ЛЕ́ДА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́ДА (Λήδα), в греч. мифологии супруга спартанского царя Тиндарея, мать Диоскуров, Клитеместры и Елены. По наиболее распространённой версии мифа, Л. родила Елену от Зевса (который соединился с ней, приняв образ лебедя; Елена появилась из яйца, которое было рождено Л.). По свидетельству Павсания (Paus. III 16, 2), скорлупу этого яйца показывали в одном из храмов Спарты во 2 в. По др. версии мифа, Л. только сберегла яйцо, рождённое богиней Немезидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Родившуюся из яйца красавицу Елену Л. воспитала как собств. дочь.
Иконография
Первые изображения мифа о Л. и лебеде встречаются в др.-греч. иск-ве. Из лит. источников известно о несохранившейся статуе скульптора Тимофея, повторениями которой, очевидно, являются рим. произведения 1 в. (Музей П. Гетти, Лос-Анджелес; Прадо, Мадрид). Сюжет также изображался на рельефах, в вазописи (юж.-итал. амфора, ок. 330 до н. э., Музей П. Гетти), глиптике, на терракотовых светильниках, в мозаиках и фресках Древнего Рима.
В европ. живописи сюжет о Л. и лебеде появляется в эпоху Возрождения. Впервые встречается среди гравированных иллюстраций к «Гипнеротомахии Полифила» Ф. Колонны (издано в 1499). Широко распространился в иск-ве 16 в.: обратная сторона медали с Фаустиной Римской (1550-е гг., скульптор А. Абондио), брошь работы Б. Челлини (ок. 1523, Худож.-историч. музей, Вена), скульптурная группа Б. Амманати (Барджелло, Флоренция), многочисл. иллюстрации к произведениям Овидия. Знаменитые картины Леонардо да Винчи (сохранились эскизы к первой, неосуществлённой, версии, Королевская б-ка, Виндзор, и копии картины 1508, выполненные Чезаре да Сесто, Джампетрино и анонимными художниками) и Микеланджело (известна штудия головы Леды, ок. 1530, Каса Буонарроти, Флоренция; копии картона Микеланджело – гравюра К. де Боса, картины неизв. итал. художника 16 в., Нац. галерея, Лондон; П. П. Рубенса, ок. 1598, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс) впоследствии были уничтожены по соображениям морали, а работа Корреджо (1531–32, Гос. музеи, Берлин) была по тем же причинам испорчена в 18 в.
Лишь эпизодически встречаясь в иск-ве 17–18 вв. (картины П. Ф. Мола, между 1650–66, Нац. галерея, Лондон; Ф. Буше, 1742, Музей Стэр Сейнти Маттисен, Нью-Йорк; исполненное У. Хогартом изображение Л. с лебедем на подносе в 4-й картине из серии «Модный брак», ок. 1743, Нац. галерея, Лондон), сюжет вновь обрёл популярность у художников (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Моро, П. Сезанн, М. Рей, С. Дали и др.) и скульпторов (Б. Торвальдсен, О. Клезенже, О. Цадкин и др.) 19–20 вв.