ШТЕ́ЙНБЕРГ ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТЕ́ЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич (3.3.1937, Москва – 28.3.2012, Париж), российский живописец, график, почётный член РАХ (2008). Родился в семье поэта, переводчика, художника А. А. Штейнберга (1907–84); брат Ш. – Б. А. (Борух) Штейнберг (1938–2003), художник-нонконформист. Ш. посещал художественый кружок при московском Доме культуры, с кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. обучался живописи и графике самостоятельно, копируя рисунки старых мастеров, подражая В. Ван Гогу, фовистам. В 1954–61 жил в Тарусе, где в мае 1961 с его участием состоялась одна из первых выставок представителей художественного нонконформизма. В 1961 вернулся в Москву, устроился рабочим в МХИ. В нач. 1960-х гг. выполнил серию белых фактурных абстракций нитрокраской, которые позднее уничтожил. В 1-й пол. 1960-х гг. в творчестве Ш. (в первую очередь, в цикле картин с женскими фигурами в пейзаже) впервые проявляется влияние русского символизма (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). С 1965 палитра картин Ш. заметно высветляется, приобретая перламутровый оттенок; цикл композиций с камнями, раковинами, черепами животных, силуэтами мёртвых птиц и рыб (1965–71) созвучен традициям сюрреализма (И. Танги), метафизической живописи, особенно творчеству Дж. Моранди, а также работам художников «метафизического направления» – Д. П. Плавинского, Д. М. Краснопевцева, В. Г. Вейсберга. В кон. 1960-х гг. сотрудничает с журналами «Знание – сила», «Вокруг света» и др., оформляет спектакли в кукольном театре. С кон. 1960-х гг., наряду с И. И. Кабаковым, В. Д. Пивоваровым, Э. В. Булатовым и др. Ш. входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства. В «белый метагеометрический период» (1970–85) Ш. создал абстрактные композиции из геометрических фигур (крест и др.) и объёмов на светлом фоне; они прежде всего основаны на пластическом языке супрематизма К. С. Малевича, но содержательно обусловлены мистическими идеями литературного символизма (Вяч. И. Иванова, А. А. Блока), русской религиозной философией 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков), частично – религиозно-филосфскими сочинениями Е. Л. Шифферса. Произведения Ш. подчёркнуто медитативны, их личное для Ш. религиозное и философское содержание выражено на символическом уровне: «Композиция (памяти Николая Федорова)» (1972, ГТГ), «Композиция (памяти Казимира Малевича)» (1978) и др. В 1977 произведения Ш. показаны на Венецианской художественной биеннале. В «Деревенской серии» (1985–90) Ш. обращается к национальной традиции: появляются композиционные приёмы иконописи и фигуративные элементы, светлый колорит сменяется тёмным, с преобладанием чёрных и тёмно-охристых тонов, в художественно-пластическое пространство вводятся слова и фразы: «Живые и мёртвые» (полиптих; 1985, Музей Людвига, Кёльн), «Зайцевы» (1986, Музей Висбадена). В поздних работах Ш. возвращается к «метагеометрии», сохраняя контрастную палитру «деревенского цикла» («Композиция», 2001, собрание В. Кантора). С 1992 жил в Париже, посещал Тарусу и Москву.
Золотая медаль РАХ (2008). Награждён орденом Дружбы (2008).