ГУ́МБОЛЬДТ КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУ́МБОЛЬДТ (Humboldt) Карл Вильгельм фон (22.6.1767, Потсдам – 8.4.1835, Тегель), немецкий языковед, философ, государственный деятель Пруссии, член Королевской Прусской АН (1808), почётный член Петерб. АН (1832). Из прусской дворянской семьи, сын майора и камергера Александра Георга фон Гумбольдта, брат А. фон Гумбольдта. С 1777 вместе с братом воспитывался под руководством известного немецкого политика и педагога Г. Й. К. Кунта (1757 –1829), к обучению в университете готовился под руководством крупнейших немецких интеллектуалов – экономиста К. В. фон Дона (1751–1820), юриста Э. Ф. Клейна (1743–1810), философа Й. Я. Энгеля (1741–1802). В 1787–89 изучал камералистику (экономику, финансы и государственное управление) и право в университетах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена. В 1789 познакомился и сблизился с И. В. Гёте, Ф. Шиллером и И. Г. Гердером, поступил на прусскую государственную службу, работал во внешнеполитическом департаменте, референдар в придворном суде. В 1791 ушёл из суда, решив сосредоточиться на писательстве и научной деятельности. В 1799–1801 в Испании исследовал язык и культуру басков. С 1802 посол при папском престоле, его дом стал одним из центров интеллектуальной жизни в Риме. В 1808 возвратился в Пруссию, назначен К. фон Штейном руководителем секции культов и образования в министерстве внутренних дел. В 1809–10 участвовал в разработке реформы образования (введение методов И. Песталоцци и др.), готовил концепцию Берлинского университета (ныне Берлинский университет Гумбольдта), идеолог реорганизации Прусской АН. В 1810–15 полномочный посланник в Вене, вместе с К. А. фон Гарденбергом представлял Пруссию на Венском конгрессе 1814–15. В 1814 гудостоен ордена Железного креста. Один из авторов конституции Германского союза 1815–66, в 1815–17 представлял Пруссию в его бундестаге. Не смог примирить собственные либеральные принципы с проводимой политикой Реставрации. В 1817–18 посланник в Лондоне. В 1819 министр сословных дел, выступил с критикой Карлсбадских соглашений 1819, что привело к его отставке. В 1820 поселился в родовом замке Тегель, сосредоточился на лингвистических изысканиях. В 1829 после смерти жены вернулся к государственным делам, возглавил комиссию по созданию «Altes Museum» (Старого музея) , за что получил орден Чёрного орла (1830).
Гуманистич. мировоззрение Г. сложилось на основе идей И. Г. Гердера (наличие в истории высших, духовных целей, включение деятельности индивида в бесконечное поступат. развитие человечества, народы как живые организмы во всемирной истории) и развивалось в 1790–1800-х гг. в направлении классически-гармонич. идеала И. В. Гёте и Ф. Шиллера (Г. был лично близок к обоим, в ряде работ разъяснял этич. и эстетич. смысл их поэзии). Трактат «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792; полностью опубл. в 1851; рус. пер. 1898, 1985), написанный под впечатлением событий Франц. революции, – рассуждение о политич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа: задачи государства сводятся Г. лишь к защите внешних границ и обеспечению внутр. правопорядка. «Тайна всего бытия» заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Вся философия Г. может рассматриваться как характерология самобытных форм культуры, выражающих внутр. форму «духа народа»; сам Г. понимал её как антропологию (сохранился его «План сравнительной антропологии», 1795). В русле такой историч. характерологии находятся многочисл. работы Г. 1790–1800-х гг., посвящённые др.-греч. истории и культуре, в которой Г., подобно И. И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел осуществление идеала «гуманности».
Вершина науч. деятельности Г. – его работы о языке, в которых нача́ла сравнит. языкознания неотделимы от философии языка и культуры. В трактате «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» («Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluß auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts»), опубл. в качестве введения к работе «О языке кави на острове Ява» («Über die Kawi-Sprache auf der Insel Jawa», Bd 1–3, 1836–39), подчёркивается творч. природа языка: язык – не столько продукт деятельности (ergon), нечто созданное, сколько сама деятельность (energeia) духа, т. е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, «орган, образующий мысль», «продукт языкового сознания нации»; в самой структуре языка (его «внутренней форме») воплощено определённое воззрение на мир («мировидение») того или иного народа.
Исследуя многочисл. языки, разные с точки зрения структуры, – баскский, австронезийские, языки сев.-амер. индейцев и др. (всего 32 языка, материал некоторых из них рассматривался им впервые), Г. наряду с А. В. Шлегелем и Ф. Шлегелем явился создателем типологии лингвистической. Г. впервые выделил инкорпорирующие языки, а также уточнил статус аморфных языков, переименовав их в корневые (см. Типологическая классификация языков). Будучи по существу основоположником философии языка как самостоят. дисциплины, Г. оказал большое влияние на развитие языкознания. Представителями гумбольдтианства в 19–20 вв. явились Х. Штейнталь, А. А. Потебня (концепция внутренней формы слова), Х. Г. К. фон дер Габеленц, К. Фосслер и др. В 20 в. влияние его идей сказалось в амер. этнолингвистике (Э. Сепир и Б. Л. Уорф), нем. неогумбольдтианстве (И. Л. Вайсгербер, Й. Трир), в России – в работах М. М. Бахтина и его последователей. В 1950–60-х гг. идеи Г. о творч. характере языка были актуализированы Н. Хомским.