Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЮЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 527

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Фраёнова

КЮЙ, ин­ст­ру­мен­таль­ный жанр (фор­ма) ка­зах. тра­диц. му­зы­ки. Раз­но­об­ра­зие К. обу­слов­ле­но их функ­ци­ей в куль­ту­ре (об­ря­до­вые, бы­то­вые, кон­церт­ные), те­ма­ти­кой, воз­мож­но­стя­ми муз. ин­ст­ру­мен­тов. Наи­бо­лее ар­ха­ич­ны по сти­лю сва­деб­ные и по­хо­рон­ные К.-пла­чи, К.-про­ща­ния, ис­пол­няе­мые на смыч­ко­вом ко­бы­зе и вар­га­не (шан-ко­быз). В пас­ту­ше­ском бы­ту соз­да­ва­лись К. для про­доль­ной флей­ты сы­быз­гы («Чёр­ный ино­хо­дец», «Плач бе­лой верб­лю­ди­цы»). Клас­си­че­ские К. для ко­бы­за соз­дал кюй­ши Их­лас в 19 в. («Ду­ма», «Вир­ту­оз­ный кюй»). Мно­го­числ. К. для дом­бры (празд­нич­ные, ли­рич., шу­точ­ные и др.) раз­де­ля­ют­ся по сти­лю на за­пад­но­ка­зах­ские (мо­ну­мен­таль­ные, вир­ту­оз­ные) и вос­точ­но­ка­зах­ские (не­боль­шие, с пе­сен­ной ме­ло­ди­кой). Круп­ней­шие ав­то­ры – Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев, Дуа­лет­ке­рей Ши­га­ев, Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов (19 в.), Д. Нур­пеи­со­ва. Зна­чит. часть ав­тор­ских дом­бро­вых К. со­став­ля­ют про­грамм­ные пье­сы, соз­дан­ные на ос­но­ве ле­генд, эпич. ска­за­ний, ска­зок, не­по­сред­ст­вен­ных впе­чат­ле­ний от к.-л. со­бы­тий, при­ро­ды («Зо­ло­тая степь», «Бу­шую­щий вал» Кур­ман­га­зы). Изу­че­ние К. на­ча­лось в 1920-е гг., за­пи­са­но неск. со­тен об­раз­цов.

Изд.: За­тае­вич А. В. 500 ка­зах­ских пе­сен и кю­ев. А.-А., 1931.

Лит.: Жу­ба­нов А. К. Стру­ны сто­ле­тий. А.-А., 1958; Ка­зах­ская на­род­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. А.-А., 1964; Ама­нов Б., Му­хам­бе­то­ва А. Ка­зах­ская тра­ди­ци­он­ная му­зы­ка и XX век. Ал­ма­ты, 2002.

Вернуться к началу