Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАРО́ДНАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НАРО́ДНАЯ МУ́ЗЫКА, му­зы­каль­ный фольк­лор (англ. folk music, нем. Volks­mu­sik), часть на­род­но­го твор­че­ст­ва; объ­е­ди­ня­ет во­каль­ные и ин­ст­ру­мен­таль­ные тра­ди­ции от древ­ней­ших охот­ничь­их, зем­ле­дель­че­ских и ско­то­вод­чес­ких до современных сель­ских и го­род­ских, су­ще­ст­вую­щие в уст­ной фор­ме и пе­ре­даю­щие­ся уст­ным пу­тём. Основные чер­ты Н. м. – за­кре­п­лён­ность в тра­диционной куль­ту­ре, син­кре­тизм (связь с по­эзи­ей, тан­цем, дра­ма­тическим действием и др.), кол­лек­тив­ность (со­хра­не­ние тра­ди­ции в кол­лек­тив­ной па­мя­ти) и ано­ним­ность. Фун­даментальная ос­но­ва Н. м. – им­про­ви­за­ция на ос­но­ве ка­но­ни­зи­рованного на­бо­ра ме­ло­ди­чес­ких и рит­ми­чес­ких мо­де­лей (мелодических формул, ритмоформул). Функ­цио­ни­ро­ва­ние Н. м. в рам­ках тру­до­вой дея­тель­но­сти, об­ря­да, впи­сан­ность в быт оп­ре­де­ли­ли уни­вер­саль­ные ви­ды музыкального фольк­ло­ра: тру­до­вой, ка­лен­дар­но-об­ря­до­вый, се­мей­но-об­ря­до­вый; ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны эпические, ис­то­рические, ли­рические ви­ды (жан­ры) Н. м. В эво­лю­ции Н. м. при­ня­то раз­ли­чать 3 эта­па: ран­ний, сред­не­ве­ко­вый (у на­ро­дов Ев­ро­пы – рас­цвет тра­диционного кре­сть­ян­ско­го фольк­ло­ра), но­вый (у на­ро­дов Ев­ро­пы свя­зан с пе­ре­хо­дом к городской куль­ту­ре).

Ос­но­ва Н. м. – пес­ня. Эле­мент ин­ди­ви­ду­аль­но­го твор­че­ст­ва в эпических (севернорусская бы­ли­на, украинская ду­ма), се­мей­но-об­ря­до­вых (причитания) и не­ко­то­рых других жан­рах и ви­дах Н. м. (ка­захский ин­ст­ру­мен­таль­ный кюй), тре­бую­щих лич­но­го мас­тер­ст­ва, вно­сит в них чер­ты про­фес­сио­на­лиз­ма. В та­ких слу­ча­ях при­ня­то го­во­рить о «на­род­ной про­фес­сио­наль­ной му­зы­ке», её пред­ста­ви­те­ли – акы­ны, ашу­ги, грио­ты, коб­за­ри, бы­лин­ные ска­зи­те­ли, джан­гар­чи, ма­нас­чи, олон­хо­су­ты и мн. др.

По­ня­тие «Н. м.» ино­гда рас­про­стра­ня­ет­ся на вы­со­ко­раз­ви­тые уст­ные профессиональные музыкальные тра­ди­ции (азербайджанский му­гам, узбекский и таджикский ма­ком, северо-индийский кхай­яль, ту­нис­ская ну­ба, ин­до­незийский ген­динг и мн. др.), од­на­ко в дей­ст­ви­тель­но­сти ста­тус та­кой му­зы­ки по­зво­ля­ет го­во­рить о её при­над­леж­но­сти к ми­ро­вой музыкальной клас­си­ке.

Изу­че­ни­ем Н. м. за­ни­ма­ет­ся музыкальная фоль­кло­ри­сти­ка как часть эт­но­му­зы­ко­ве­де­ния.

См. так­же Тра­ди­ци­он­ная му­зы­ка.

Лит.: Бе­ля­ев В. М. На­род­ная му­зы­ка и ис­то­рия му­зы­ки // Бе­ля­ев В. М. О му­зы­каль­ном фольк­ло­ре и древ­ней пись­мен­но­сти. М., 1971; Алек­се­ев Э. Е. Фольк­лор в кон­тек­сте сов­ре­мен­ной куль­ту­ры. Рас­суж­де­ния о судь­бах на­род­ной пес­ни. М., 1988.

Вернуться к началу