Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАВИ́НСКИЙ

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

ПЛАВИ́НСКИЙ Дмитрий Петрович (28.4.1937, Москва  1.9.2012, там же), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. В 1951–56 учился на театрально-декорационном отделении в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В 1956 направлен в Бугуруслан (Оренбургская область) для работы главным художником драматического театра. В 1957 вернулся в Москву, работал фоторетушёром в издательстве «Большая советская энциклопедия», участвовал в выставках 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов; создал ряд работ под влиянием современного искусства США («Ножницы на битом стекле», 1957, ГТГ). Познакомился с художниками А. Т. Зверевым, М. А. Кулаковым, А. В. Харитоновым, позднее сблизился с Лианозовской группой. В 1958 под влиянием Ж. Дюбюффе начал комбинировать холст и бумагу, экспериментировал с различными живописными фактурами. В 1958–62 совершил длительные поездки в Среднюю Азию, Армению, по городам Русского Севера, увлёкся поэзией и философией истории В. Хлебникова. На основе этих впечатлений на рубеже 1950 – 1960-х гг. сформировались тематические контекст и философия творчества П., впервые отразившиеся в работе «Голоса молчания» (1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Там «спрессованы» образы, знаки и символы: геометрический абстракционизм и отпечатки доисторических растений, теорема Пифагора и различные ключи, иероглифы, черепа, кости животных, карточные масти, наскальные рисунки, отпечаток ладони автора и т. д. Подобные многослойные работы, своего рода изобразительные палимпсесты, относятся к т. н. абстрактно-вещественному периоду творчества П. и входят в художественную концепцию «структурного символизма». В 1960 – 1970-х гг. в работах П. сформировался постоянный круг архетипических образов и символов (листья, рыбы, ящерицы, черепахи и др.): «Рыба» (1960, собрание Е. М. Нутовича), «Целакант» (Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1963 под влиянием рисунков старых мастеров (главным образом А. Дюрера) П. создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав». В технике офорта благодаря многократному травлению П. достигал эффекта живописной глубины и достоверности («Космический лист», 1975, ГМИИ). Предрасположенностью к графике объясняется сдержанный колорит живописи П., редко выходивший за пределы жёлто-коричнево-серой гаммы. Картины П. отсылают не только своей фактурой, но и колористическим решением к древним письменам, окаменелостям и пр. С середины 1960-х гг. в работах П. преобладает религиозная тематика, воплощающаяся в образном строе, почерпнутом из древнерусской архитектуры, иконописи и письменности («Слово», 1967, ГТГ; «Новгород. Триптих», 1976, ГТГ; «Крест», 1976, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси) и из религий Востока (инсталляция «Страна Корана», 1970–90, ГТГ). С 1966 постоянный участник выставок художников-нонконформистов. С 1969 подолгу жил в деревне, раскрывая деревенскую тему через трагические образы в серии офортов. Совершал длительные путешествия на Дальний Восток (1973), в Киргизию (1977). С 1977 создавал работы с ровными поверхностями, сложно проработанными многочисленными лако-лессировочными слоями, создающими эффект глубины пространства, дематериализующего объект («Старое кресло», 1977; «Скат», 1981, собрание М. Р. Плавинской). С 1983 П. включал в работы нотную графику (фрагменты произведений И. С. Баха, В. А. Моцарта, И. Ф. Стравинского, Дж. Крама): тондо «Мир музыки (Космогония)» (1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк) и др. С 1991 жил и работал в Нью-Йорке: создал инсталляцию «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), начал работу над серией «Манхэттен-Фиш», в которой образ рыбы совмещается с топографией Нью-Йорка, схемой метро, субмариной и т.д. С 1993 путешествовал по Греции, Италии, Израилю, создал тондо «Иерусалим» (1999, собрание М. и Л. Гарднер), серии «Эхо античных руин», «В поисках Италии», «Четыре времени года Вивальди», «Святая земля», инсталляции («Кносс», 1995, собрание М. Р. Плавинской, и др.), фотоколлажи и ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской). В 2001 под впечатлением от теракта 11.9.2001 в Нью-Йорке создал серию «Апокалипсис 11 сентября». В 2004 вернулся в Москву.

Соч.: Голоса молчания // Стрелец. 1992. № 1 (68); Записки о прошлом // Наше наследие. 1991. № 5 (23); Книга трав. М., 2016.

Лит.: Дмитрий Плавинский. (Кат.). М., 1995; Dmitri Plavinsky. N. Y., 2000; Плавинская Е. Буквы и вихри: Графика Дмитрия Плавинского: тема, техника, вдохновение // Истина и жизнь. 2005. № 3; Турчин В. С. Мастера… Сила воли и воображения. М., 2007; Синельникова Н. Нонконформисты. М., 2009.

Вернуться к началу