз­ве­де­ны церк­ви Сес­тёр Сио­на (2-я пол. 19 в.) и Би­че­ва­ния (1920-е гг., арх. А. Бар­луц­ци), арм. ча­сов­ня (19 – 1-я пол. 20 вв.), па­мят­ные мо­лель­ни, кре­сты. Ря­дом со Скорб­ным пу­тём, не­да­ле­ко от Льви­ных во­рот, – ос­тат­ки Ку­пе­ли Ви­фез­да с руи­на­ми церк­вей ви­зант. пе­рио­да и эпо­хи кре­сто­нос­цев, мо­на­стырь и ц. Св. Ан­ны (1140, пе­ре­строе­на в 19 в.). В хри­сти­ан­ском квар­та­ле на­хо­дят­ся церк­ви Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (три­конх, увен­чан­ный ку­по­лом; 11–12 вв.), Спа­си­те­ля (Ис­ку­п­ле­ния; лю­те­ран­ская, 1889–90, с вы­со­кой ко­ло­коль­ней), ряд мо­на­сты­рей. Близ Сте­ны Пла­ча со­хра­ни­лись ос­тат­ки ви­зант. ц. Бо­го­ро­ди­цы (Неа, 543). В арм. квар­та­ле на­хо­дят­ся ка­фед­раль­ный со­бор Св. Иа­ко­ва Стар­ше­го (12 в.) и Ар­мян­ский пат­ри­ар­хат. Здесь от­кры­ты ос­тат­ки двор­ца Иро­да I и ко­ро­лев­ско­го двор­ца эпо­хи кре­сто­нос­цев.

Сионская горница (т. н. Сенакулум).

Гл. му­сульм. свя­ты­ни И. – воз­ве­дён­ные на Хра­мо­вой го­ре, где ра­нее сто­ял Ие­ру­са­лим­ский храм [на пл. Свя­щен­но­го дво­ра (Ха­рам аш-Ша­риф)], ме­че­ти: Куб­бат ас-Сах­ра (Ку­пол ска­лы; цен­траль­но­ку­поль­ная, 8-гран­ная), по­зо­ло­чен­ный ку­пол ко­то­рой яв­ля­ет­ся сим­во­лом го­ро­да; Аль-Ак­са и ме­четь Це­пи (8 в.). В му­сульм. квар­та­ле – мно­го­числ. ме­че­ти, по­строй­ки пе­рио­да мам­лю­ков. В хри­сти­ан­ском квар­та­ле, не­да­ле­ко от Хра­ма Гро­ба Гос­под­ня, на­хо­дит­ся ме­четь Ома­ра (15 в.). Б. ч. совр. му­суль­ман­ско­го и часть хри­сти­ан­ско­го квар­та­лов за­ня­ты рын­ком. У стен Ста­ро­го го­ро­да в Но­вей­шее вре­мя по­строе­ны ц. Сан-Пьет­ро-ин-Га­лли­кан­ту, мо­на­сты­ри: близ Си­он­ских во­рот – Св. Кре­ста (ар­мян­ский, 14 в.); близ Но­вых ворот – Нотр-Дам-де-Франс (ав­гу­стин­ский, 1887); близ Да­мас­ских во­рот – Св. Сте­фа­на (до­ми­ни­кан­ский, 1900). К се­ве­ру от Да­мас­ских во­рот рас­коп­ка­ми от­кры­ты древ­ние гроб­ни­цы, в т. ч. «Гроб­ни­ца ца­рей» и «Гроб­ни­ца в са­ду», по­чи­тае­мая не­ко­то­ры­ми про­те­стан­та­ми как ис­тин­ное ме­сто по­гре­бе­ния Иису­са. Ста­рый го­род вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Панорама Масличной горы. На переднем плане – «Церковь всех наций», на дальнем плане – церковь Св. Марии Магдалины.

Си­он­ская го­ра рас­по­ло­же­на у юго-зап. уг­ла Ста­ро­го го­ро­да. Здесь на­хо­дят­ся Гроб­ни­ца Да­ви­да, фран­ци­скан­ская цер­ковь на ме­сте Си­он­ской гор­ни­цы (ме­сто Тай­ной ве­че­ри – т. н. Се­на­ку­лум), ц. Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (по­строе­на в 4 в., раз­ру­ше­на в 614, вновь от­строе­на кре­сто­нос­ца­ми в 11 в., раз­ру­ше­на в 1187; совр. зда­ние по­строе­но в 1898–1900-х гг. по по­ве­ле­нию герм. имп. Виль­гель­ма II, арх. Г. Ре­нард; аббат­ст­во бе­не­дик­тин­цев), иу­дей­ские ие­ши­вы, Му­зей хо­ло­ко­ста. На Ста­ром про­тес­тант­ском клад­би­ще по­хо­ро­не­ны многие брит. ди­пло­ма­ты, мис­сио­не­ры и ар­хео­ло­ги.

Церковь Святой Марии Магдалины на Масличной горе. 1885–88.

К за­па­ду от Си­он­ской го­ры на­хо­дит­ся древ­ний ре­зер­ву­ар для во­ды, об­нов­лён­ный в 16 в. Су­лей­ма­ном I Ка­ну­ни («Ку­паль­ня сул­та­на»; ны­не – от­кры­тый кон­церт­ный зал). К югу от Си­онской го­ры про­хо­дит до­ли­на Хи­ном (Ге­ен­на), ко­то­рая на вос­то­ке со­еди­ня­ет­ся с до­ли­ной Кид­ро­на, оги­баю­щей с вос­то­ка холм Офель и Хра­мо­вую го­ру. В до­ли­нах Хи­ном и Кид­ро­на на­хо­дил­ся древ­ний не­кро­поль И.; со­хра­ни­лись элли­нистич. гроб­ни­цы, вы­руб­лен­ные в ска­лах (в т. ч. се­мьи Хе­зир – с до­ри­че­ским пор­ти­ком) и от­дель­но стоя­щие (пер­во­свя­щен­ни­ка За­ха­рии и т. н. Ко­лон­на Авес­са­ло­ма). Зап. склон до­ли­ны Кид­ро­на у вост. под­но­жия Хра­мо­вой го­ры за­нят му­сульманским клад­би­щем, вост. склон, под­ни­маю­щий­ся на Мас­лич­ную го­ру, – древ­ней­шим в ми­ре евр. клад­бищем.

Площадь перед зданием кнессета.

Мас­лич­ная (Еле­он­ская) го­ра на­хо­дит­ся к вос­то­ку от Ста­ро­го го­ро­да. На ней рас­по­ло­же­ны: ц. Воз­не­се­ния (по­кры­тый ку­по­лом 8-гран­ник, 12 в., пе­ре­строе­на в 13 в.), кар­ме­лит­ский жен­ский мо­на­стырь с ц. Па­тер-Нос­тер, «Цер­ковь всех на­ций» в Геф­си­ма­нии (ка­то­ли­чес­кая, 1919–24; со­хра­ни­лись руи­ны пер­во­на­чаль­но сто­яв­ше­го здесь хра­ма 4–6 вв.) и ча­сов­ня Скор­бя­ще­го Гос­по­да (Пла­ча Гос­под­ня; фран­цис­кан­ская, 1954–55, обе – арх. А. Бар­луц­ци). РПЦЗ при­над­ле­жат жен­ские мо­на­сты­ри, ос­но­ван­ные во 2-й пол. 19 в.: на вер­ши­не го­ры – Спа­со-Воз­не­сен­ский с Тро­иц­ким со­бо­ром (ко­ло­коль­ня выс. 64 м); Св. Ма­рии Ма­гда­ли­ны с цер­ко­вью с 7 зо­ло­ты­ми ку­по­ла­ми (по­строе­на по по­ве­ле­нию рос. имп. Алек­сан­д­ра III в 1885–88; мо­ги­ла вел. кн. Ели­за­ве­ты Фё­до­ров­ны). У под­но­жия го­ры – греч. и арм. цер­ковь с гро­том Гро­ба Бо­го­ро­ди­цы.

К се­ве­ру от Мас­лич­ной го­ры на­хо­дит­ся го­ра Ско­пус (са­мая вы­со­кая точ­ка И.) со зда­ния­ми Евр. ун-та, Мед. цен­тра «Ха­дас­са», гос­пи­та­ля Ав­гу­сты Вик­то­рии (ос­но­ван Виль­гель­мом II во вре­мя по­се­ще­ния И. в 1898 в честь же­ны). Здесь от­кры­ты так­же по­гре­бе­ния эпо­хи Иро­да I.

Зап. и сев. час­ти И. (т. н. Но­вый Иеру­са­лим) за­страи­ва­лись с 1860-х гг. Ини­циа­тор пер­вых евр. по­се­ле­ний в Но­вом Ие­ру­са­ли­ме – М. Мон­те­фио­ри. В 1874 в Зап. Ие­ру­са­ли­ме ос­но­ва­но вто­рое евр. по­се­ле­ние – ны­не квар­тал ор­то­док­саль­ных иу­де­ев Меа-Шеа­рим («Сто Во­рот»). В ме­ст­но­сти Эйн-Ке­рем («Ис­точ­ник в ви­но­град­ни­ке»; по пре­да­нию, свя­за­на с дет­ст­вом Ио­ан­на Пред­те­чи) Ан­то­ни­ном (Ка­пус­ти­ным) ос­но­ван жен­ский Гор­нен­ский мон. Св. Ио­ан­на Пред­те­чи (РПЦ; ц. Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, 1880–83; Тро­иц­кий со­бор, ны­не – Всех Свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, строи­тель­ст­во на­ча­то в 1910, во­зоб­нов­ле­но в 1997). В Эйн-Ке­рем рас­по­ло­же­ны так­же ка­то­лич. мон. Св. Ио­ан­на Пред­те­чи, Мед. центр «Ха­дас­са» (1934–41, арх. Э. Мен­дель­зон; 1960, арх. И. Ней­фельд; си­на­го­га с вит­ра­жа­ми М. З. Ша­га­ла) и др. В зап. ча­сти И. на­хо­дит­ся мон. Св. Кре­ста (12 в.; вна­ча­ле гру­зин­ский, ны­не гре­чес­кий; по­строй­ки и рос­пись свя­зы­ва­ют­ся с груз. ца­ри­цей Та­ма­рой и Ш. Ру­ста­ве­ли).

Ген­пла­ны за­строй­ки Но­во­го Ие­ру­са­ли­ма при­над­ле­жа­ли П. Гед­де­су, Ч. Р. Аш­би (1919–22), К. Хол­ли­дею (1930), Г. Кен­дал­лу (1944). Бы­ли по­строе­ны зда­ния Рок­фел­ле­ров­ско­го му­зея (1930–1935, арх. О. Сент-Барб Хар­ри­сон; в ос­но­ве – кол­лек­ции Па­ле­стин­ско­го ар­хео­ло­гич. му­зея), кнес­се­та (за­кон­чен в 1966; арх. Й. Клар­вейн), Из­ра­иль­ско­го му­зея, нац. ме­мо­ри­ал «Яд Ва­шем» и др.

И. – центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Из­раи­ля. Круп­ней­шее на­уч. уч­реж­де­ние И. – Из­ра­иль­ская АН в Ие­ру­са­ли­ме (1961; вклю­ча­ет ок. 30 на­уч. ин-тов), од­на­ко б. ч. ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти ес­теств., об­ществ. и гу­ма­ни­тар­ных на­ук осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не в струк­ту­ре АН, а в Евр. ун-те (от­крыт в 1925; в но­вом зда­нии – по­сле 1954, ар­хи­тек­то­ры Д. и Р. Кар­ми, Ц. Мель­цер, А. Ман­с­фельд, М. Вайн­ра­уб, Э. Рау, Д. Рез­ник, А. Алек­сан­д­ро­ни и др.), ока­зы­ваю­щем ре­шаю­щее влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние нац. по­ли­ти­ки в об­лас­ти на­уч. ис­сле­до­ва­ний. Сре­ди др. на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ие­ру­са­лим­ская ака­де­мия мед. на­ук (1957), н.-и. ин­сти­ту­ты: Пап­ский биб­лей­ский ин-т (1927), Ин-т ис­сле­до­ва­ний Тал­му­да и евр. пра­ва (1932), ис­сле­до­ва­ний в сфе­ре по­ве­денч. на­ук им. Г. Сольд (1941), стан­дар­тов (1953), На­уч.-тех­но­ло­гич. ин-т по про­бле­мам Га­ла­хи (1963), Эку­ме­нич. ин-т выс­ших тео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний (1972), Ин-т ис­лам­ско­го иск-ва им. Л. А. Май­е­ра (1974); Из­ра­иль­ское кос­мич. агент­ст­во (1988). Круп­ней­шие ву­зы: Ака­де­мия ху­до­жеств и при­клад­но­го иск-ва «Бе­ца­лель» (1906; совр. ста­тус с 1969), Кол­ледж Ха­дас­са (1970), Ака­де­мич. центр им. Руп­пи­на (1949), тех­но­ло­гич. кол­ледж (1969), Учи­тель­ская се­ми­на­рия им. Д. Ели­на (1914), Жен­ский пе­да­го­гич. кол­ледж (1964). Нац. и уни­вер­си­тет­ская б-ка (1892), Нац. мед. б-ка Мю­ри­эл и Фи­лип­па Бер­ман (1919), Пуб­лич­ная гор. б-ка (1961).

В И. ра­бо­та­ют «Ие­ру­са­лим­ский те­атр Хан» (1967), ку­коль­ный те­атр «Ка­рон» («Ва­гон», 1981), экс­пе­рим. те­атр «Меж­дис­ци­п­ли­нар­ная аре­на» (1988), Ка­мер­ный опер­ный те­атр «Aeterna opera» (2003). Про­во­дят­ся еже­год­ный ме­ж­ду­нар. Изр. фе­сти­валь (с 1982, осн. в 1961 в Ке­са­рии), Ме­ж­ду­нар. ки­но­фес­ти­валь (с 1982), ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: ку­коль­ных те­ат­ров, ка­мер­ной му­зы­ки (с 1997). Ак­тёр­ская сту­дия Ни­са­на На­ти­ва, Шко­ла ви­зу­аль­но­го те­ат­ра. Поль­зу­ют­ся из­вест­но­стью Ие­ру­са­лим­ский сим­фо­нич. ор­кестр (1936, до 1940 Сим­фо­нич. ор­кестр ра­дио), Ие­ру­са­лим­ский струн­ный квар­тет, «Му­зы­каль­ное трио» (ис­пол­ня­ет, на­ря­ду с клас­си­кой, клез­мер­скую му­зы­ку). Дей­ст­ву­ют Ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца им. С. Ру­би­на (1947), Ие­ру­са­лим­ский муз. центр (1973). Про­во­дит­ся муз. кон­курс им. Л. Берн­стай­на.

Ие­ру­са­лим­ский фут­боль­ный клуб «Бей­тар» (вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Тед­ди Ко­лек», 21 тыс. мест) – 5-крат­ный чем­пи­он Из­раи­ля (1987–2007); бас­кет­боль­ный клуб «Ха­по­эль» (дво­рец спор­та «Маль­ха», 3 тыс. мест) – об­ла­да­тель Куб­ка УЛЕБ (2004).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да – сфе­ра ус­луг (за­ня­то св. 87% ра­бо­таю­щих, 2004; вы­ше сред­не­го по стра­не); её осн. сек­то­ра – гос. управ­ле­ние, куль­ту­ра и об­ра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние, биз­нес-ус­лу­ги, тор­гов­ля и др. И. – центр ту­риз­ма ми­ро­во­го зна­че­ния; еже­год­но го­род по­се­ща­ют св. 2 млн. иностр. ту­ри­стов и па­лом­ни­ков. Раз­ви­то гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во (ок. 70 оте­лей, 2006). В пром-сти за­ня­то ок. 7% ра­бо­таю­щих; б. ч. пред­при­ятий скон­цен­три­ро­ва­на в не­сколь­ких ин­дустр. зо­нах и при­го­ро­дах. И. – один из цен­тров совр. вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных про­из­водств (со­сре­до­то­че­но ок. 400 пред­при­ятий, в осн. спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся в об­лас­ти ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий и те­ле­ком­му­ни­ка­ций, био­тех­но­ло­гий; рас­по­ло­же­ны пре­им. в ин­дустр. зо­не Хар ха-Хоц­вим). Дей­ст­ву­ют пред­при­ятия круп­ных ме­ж­ду­нар. и из­ра­иль­ских кон­цер­нов, в т. ч. «Intel» и «Mo­torola» (вы­пуск элек­трон­ных схем для ком­пь­ю­те­ров), «AVK Israel» (мик­ро­схе­мы для при­бо­ров мо­биль­ной свя­зи), «El­bit Systems Ltd.» (ESL; элек­трон­ное обо­ру­до­ва­ние), «Tadiran Communications Ltd.» (элек­трон­ное обо­ру­до­ва­ние во­ен. на­зна­че­ния, пром. и бы­то­вая элек­тро­тех­ни­ка). Раз­ви­та фар­ма­цев­ти­че­ская (Ла­бо­ра­то­рия по пром. про­из-ву вак­цин, сы­во­ро­ток, фер­мен­тов, гор­мо­наль­ных пре­па­ра­тов и др. при Евр. ун-те) пром-сть. Юве­лир­ное де­ло (пред­при­ятия по об­ра­бот­ке, шли­фов­ке и ог­ран­ке ал­ма­зов). Тра­диц. от­рас­ли пром-сти: по­ли­гра­фи­че­ская, пи­ще­вая (пред­при­ятия из­ра­иль­ско­го кон­цер­на «Tnuva» – сы­ры и мо­лоч­ные про­дук­ты; про­из-во вин), тек­стиль­ная, ко­же­вен­но-обув­ная. В пром. зо­не Таль­ни­от в юж. час­ти И. – пред­при­ятия ме­бель­ной, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти, по про­из-ву строй­ма­те­риа­лов.

Лит.: Vincent L. H., Abel F. M. Jérusalem: Recherches de topographie, d’archéologie et d’histoire: Jérusalem nouvelle. P., 1912–1926. Vol. 1–3. Pt. 1–5; Ashbee C. R. Jerusalem, 1918–1922. L., 1921–1924. Vol. 1–2; Atlas of Jerusalem / Ed. D. Amiran. N. Y., 1924–1973. Vol. 1–2; Kendall H. The Jerusa­lem city plan. L., 1948; Vincent L. H., Steve M. A. Jérusa­lem de l’Ancien Testament. P., 1954–1956. Vol. 1–3; Kutcher A. The new Je­ru­salem: plan­ning and politics. L., 1973; Sha­ron A. Plan­ning Jerusalem: the old city and its environs. Jerusalem, 1973; Yadin Y. Jerusa­lem revealed: archaeology in the holy city, 1968–1974. Jeru­salem, 1976; Gilbert M. Jeru­salem: illustrated history atlas. L., 1977; idem. Jerusalem: re­birth of a city. L., 1985; Kroy­anker D. Jerusa­lem: planning and develop­ment. Jerusalem, 1982–1985. Vol. 1–2; idem. Jerusalem archi­tecture: periods and styles. Je­rusalem, 1993. Vol. 1–6; Avigad N. Disco­ve­ring Jerusalem. Jerusalem, 1983; Ben-Don M. In the shadow of the Temple: the discovery of Ancient Jerusa­lem. N. Y., 1985; Bahat D. Carta’s historical atlas of Jerusalem: an illus­tra­ted survey. Jerusa­lem, 1986; Burgoyne M. H., Richards D. Mam­luk Jerusalem. L., 1987; Fleckenstein K.-H., Müller W. Gerusalemme: Cittа̀ santa di ebrei, cristiani e musulmani. Roma, 1989; Mazar E., Mazar B. Excavations in the south of the Tem­ple Mount. Jerusalem, 1989; Brunelli R. Storia di Gerusalemme. Mil., 1990; Walls A. G. Geo­metry and architecture in Islamic Jerusalem: a study of the Ashra­fiyya. [L.], 1990; New ency­clopedia of archaeo­logical excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1993. Vol. 1–4; Elad A. Medieval Jerusalem and is­la­mic worship: Holy places, ceremonies, pil­grimage. Leiden, 1995; Peters F. E. Jerusalem: the Holy city in the eyes of chroniclers, visitors, pilgrims and pro­phets from the days of Abra­ham to the begin­nings of Modern times. 2nd ed. Princeton, 1995; Murphy-O’Connor I. The Holy Land. Oxf.; N. Y., 1998; Cattan H. Jeru­salem. L., 2000; Elon A. Gerusalemme: Cittа̀ di specchi. 2 ed. Mil., 2000; Кац­нель­сон М. Ие­ру­са­лим – го­род трех ре­ли­гий. СПб., 2001; Дмит­ри­ев­ский С. М. Рус­ские рас­коп­ки на Еле­он­ской го­ре. М., 2006.

Вернуться к началу