ПОСТИМПРЕССИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСТИМПРЕССИОНИ́ЗМ (англ. post-impressionism), собирательное наименование разл. тенденций и направлений во франц. изобразит. иск-ве кон. 19 – нач. 20 вв., возникших как реакция на импрессионизм. Термин впервые употреблён англ. историком иск-ва Р. Фраем, организовавшим в 1910–11 в лондонской галерее Графтон выставку «Мане и постимпрессионисты». Хронологич. границы П. обычно определяются временем от 1886 (последняя выставка импрессионистов) до 1905 (появление фовизма, затем др. направлений авангардизма). Ведущие художники П. – П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, Ж. Сёрa – унаследовали достижения импрессионизма (чистые цвета, свободная живописная манера), однако, отказываясь от принципа изображения натуры в её подвижности и вечной изменчивости, стремились передать в живописи устойчивые состояния природы и вечные духовные ценности. Эстетика лит. символизма оказала значит. влияние на живопись П., определив такие её черты, как абстрагирование от зримой реальности, усиление формального начала, обобщение изобразит. мотива до ёмкого символа. Помимо направления неоимпрессионизма, к П. относят некоторых представителей символизма (П. Пюви де Шаванн, О. Редон, художники группы «Наби»), также и позднее (фактически до сер. 1920-х гг.) творчество импрессионистов (К. Писсарро, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне).