Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРХИТЕКТУ́РА МА́ЛЫХ ФОРМ

Авторы: В. А. Кулаков
Алтарь Мира в Риме. Мрамор. 13–9 гг. до н. э.

АРХИТЕКТУ́РА МА́ЛЫХ ФОРМ, осо­бый раз­дел ар­хи­тек­ту­ры, тес­но свя­зан­ный с де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным ис­кус­ст­вом, ди­зай­ном и скульп­ту­рой. Вклю­ча­ет соб­ст­вен­но т. н. ма­лые фор­мы ар­хи­тек­ту­ры – со­ору­же­ния (в боль­шин­ст­ве сво­ём не яв­ляю­щие­ся зда­ния­ми), ис­поль­зуе­мые для ор­га­ни­за­ции от­кры­тых про­странств и до­пол­няю­щие ар­хи­тек­тур­но-гра­до­стро­ит. или са­до­во-пар­ко­вый ан­самбль: па­мят­ни­ки, мо­ну­мен­ты, фон­та­ны (ча­ще все­го пред­став­ляю­щие со­бой про­из­ве­дения скульп­ту­ры и ар­хи­тек­ту­ры), лест­ни­цы, тер­ра­сы, ог­ра­ды, пар­ко­вые бе­сед­ки, гро­ты, ро­тон­ды, от­кры­тые ко­лон­на­ды, т. н. руи­ны, кас­ка­ды и др. Поми­мо ре­ше­ния функ­цио­наль­но-де­ко­ра­тив­ных за­дач, А. м. ф. мо­жет иметь на­зна­че­ние ре­ли­ги­оз­ное (при­дорож­ный ал­тарь) или ме­мо­ри­аль­ное [обе­ли­ски, сте­лы, над­гро­бия, ке­но­та­фы, сар­ко­фа­ги; соб­ст­вен­но ме­мо­ри­аль­ные со­ору­же­ния, ко­лон­ны (напр., ко­лон­на Трая­на в Ри­ме, нач. 2 в. н. э., Алек­сан­д­ров­ская ко­лон­на в С.-Пе­тер­бур­ге)], ли­бо слу­жить эле­мен­та­ми гор. бла­го­ус­т­рой­ст­ва (ки­ос­ки, па­виль­о­ны, фо­на­ри, со­ору­же­ния для рек­ла­мы и др.). Не все по­доб­ные со­ору­же­ния име­ют ма­лые раз­ме­ры; к А. м. ф. их от­но­сят дос­та­точ­но ус­лов­но.

Осо­бый раз­дел А. м. ф. – со­ору­же­ния, имею­щие са­мо­цен­ную ху­дож. зна­чи­мость и в то же вре­мя яв­ляю­щие­ся ча­стью це­ло­ст­но­го ан­самб­ля ин­терь­е­ра, с ко­то­рым они всту­па­ют в слож­ное взаи­мо­дей­ст­вие. При­ме­ра­ми мо­гут слу­жить Ку­вук­лия в Хра­ме Гро­ба Гос­под­ня в Ие­ру­са­ли­ме, цер­ков­ные ка­фед­ры, бал­да­хи­ны (ки­во­рии; напр., ра­бо­ты Дж. Л. Бер­ни­ни в Свя­то­го Пет­ра со­бо­ре в Ри­ме, 1624–33), ал­та­ри (осо­бен­но в эпо­ху ба­рок­ко), мно­го­ярус­ные ико­но­ста­сы, гроб­ни­цы в хра­ме, а так­же ле­ст­ни­цы (напр., в биб­лио­те­ке Лау­рен­циа­на во Фло­рен­ции, 1559–68, по мо­де­ли Ми­ке­ланд­же­ло), ка­ми­ны и пе­чи, па­рад­ное ло­же (в ко­ро­лев­ских опо­чи­валь­нях Боль­шо­го двор­ца в Вер­са­ле, 2-я пол. 17 в., и т. п.) и не­ко­то­рые дру­гие со­став­ляю­щие ар­хит. ре­ше­ния ин­терь­е­ров.

Большая дарохранительница. Серебро, позолота. 1517–24. Мастер Энрике де Арфе. Музей собора в Толедо.

К А. м. ф. от­но­сят иног­да про­из­ве­де­ния во­тив­но­го наз­на­че­ния (см. Во­тив­ные пред­ме­ты) и при­клад­но­го иск-ва, ис­поль­зую­щие спе­ци­фич. при­ёмы пе­ре­не­се­ния мо­ти­вов мо­ну­мен­таль­ной ар­хи­тек­ту­ры в мень­шие мас­шта­бы – напр., эт­рус­ская ур­на в ви­де до­ма (или хра­ма) из Кью­си (кон. 6 – нач. 4 вв. до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Фло­рен­ция). В иск-ве го­ти­ки, Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко пред­ме­ты цер­ков­но­го оби­хо­да (со­су­ды, ре­ли­к­ва­рии, мон­ст­ран­цы и др.), ра­ки свя­тых (св. Зе­баль­да в Нюрн­бер­ге, 1508–1919, скульп­тор П. Фи­шер Стар­ший; св. бла­го­вер­но­го Алек­сан­д­ра Нев­ско­го, 1750–53, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург, и др.) час­то име­ли вид ар­хит. по­стро­ек, где в умень­шен­ном мас­шта­бе вос­про­из­во­ди­лись мо­ти­вы «боль­шой» ар­хи­тек­ту­ры – ар­ки, сво­ды, фиа­лы, пи­нак­ли, ко­лон­ны, пи­ля­ст­ры, кон­со­ли, во­лю­ты, фрон­то­ны, пор­ти­ки и т. д. В эпо­ху мань­е­риз­ма в кон­ст­рук­ции ме­бе­ли (шка­фы и др.) не­ред­ко ис­поль­зо­ва­лись ар­хи­тек­то­ни­че­ские и де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты двор­цо­вых фа­са­дов; чис­то ар­хит. мо­ти­вы встре­ча­ют­ся и в при­клад­ном иск-ве клас­си­циз­ма и ам­пи­ра.

Вернуться к началу