Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УСТО́Й И НЕУСТО́Й

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: С. Н. Лебедев

УСТО́Й И НЕУСТО́Й, в тео­рии му­зы­ки ме­та­фо­рические тер­ми­ны, опи­сы­ваю­щие ба­зо­вые ти­пы пси­хо­ло­гического вос­при­ятия зву­ков и со­зву­чий в ла­де

 >>
. Со­от­но­ше­ние ла­до­вых устоев и неустоев так­же опи­сы­ва­ет­ся ме­та­фо­ри­че­ски с по­мо­щью слов «тя­го­те­ние», «раз­ре­ше­ние», «не­ус­то­йчи­вое рав­но­ве­сие», «по­тен­ци­аль­ное дви­же­ние» и т. п. При­ме­ня­ют­ся пре­имушественно в отечественном му­зы­коз­на­нии (Б. Л. Явор­ский
 >>
, Б. В. Асафь­ев
 >>
, Ю. Н. Тю­лин
 >>
, Л. А. Мазель
 >>
, Т. С. Бер­шад­ская, Ю. Н. Хо­ло­пов
 >>
). «Ри­то­ри­че­ская» кон­цеп­ция ла­да Явор­ско­го и его по­сле­до­ва­те­лей мно­гим обя­за­на французской музыкальной тео­рии 18–19 вв. (Ж. Ф. Ра­мо
 >>
, в осо­бен­но­сти Ф. Ж. Фе­тис
 >>
).

Как устой и неустой мо­жет вос­при­ни­мать­ся оп­по­зи­ция в ла­де кон­со­нан­са и дис­со­нан­са

 >>
, ак­кор­до­вых и не­ак­кор­до­вых зву­ков. Важ­ней­шие фак­то­ры вос­при­ятия зву­ка/со­зву­чия как ус­тоя – мет­ри­че­ский ак­цент (см. Метр
 >>
) и клю­че­вое ме­сто­по­ло­же­ние в фор­ме (например, то­ни­ка пол­ной ка­ден­ции
 >>
). При оцен­ке ус­той­чи­во­сти со­зву­чия при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние так­же его аку­стическая сла­жен­ность, слит­ность (от­сут­ст­вие бие­ний
 >>
). В не­мет­ри­зо­ван­ной мо­но­дии (древнегреческая музыка, гри­го­ри­ан­ский хо­рал
 >>
, зна­мен­ный рас­пев
 >>
), мензуральной полифонии 12–16 вв., у позд­не­го А. Н. Скря­би­на
 >>
, С. С. Про­кофь­е­ва
 >>
, в не­ко­то­рых со­чи­не­ни­ях И. Ф. Стра­вин­ско­го
 >>
, О. Мессиана
 >>
и др. – так­же ме­ло­ди­ко-рит­мическое, ди­на­мическое (гром­ко­ст­ное), тем­бро­вое и фак­тур­ное вы­де­ле­ние зву­ка/со­зву­чия, при на­ли­чии тек­ста – его кор­ре­ля­ция с уда­ре­ни­ем
 >>
. Зву­ки/со­зву­чия, не от­ве­чаю­щие ука­зан­ным па­ра­мет­ри­че­ским кри­те­ри­ям, опи­сы­ва­ют­ся как не­ус­тои. При­ме­ры ла­до­вых ус­то­ев – то­ни­ка
 >>
, фи­на­лис
 >>
, цен­траль­ное со­зву­чие, ла­до­вых не­ус­то­ев – до­ми­нан­та
 >>
, суб­до­ми­нан­та
 >>
, вводный тон
 >>
. По от­но­ше­нию к до­де­ка­фо­нии
 >>
и не­ко­то­рым другим пост-тональным тех­ни­кам и сти­лям 20–21 вв. при­ме­не­ние оп­по­зи­ции «устой и неустой» дис­кус­си­он­но, так как в них дис­кус­си­он­но са­мо на­ли­чие ла­да.

По от­но­ше­нию к куль­то­вой и тра­ди­ци­он­ной (в т. ч. вос­точ­ной) мо­но­дии, а также к ста­ро­мо­даль­но­му мно­го­го­ло­сию, где про­бле­ма­тич­но или не­воз­мож­но использовать по­ня­тие ак­кор­да

 >>
, при­ме­ни­мы тер­ми­ны «ли­ней­ный ус­той» и «ли­ней­ный не­ус­той».

Лит.: Fétis F.-J. Traité complet de la théorie et de la pratique de l’harmonie. P., 1844. Hillsdale, 2008; Явор­ский Б. Л. Строе­ние му­зы­каль­ной ре­чи. М., 1908–1911. Ч. 1–3; Тю­лин Ю. Н. Уче­ние о гар­мо­нии. 2-е изд. Л.; М., 1939. Т. 1; Асафь­ев Б. В. Му­зы­каль­ная фор­ма как про­цесс. 2-е изд. Л., 1971; Hyer B. Tona­lity // The Cambridge history of Western music theory. Camb.; N. Y., 2002; Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003; Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Практический курс. Ч. 2. М., 2005. 

  • УСТО́Й И НЕУСТО́Й в теории музыки метафорические термины, описывающие базовые типы психологического восприятия звуков и созвучий в ладе (2017)
Вернуться к началу