ВВО́ДНЫЙ ТОН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВВО́ДНЫЙ ТОН (нем. Leitton), ступень мажорного и минорного звукорядов, лежащая полутоном выше или ниже соседней ступени. Переход от В. т., обычно помещённого на слабой доле такта, к соседней ступени (обычно на сильной доле такта) описывается как переход от ладового неустоя к ладовому устою, или как разрешение неустоя в устой. Иногда В. т. называют также II ступень мажорного или минорного звукоряда, расположенную целым тоном выше тоники (в тех же метроритмических условиях).
В мажорно-минорной тональности Нового времени в качестве В. т. наиболее типична VII ступень натурального мажора и гармонического минора. В C-dur переход от h (VII ступени) к с (I ступени), в a-moll переход от gis (VII повышенной ступени) к a (I ступени) описывается как переход от В.т. к тонике. В расширенной тональности В. т. могут быть образованы и на тех ступенях мажорного и минорного звукорядов, которые изначально отстоят от своих соседей на целый тон, путём их альтерационного повышения или понижения. Напр., в C-dur/c-moll при переходе II низкой ступени в I ступень (des-c, с соблюдением вышеописанных метрических позиций) des описывается как В.т. к тонике, при переходе IV ступени в V (fis-g) fis описывается как В. т. к доминанте и т. д. Если переход осуществляется от более высокой ступени к более низкой, такая ступень именуется нисходящим В. т., если от более низкой к более высокой – восходящим В. т. Ход от В. т. на полутон вверх или вниз может образовывать интервал, который является хроматическим по положению, но диатоническим по существу (напр., упомянутый gis-a в гармоническом a-moll). В современном учении о гармонии такого рода интервал именуется «диахроматическим».
В теории звуковысотных систем понятие В. т. появилось во Франции 18 в. Для него использовали метафорический термин note sensible (франц., букв. – чувственная нота), применяя его лишь по отношению к VII ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре. С 20 в. термин «В. т.» применяют также по отношению к музыке, в которой мажорно-минорной тональности не было. Напр., каденцию с двумя В.т. (по выражению М. А. Сапонова, «готическая каденция»), типичнейшую для музыки 13–14 вв., немецкие музыковеды называют «каденцией с двумя вводными тонами» (нем. Zweileittonkadenz). Анализируя церковные тоны А. Банкьери (начало 17 в.), американские музыковеды говорят о «вводных тонах» (англ. leading-tones, leading-notes) в описываемых им каденциях многоголосного лада. Некоторые учёные находят В. т. даже в монодическом григорианском хорале, хотя для их возникновения здесь нет метроритмической предпосылки (то есть нет такта с присущим ему различением сильной и слабой долей). В контексте столь всеобъемлющей трактовки В. т. музыковед К. Еппесен представляет себе «с полным правом всю историю музыки как историю вводнотонового хода» (Jeppesen K. Kontrapunkt. Lpz., 1964. S. 53). См. также Хроматика, Альтерация.