ГРОТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРОТ, тип паркового сооружения, имитирующего естественную пещеру. Восходит к античному нимфею (святилищу нимф; нимфей Виллы Адриана в Тиволи, 118–134, и др.). Получил распространение с 16 в.: Большой Г. в садах Боболи во Флоренции (арх. Б. Буонталенти, 1583–1585, включал статуи «Рабов» Микеланджело) и др. Г. отличались большим разнообразием форм, нередко включали водные композиции (фонтаны, искусственные родники и др.), в которых использовалась отделка из «дикого» необработанного камня, ракушек, туфа, мха, иногда воссоздавались формы, напоминающие сталактиты. В России дворцово-парковые, усадебные ансамбли и обществ. сады включали Г., которые создавались в формах барокко (в Летнем саду в С.-Петербурге с фонтаном и свинцовыми позолоченными фигурами Нептуна в окружении морских коньков, с оргáном, приводимым в действие водой, и др., 1710-е гг., архитекторы А. Шлютер, Г. И. Маттарнови, М. Г. Земцов, не сохр.), рококо (в Кусково), классицизма (в т. ч. Г. «Руины», в котором играл оркестр, в Александровском саду в Москве, 1819–22, арх. О. И. Бове; Г. Дианы в Пятигорске, арх. Дж. Бернардацци, 1831), эклектики и модерна (Г. в усадьбе Кирицы, ок. 1890, арх. Ф. О. Шехтель).