КИВО́РИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИВО́РИЙ (греч. ϰιβῴριον, лат. ciborium), 1) в христианском декоративно-прикладном искусстве – сосуд для Святых Даров, дарохранительница. Как правило, представляет собой ювелирное изделие, украшенное эмалями, драгоценными камнями, гравировкой, литыми фигурами и др. Ранние образцы имели форму шкатулки, в т. ч. круглой или многоугольной, иногда – с основанием, напоминающим ножку кубка. С 10 в. получили распространение К. в виде голубя, в 14–15 вв. – в виде башенки; обычно подвешивались над престолом. В 16 в. утвердилась практика помещать К. для хранения в табернакль. Совр. формой католич. и англиканского К. является металлич. чаша на высокой ножке с крышкой, увенчанной крестом. В Древней Руси К.-дарохранительница обычно назывался ковчегом.
2) В христианской архитектуре малых форм – сооружение в виде навеса, поддерживаемого колоннами, над престолом (алтарём), гробницей, крестильной купелью и др. Иногда называется балдахином (итал. baldacchino, франц. baldaquin; с 16 в.) или сенью (в православных храмах). Предмет убранства церковного интерьера или отдельно стоящая постройка, входящая в архит. комплекс. Его прототипы существовали в Древнем мире (в Ассирии, Египте, Греции, Риме), в т. ч. в культовой архитектуре. К. известны с первых веков церковного строительства. Некоторые были выполнены из серебра (в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме, 4 в., дар имп. Константина; в ц. Св. Димитрия в г. Салоники, кон. 6–7 вв.), имели пирамидальное завершение (в ц. Святых Апостолов и в храме Св. Софии в Константинополе, 6 в.; все утрачены). Один из ранних мраморных К. с куполом и 4 колоннами с коринфскими капителями сохранился в ц. Богоматери Стовратной (Экатонтапилиани) на о. Парос (6 в.). Среди самых известных К. – осеняющий алтарный образ (см. илл. к этой статье) «Пала д’Оро» в соборе Св. Марка в Венеции (11 в.; алебастровые колонны, 6 в.?); в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме (1284–1285, Арнольфо ди Камбио; реставрирован в 19 в.); грандиозный бронзовый К. в соборе Св. Петра в Риме (выс. 29 м), выполненный в стиле барокко Дж. Л. Бернини (1624–33; см. илл. к статье об этом мастере), – его витые колонны и воздушная корона возвышаются над местом погребения ап. Петра в средокрестье собора. Архит. шедевр Бернини стал образцом для подражаний (в т. ч. в соборе Дома инвалидов в Париже, 1706, арх. Ж. Ардуэн-Мансар).
Для убранства православных храмов в России характерна дерев. резная надпрестольная сень. Среди наиболее значит. памятников – несохранившаяся сень 12 в. над водосвятной чашей в быв. княжеской резиденции в Боголюбове (ныне на месте сени – часовня 17 в.); над ракой прп. Сергия в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в стиле т. н. анненского барокко (серебро, 1737) и в русском стиле над местом ранения имп. Александра II в ц. Спаса на крови в С.-Петербурге (яшма, ляпис-лазурь, топазы; 1907, арх. А. А. Парланд; значительно повреждена после 1917, ныне восстановлена).