Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРОФА́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 333

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

СТРОФА́ (греч. στροφή, букв. – по­во­рот), 1) в сти­хо­сло­же­нии – груп­па сти­хов, объ­е­ди­нён­ных к.-л. фор­маль­ным при­зна­ком, пе­рио­ди­че­ски по­вто­ряю­щим­ся из стро­фы в стро­фу. В ан­тич­ной по­эзии С. ор­га­ни­зо­вы­ва­лась пре­им. упоря­до­чен­ным че­ре­до­ва­ни­ем сти­хов разл. мет­ра (ал­кее­ва стро­фа, сап­фи­че­ская стро­фа), в но­во­ев­ро­пей­ской – упо­ря­дочен­ным че­ре­до­ва­ни­ем сти­хов с разл. окон­ча­ния­ми (см. Клау­зу­ла) и риф­ма­ми. Дли­на С. обыч­но дос­та­точ­но не­ве­ли­ка: она долж­на быть не­по­сред­ст­вен­но ощу­ти­мой (2–16 сти­хов, ред­ко – боль­ше); внут­ри С. мо­гут вы­де­лять­ся по­вто­ряю­щие­ся сти­хо­вые груп­пы мень­ше­го объ­ё­ма (напр., три 4-сти­шия и 2-сти­шие в «оне­гин­ской стро­фе»), а ино­гда, на­обо­рот, С. объ­е­ди­ня­ют­ся в по­вто­ряю­щие­ся сти­хо­вые груп­пы боль­ше­го объ­ё­ма (за­пев и при­пев в пес­нях; С., ан­ти­стро­фа и эпод в ан­тич­ной хо­ро­вой ли­ри­ке). Роль С. в рит­мич. строе­нии тек­ста ана­ло­гич­на ро­ли пред­ло­же­ния в син­так­сич. строе­нии тек­ста; по­это­му обыч­но С. тя­го­те­ет к син­так­сич. за­кон­чен­но­сти, на­чаль­ная часть С. при­об­ре­та­ет по­вы­шаю­щую­ся ин­то­нац. ан­ти­ка­ден­цию, а ко­неч­ная – по­ни­жаю­щую­ся ка­ден­цию (т. н. Auf­gesang и Abgesang – нем.); по­строе­ние С. стре­мит­ся к разл. фор­мам сим­мет­рич. па­рал­ле­лиз­ма. Ко­нец С. час­то от­ме­ча­ет­ся об­лег­че­ни­ем рит­ма: уко­ро­чен­ным сти­хом, уко­ро­чен­ным (муж­ским) окон­ча­ни­ем, не­пол­но­удар­ны­ми стро­ка­ми. Не­ко­то­рые ви­ды С., бу­ду­чи раз­ра­бо­та­ны в нар. или лит. по­эзии на ма­те­риа­ле ус­той­чи­во­го жан­ра, те­ма­ти­ки и сти­ля, со­хра­ня­ют связь с ни­ми и в даль­ней­шем упот­реб­ле­нии: так, 2-сти­шия эле­ги­че­ско­го ди­сти­ха слу­жат зна­ком тра­ди­ции ан­тич­ной по­эзии, 2-сти­шия алек­сан­д­рий­ско­го сти­ха и 10-сти­шия оди­че­ских строф – клас­си­циз­ма, 3-сти­шия тер­цин – «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те, 4-сти­шия 4–3–4–3-стоп­но­го ям­ба – герм. бал­лад, 8-сти­шия ок­тав – Воз­ро­ж­де­ния. Та­кие «твёр­дые» стро­фы смы­ка­ют­ся с т. н. твёр­ды­ми фор­ма­ми, в ко­то­рых за­да­ны не толь­ко стро­фи­ка, но и объ­ём сти­хо­тво­ре­ния. Стро­фи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ные тек­сты про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся «ас­т­ро­фи­че­ским», в ко­то­рых груп­пи­ров­ка строк оп­ре­де­ля­ет­ся не фор­маль­ны­ми при­зна­ка­ми, а толь­ко син­так­си­сом и смыс­лом (напр., «Илиа­да» или рус. бы­ли­ны). Ме­ж­ду стро­фич. и ас­т­ро­фич. тек­ста­ми воз­мож­ны про­ме­жу­точ­ные фор­мы, напр. тек­сты со стро­фа­ми не­по­сто­ян­ной дли­ны («Ко­му на Ру­си жить хо­ро­шо» Н. А. Не­кра­со­ва, где «стро­фои­ды» со­сто­ят из не­оп­ре­де­лён­но­го ко­ли­че­ст­ва строк с дак­ти­лич. окон­ча­ни­ем, за­мы­кае­мых стро­кой с муж­ским окон­ча­ни­ем) или не­по­сто­ян­ной риф­мов­ки («Во глу­би­не си­бир­ских руд...» А. С. Пуш­ки­на, где «воль­ные стан­сы» пред­став­ля­ют со­бой 4-сти­шия, но с разл. по­ряд­ком рифм).

2) В во­каль­ной му­зы­ке – стро­фич. строе­ние тек­ста при­су­ще зна­чит. час­ти тек­сто­му­зы­каль­ных форм: в гри­го­ри­анском пе­нии это стро­фич. се­к­вен­ция, гимн, в ран­нем ев­роп. мно­го­го­ло­сии – кон­дукт, в муз.-по­этич. твор­че­ст­ве пе­рио­да арс но­ва – ви­ре­ле, бал­ла­та и др. твёр­дые фор­мы, в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – мно­го­го­лос­ная пес­ня (итал. кан­цо­нет­та, исп. ро­манс, франц. шан­сон и др.), в му­зы­ке нем. ба­рок­ко – про­тес­тант­ский хо­рал (не­ред­ко в фор­ме бар), в му­зы­ке Но­во­го вре­ме­ни – стро­фич. пес­ня (ку­плет­ная фор­ма). Тер­ми­ны «стро­фи­че­ская фор­ма» и «строф­ная ка­ден­ция» (в отеч. му­зы­коз­на­нии на­чи­ная с 1980-х гг.) ис­поль­зу­ют­ся в ана­ли­зах ста­рин­ной во­каль­ной му­зы­ки с учё­том спе­ци­фи­ки сти­хо­твор­но­го и от­час­ти мо­лит­во­слов­но­го тек­ста (вы­стро­ен­но­го как рит­ми­че­ская про­за).

Лит.: Ле­бе­дев С. Н. Фор­ма и ка­ден­ции в му­зы­ке XIII–XIV вв. // Про­бле­мы ис­то­риз­ма и со­вре­мен­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния в ис­кус­ст­во­зна­нии и му­зы­коз­на­нии. Г., 1986. См. так­же лит. при стать­ях Му­зы­каль­ная фор­ма, Пес­ня.

Вернуться к началу