АРХИТЕКТУ́РА МА́ЛЫХ ФОРМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХИТЕКТУ́РА МА́ЛЫХ ФОРМ, особый раздел архитектуры, тесно связанный с декоративно-прикладным искусством, дизайном и скульптурой. Включает собственно т. н. малые формы архитектуры – сооружения (в большинстве своём не являющиеся зданиями), используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроит. или садово-парковый ансамбль: памятники, монументы, фонтаны (чаще всего представляющие собой произведения скульптуры и архитектуры), лестницы, террасы, ограды, парковые беседки, гроты, ротонды, открытые колоннады, т. н. руины, каскады и др. Помимо решения функционально-декоративных задач, А. м. ф. может иметь назначение религиозное (придорожный алтарь) или мемориальное [обелиски, стелы, надгробия, кенотафы, саркофаги; собственно мемориальные сооружения, колонны (напр., колонна Траяна в Риме, нач. 2 в. н. э., Александровская колонна в С.-Петербурге)], либо служить элементами гор. благоустройства (киоски, павильоны, фонари, сооружения для рекламы и др.). Не все подобные сооружения имеют малые размеры; к А. м. ф. их относят достаточно условно.
Особый раздел А. м. ф. – сооружения, имеющие самоценную худож. значимость и в то же время являющиеся частью целостного ансамбля интерьера, с которым они вступают в сложное взаимодействие. Примерами могут служить Кувуклия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, церковные кафедры, балдахины (кивории; напр., работы Дж. Л. Бернини в Святого Петра соборе в Риме, 1624–33), алтари (особенно в эпоху барокко), многоярусные иконостасы, гробницы в храме, а также лестницы (напр., в библиотеке Лауренциана во Флоренции, 1559–68, по модели Микеланджело), камины и печи, парадное ложе (в королевских опочивальнях Большого дворца в Версале, 2-я пол. 17 в., и т. п.) и некоторые другие составляющие архит. решения интерьеров.
К А. м. ф. относят иногда произведения вотивного назначения (см. Вотивные предметы) и прикладного иск-ва, использующие специфич. приёмы перенесения мотивов монументальной архитектуры в меньшие масштабы – напр., этрусская урна в виде дома (или храма) из Кьюси (кон. 6 – нач. 4 вв. до н. э., Археологич. музей, Флоренция). В иск-ве готики, Возрождения и барокко предметы церковного обихода (сосуды, реликварии, монстранцы и др.), раки святых (св. Зебальда в Нюрнберге, 1508–1919, скульптор П. Фишер Старший; св. благоверного Александра Невского, 1750–53, Эрмитаж, С.-Петербург, и др.) часто имели вид архит. построек, где в уменьшенном масштабе воспроизводились мотивы «большой» архитектуры – арки, своды, фиалы, пинакли, колонны, пилястры, консоли, волюты, фронтоны, портики и т. д. В эпоху маньеризма в конструкции мебели (шкафы и др.) нередко использовались архитектонические и декоративные элементы дворцовых фасадов; чисто архит. мотивы встречаются и в прикладном иск-ве классицизма и ампира.