Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУМБОЛЬДТИА́НСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 153

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Радченко

ГУМБОЛЬДТИА́НСТВО, те­че­ние в ев­ро­пей­ской тео­рии и фи­ло­со­фии язы­ка 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., воз­ник­шее в хо­де ин­тер­пре­та­ции взгля­дов К. В. фон Гум­больд­та, а так­же сход­ных идей нем. учё­ных И. Г. Гер­де­ра, И. Г. Га­ма­на, Й. Й. Ваг­не­ра, И. Г. Фих­те. Ин­те­рес к на­уч. на­сле­дию Гум­больд­та воз­ник по­сле по­смерт­но­го из­да­ния (1836) его пре­ди­сло­вия «О раз­ли­чии стро­е­ния че­ло­ве­че­ских язы­ков и его влия­нии на ду­хов­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва» к фун­дам. тру­ду «О язы­ке ка­ви на остро­ве Ява». По­пу­ля­ри­за­то­ра­ми идей Гум­больд­та ста­ли Х. Штейн­таль («Язы­ко­зна­ние Виль­гель­ма фон Гум­больд­та и фи­ло­со­фия Ге­ге­ля», 1848), Р. Хайм [Гер­ма­ния (био­гра­фич. и на­уч. ком­мен­та­рий тру­дов Гум­больд­та, 1856)], А. Ф. Потт (ком­мен­та­рий к пе­ре­из­да­нию ра­бо­ты «О раз­ли­чии…», 1876) и др. Ф. Бопп и Потт по­став­лен­ную Гум­больд­том лин­гво­фи­ло­соф­скую за­да­чу срав­не­ния язы­ков как разл. ми­ро­ви­де­ний све­ли к по­ис­ку пра­язы­ка.

Во 2-й пол. 19 в. взгля­ды Гум­больд­та по­лу­чи­ли раз­ви­тие (ино­гда весь­ма свое­об­раз­ное) в ра­бо­тах И. Г. Фих­те (о пре­вос­ход­ст­ве ис­кон­но­го ха­рак­те­ра ав­то­хтон­ных язы­ков над язы­ка­ми – по­сле­до­ва­те­ля­ми ла­тин­ско­го), К. Абе­ля [Гер­ма­ния (о свое­об­ра­зии ду­хов­ной сто­ро­ны ка­ж­до­го язы­ка)], Х. Г. К. фон дер Га­бе­лен­ца (о ро­ли язы­ка в ду­хов­ной жиз­ни на­ро­да), Э. М. Арн­д­та (о взаи­мо­свя­зи род­но­го язы­ка и нац. ха­рак­те­ра), Х. Ве­де­ве­ра (Гер­ма­ния), Ф. Н. Фин­ка (Гер­ма­ния), М. Мюл­ле­ра (об от­ра­же­нии в язы­ке пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей на­ро­да – но­си­те­ля это­го язы­ка). По­пыт­ки Фин­ка из­влечь осо­бен­но­сти эт­нич. ха­рак­те­ра из ана­ли­за лек­си­ки кон­крет­но­го язы­ка про­дол­жа­ли в нач. 20 в. нем. учё­ные М. Дойч­байн, К. Вильд­ха­ген, Ф. Арон­штайн, австр. учё­ный А. Шрё­эр (на ма­те­риа­ле англ. яз.), Э. Лерх [Германия (на ма­те­риа­ле исп. яз.)], Г. Гюн­терт [Гер­ма­ния (на ма­те­риа­ле нем. яз.)]. По­доб­ные тру­ды дис­кре­ди­ти­ро­ва­ли идею Гум­больд­та о язы­ко­вом ми­ро­ви­де­нии, од­на­ко ста­ли про­дук­тив­ной ос­но­вой для воз­ник­но­ве­ния не­сколь­ких на­прав­ле­ний в язы­ко­зна­нии кон. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. эт­ноп­си­хо­ло­ги­че­ско­го [Х. Штейн­таль, М. Ла­ца­рус (Гер­ма­ния), В. Вундт], де­ск­рип­тив­но­го [А. Мар­ти (Австрия)] и эс­те­ти­че­ско­го (К. Фосс­лер).

Бо­лее глу­бо­кое тол­ко­ва­ние взгля­ды К. В. фон Гум­больд­та по­лу­чи­ли в тру­дах рос. лин­гвис­тов и фи­ло­со­фов, гл. обр. А. А. По­теб­ни (тео­рии пре­лом­ле­ния ми­ра в язы­ке, внут­рен­ней фор­мы сло­ва, по­этич. и ми­фич. мыш­ле­ния, цен­но­сти род­но­го язы­ка, де­на­цио­на­ли­за­ции), а так­же в мень­шей сте­пе­ни – П. И. Жи­тец­ко­го, П. С. Би­ляр­ско­го, С. П. Ше­вы­рё­ва (о «фи­зио­но­мии» рус. на­ро­да), В. Я. Сто­юни­на (язык как зер­ка­ло на­ро­да), И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ (о язы­ко­вом ми­ро­воз­зре­нии). В 1970–80-х гг. идеи Гум­больд­та на­шли от­ра­же­ние в ра­бо­тах отеч. лин­гвис­тов Г. В. Ра­ми­шви­ли, В. И. По­сто­ва­ло­вой, Б. А. Се­реб­рен­ни­ко­ва и др.

В Гер­ма­нии в 1-й пол. 20 в. не­ко­то­рые идеи К. В. фон Гум­больд­та раз­ви­ва­ли фи­ло­со­фы Н. Гарт­ман (о бы­тии объ­ек­тив­но­го ду­ха), М. Ше­лер (тео­рия от­но­си­тель­но ес­те­ст­вен­но­го ми­ро­воз­зре­ния), Э. Кас­си­рер (в рам­ках фи­ло­со­фии сим­во­лич. форм), Р. Хё­ниг­свальд (в рам­ках фи­ло­со­фии ис­то­рии), А. Фир­кандт (тео­рия «ду­ха груп­пы» и со­об­ще­ст­ва), в Рос­сии – Г. Г. Шпет (идея «ду­хов­но­го ком­му­ни­те­та»). На ос­но­ве кон­фрон­та­ции с идея­ми Гум­больд­та сфор­ми­ро­ва­лось на­прав­ле­ние «кри­ти­ка язы­ка» Ф. Ма­ут­не­ра (Австрия).

Наи­бо­лее пол­ную ин­тер­пре­та­цию взгля­ды Гум­больд­та по­лу­чи­ли в кон. 1920-х – сер. 1980-х гг. в рам­ках нем. не­огум­больд­тиан­ст­ва: в тео­рии язы­ко­вых по­лей (Й. Трир, В. Пор­циг, И. Л. Вайс­гер­бер и др.), в эр­го­ло­гич. эти­мо­ло­гии (мюн­стер­ская шко­ла гер­ма­ни­сти­ки) и осо­бен­но в тео­рии язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра и в энер­гей­ти­че­ском язы­ко­зна­нии в це­лом (Вайс­гер­бер). Ра­бо­ты Вайс­гер­бе­ра по­ло­жи­ли на­ча­ло воз­ро­ж­де­нию ин­те­ре­са к иде­ям Гум­больд­та в ев­роп. язы­ко­зна­нии. Эти идеи по­влия­ли на взгля­ды амер. лин­гвис­тов 1-й пол. 20 в. (осо­бен­но Э. Се­пи­ра и Б. Л. Уор­фа, сфор­му­лиро­вав­ших прин­цип язы­ко­вой от­но­си­тель­но­сти); в уп­ро­щён­ном ви­де они от­ра­же­ны в пер­вых вер­си­ях транс­фор­ма­ци­он­но-ге­не­ра­тив­ной грам­ма­ти­ки Н. Хом­ско­го (см. Ге­не­ра­тив­ная лин­гвис­ти­ка).

Лит.: По­сто­ва­ло­ва В. И. Язык как дея­тель­ность. Опыт интеpпpетации кон­цеп­ции В. Гум­больд­та. М., 1982; Multum – non multa?: Studien zur «Einheit der Refle­xion» im Werk W. von Humboldts / Hrsg. P. Schmit­ter. Münster, 1991; Кеpнеp Э. Ф. К. В. фон Гум­больдт и эт­но­лин­гви­сти­ка в Севеpной Аме­pике: от Боа­са (1894) до Хайм­са (1961) // Вопpосы язы­ко­зна­ния. 1992. № 1; Schnei­der F. Der Typus der Sprache: eine Re­kon­struk­tion des Spra­chbe­griffs W. von Hum­boldts auf der Grund­lage der Sprachur­sprungs­frage. Münster, 1995.

Вернуться к началу