ГУ́МБОЛЬДТ КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ГУ́МБОЛЬДТ (Humboldt) Карл Вильгельм фон (22.6.1767, Потсдам – 8.4.1835, Тегель), нем. языковед, философ, гос. деятель Пруссии, чл. Королевской Прус. АН (1808), поч. чл. Петерб. АН (1832). Из прус. дворянской семьи. Брат А. фон Гумбольдта. В 1787–89 учился в ун-тах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена. В 1799–1801 в Испании исследовал язык и культуру басков. С 1802 на дипломатич. службе (посол при папском престоле в 1802–08, в Вене – с 1810, в Лондоне – в 1817–18), вместе с К. А. фон Гарденбергом представлял Пруссию на Венском конгрессе 1814–15. Деятельность Г. на посту директора Департамента культов и просвещения (1808–10) ознаменована основанием Берлинского ун-та (ныне Берлинский университет Гумбольдта), реорганизацией Прус. АН, реформой образования (введение методов И. Песталоцци и др.). Г. – один из авторов конституции Германского союза 1815–66, в 1815–17 представлял Пруссию в его бундестаге. Назначенный в 1819 мин. сословных дел, выступил с критикой Карлсбадских соглашений 1819, что привело к его отставке.
Гуманистич. мировоззрение Г. сложилось на основе идей И. Г. Гердера (наличие в истории высших, духовных целей, включение деятельности индивида в бесконечное поступат. развитие человечества, народы как живые организмы во всемирной истории) и развивалось в 1790–1800-х гг. в направлении классически-гармонич. идеала И. В. Гёте и Ф. Шиллера (Г. был лично близок к обоим, в ряде работ разъяснял этич. и эстетич. смысл их поэзии). Трактат «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792; полностью опубл. в 1851; рус. пер. 1898, 1985), написанный под впечатлением событий Франц. революции, – рассуждение о политич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа: задачи государства сводятся Г. лишь к защите внешних границ и обеспечению внутр. правопорядка. «Тайна всего бытия» заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Вся философия Г. может рассматриваться как характерология самобытных форм культуры, выражающих внутр. форму «духа народа»; сам Г. понимал её как антропологию (сохранился его «План сравнительной антропологии», 1795). В русле такой историч. характерологии находятся многочисл. работы Г. 1790–1800-х гг., посвящённые др.-греч. истории и культуре, в которой Г., подобно И. И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел осуществление идеала «гуманности».
Вершина науч. деятельности Г. – его работы о языке, в которых нача́ла сравнит. языкознания неотделимы от философии языка и культуры. В трактате «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» («Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluß auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts»), опубл. в качестве введения к работе «О языке кави на острове Ява» («Über die Kawi-Sprache auf der Insel Jawa», Bd 1–3, 1836–39), подчёркивается творч. природа языка: язык – не столько продукт деятельности (ergon), нечто созданное, сколько сама деятельность (energeia) духа, т. е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, «орган, образующий мысль», «продукт языкового сознания нации»; в самой структуре языка (его «внутренней форме») воплощено определённое воззрение на мир («мировидение») того или иного народа.
Исследуя многочисл. языки, разные с точки зрения структуры, – баскский, австронезийские, языки сев.-амер. индейцев и др. (всего 32 языка, материал некоторых из них рассматривался им впервые), Г. наряду с А. В. Шлегелем и Ф. Шлегелем явился создателем типологии лингвистической. Г. впервые выделил инкорпорирующие языки, а также уточнил статус аморфных языков, переименовав их в корневые (см. Типологическая классификация языков). Будучи по существу основоположником философии языка как самостоят. дисциплины, Г. оказал большое влияние на развитие языкознания. Представителями гумбольдтианства в 19–20 вв. явились Х. Штейнталь, А. А. Потебня (концепция внутренней формы слова), Х. Г. К. фон дер Габеленц, К. Фосслер и др. В 20 в. влияние его идей сказалось в амер. этнолингвистике (Э. Сепир и Б. Л. Уорф), нем. неогумбольдтианстве (И. Л. Вайсгербер, Й. Трир), в России – в работах М. М. Бахтина и его последователей. В 1950–60-х гг. идеи Г. о творч. характере языка были актуализированы Н. Хомским.