Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИВО́РИЙ

Авторы: А. Н. Шукурова
Киворий (дарохранительница) на главном алтаре (престоле) собора в Сиене. Мастер Лоренцо ди Пьетро. 1472.

КИВО́РИЙ (греч. ϰιβῴριον, лат. ciborium), 1) в хри­сти­ан­ском де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве – со­суд для Свя­тых Да­ров, да­ро­хра­ни­тель­ни­ца. Как пра­ви­ло, пред­став­ля­ет со­бой юве­лир­ное из­де­лие, ук­ра­шен­ное эма­ля­ми, дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, гра­ви­ров­кой, ли­ты­ми фи­гу­ра­ми и др. Ран­ние об­раз­цы име­ли фор­му шка­тул­ки, в т. ч. круг­лой или мно­го­уголь­ной, ино­гда – с ос­но­ва­ни­ем, на­по­ми­наю­щим нож­ку куб­ка. С 10 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние К. в ви­де го­лу­бя, в 14–15 вв. – в ви­де ба­шен­ки; обыч­но под­ве­ши­ва­лись над пре­сто­лом. В 16 в. ут­вер­ди­лась прак­ти­ка по­ме­щать К. для хра­не­ния в та­бер­накль. Совр. фор­мой ка­то­лич. и анг­ли­кан­ско­го К. яв­ля­ет­ся ме­тал­лич. ча­ша на вы­со­кой нож­ке с крыш­кой, увен­чан­ной кре­стом. В Древ­ней Ру­си К.-да­ро­хра­ни­тель­ни­ца обыч­но на­зы­вал­ся ков­че­гом.

Киворий (балдахин) над главным алтарём (престолом) в церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме. Мастер Арнольфо ди Камбио. 1284–85.

2) В хри­сти­ан­ской ар­хи­тек­ту­ре ма­лых форм – со­ору­же­ние в ви­де на­ве­са, под­дер­жи­вае­мо­го ко­лон­на­ми, над пре­сто­лом (ал­та­рём), гроб­ни­цей, кре­стиль­ной ку­пе­лью и др. Ино­гда на­зы­ва­ет­ся бал­да­хи­ном (итал. baldacchino, франц. bal­da­quin; с 16 в.) или се­нью (в пра­во­слав­ных хра­мах). Пред­мет уб­ран­ст­ва цер­ков­но­го ин­терь­е­ра или от­дель­но стоя­щая по­строй­ка, вхо­дя­щая в ар­хит. ком­плекс. Его про­то­ти­пы су­ще­ст­во­ва­ли в Древ­нем ми­ре (в Ас­си­рии, Егип­те, Гре­ции, Ри­ме), в т. ч. в куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ре. К. из­вест­ны с пер­вых ве­ков цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва. Не­ко­то­рые бы­ли вы­пол­не­ны из се­реб­ра (в ба­зи­ли­ке Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но в Ри­ме, 4 в., дар имп. Кон­стан­ти­на; в ц. Св. Ди­мит­рия в г. Са­ло­ни­ки, кон. 6–7 вв.), име­ли пи­ра­ми­даль­ное за­вер­ше­ние (в ц. Свя­тых Апо­сто­лов и в хра­ме Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, 6 в.; все ут­ра­че­ны). Один из ран­них мра­мор­ных К. с ку­по­лом и 4 ко­лон­на­ми с ко­ринф­ски­ми ка­пи­те­ля­ми со­хра­нил­ся в ц. Бо­го­ма­те­ри Сто­врат­ной (Эка­тон­та­пи­лиа­ни) на о. Па­рос (6 в.). Сре­ди са­мых из­вест­ных К. – осе­няю­щий ал­тар­ный об­раз (см. илл. к этой ста­тье) «Па­ла д’Оро» в со­бо­ре Св. Мар­ка в Ве­не­ции (11 в.; але­ба­ст­ро­вые ко­лон­ны, 6 в.?); в ба­зи­ли­ке Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра в Ри­ме (1284–1285, Ар­ноль­фо ди Кам­био; рес­тав­ри­ро­ван в 19 в.); гран­ди­оз­ный брон­зо­вый К. в со­бо­ре Св. Пет­ра в Ри­ме (выс. 29 м), вы­пол­нен­ный в сти­ле ба­рок­ко Дж. Л. Бер­ни­ни (1624–33; см. илл. к ста­тье об этом мас­те­ре), – его ви­тые ко­лон­ны и воз­душ­ная ко­ро­на воз­вы­ша­ют­ся над ме­стом по­гре­бе­ния ап. Пет­ра в сре­док­ре­стье со­бо­ра. Ар­хит. ше­девр Бер­ни­ни стал об­раз­цом для под­ра­жа­ний (в т. ч. в со­бо­ре До­ма ин­ва­ли­дов в Па­ри­же, 1706, арх. Ж. Ар­ду­эн-Ман­сар).

Для уб­ран­ст­ва пра­во­слав­ных хра­мов в Рос­сии ха­рак­тер­на де­рев. рез­ная над­пре­столь­ная сень. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. па­мят­ни­ков – не­со­хра­нив­шая­ся сень 12 в. над во­до­свят­ной ча­шей в быв. кня­же­ской ре­зи­ден­ции в Бо­го­лю­бо­ве (ны­не на мес­те се­ни – ча­сов­ня 17 в.); над ра­кой прп. Сер­гия в Тро­иц­ком со­бо­ре Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры в сти­ле т. н. ан­нен­ско­го ба­рок­ко (се­реб­ро, 1737) и в рус­ском сти­ле над ме­стом ра­не­ния имп. Алек­сан­д­ра II в ц. Спа­са на кро­ви в С.-Пе­тер­бур­ге (яш­ма, ля­пис-ла­зурь, то­па­зы; 1907, арх. А. А. Пар­ланд; зна­чи­тель­но по­вреж­де­на после 1917, ныне восстановлена).

Лит.: Viollet-le-Duc E. Cyborium // Viol­let-le-Duc E. Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVI siècle. P., 1859. Vol. 4. P., 1967. Vol. 4; Braun J. Der chris­tli­che Altar in sei­ner geschichtlichen Ent­wick­lung. Münch., 1924. Bd 1–2.

Вернуться к началу