Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОМИ́НКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 104-105

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С

ПОМИ́НКИ (по­ми­наль­ные об­ря­ды, по­ми­наль­ный культ, за­упо­кой­ный культ), ком­плекс об­ря­дов, со­вер­шае­мых в па­мять умер­ших. Осн. цель П. – обес­пе­че­ние для умер­ших бла­го­при­ят­ной уча­сти в за­гроб­ном ми­ре, ко­то­рая, как счи­та­лось, за­ви­сит от па­мя­ти близ­ких; не по­ми­нае­мые долж­ным об­ра­зом по­кой­ни­ки мо­гут яв­лять­ся жи­вым и вре­дить им.

П. яв­ля­ют­ся за­вер­шаю­щим эта­пом по­гре­баль­но­го об­ря­да (см. По­гре­бе­ние). Т. н. ча­ст­ные П. (т. е. по­свя­щён­ные кон­крет­но­му умер­ше­му) про­во­дят­ся в оп­ре­де­лён­ные сро­ки по­сле его смер­ти (обыч­но на 3, 7–9, 20, 40-й день, спус­тя год); ка­ж­дая из этих дат обо­зна­ча­ет этап пе­ре­хо­да ду­ши по­кой­но­го в за­гроб­ный мир и рас­ста­ва­ния её с жи­вы­ми. В те­че­ние этих сро­ков род­ст­вен­ни­ки умер­ше­го ис­пол­ня­ют разл. об­ря­до­вые пред­пи­са­ния и за­пре­ты (тра­ур). Ча­ще все­го по ис­те­че­нии го­да П. вхо­дят в со­став пред­ков куль­та (т. н. об­щие П.) и про­во­дят­ся как часть ка­лен­дар­ных об­ря­дов, при­уро­чен­ных к по­во­рот­ным да­там ка­лен­дар­но­го цик­ла, ко­гда, как счи­та­лось, ду­хи умер­ших, как и др. си­лы по­тус­то­рон­не­го ми­ра, наи­бо­лее ак­тив­ны и склон­ны к кон­так­там с жи­вы­ми; в ев­роп. тра­ди­ции эле­мен­ты по­ми­наль­но­го куль­та вы­ра­же­ны в об­ря­дах осен­не­го (Хэл­лоу­ин, поль­ско-укр.-бе­ло­рус. «дзя­ды» и др.), зим­не­го (см. Свят­ки), ве­сен­не­го (см. Мас­ле­ни­ца, Ра­до­ни­ца) и лет­не­го (см. Се­мик) цик­лов. Они при­уро­че­ны так­же к суб­бо­там (ро­ди­тель­ские суб­бо­ты, юж­но­сла­вян­ские за­душ­ни­цы и др.) и к ка­ну­нам (со­чель­ни­кам) Ро­ж­де­ст­ва, Но­во­го го­да, Кре­ще­ния. Зна­чи­тель­ны эле­мен­ты по­ми­наль­но­го куль­та в свадь­бе и ря­де др. пе­ре­ход­ных об­ря­дов, ко­гда пе­ред по­лу­че­ни­ем но­во­го ста­ту­са че­ло­век по­ми­нал умер­ших («ро­ди­те­лей», «де­дов»).

Поминки на 40-й день у марийцев. Музей антропологии и этнографии (С.-Петербург).

П. вы­ра­жа­ют­ся в по­се­ще­нии мо­гил, омо­ве­нии ри­ту­аль­ном, со­вме­ст­ной тра­пе­зе (рас­про­стра­не­но пред­став­ле­ние, что обиль­ная пи­ща на П. слу­жит «кор­мле­нию» умер­ших; осо­бое зна­че­ние по­ми­наль­ной пи­щи при­об­ре­та­ют про­дук­ты, при­го­тов­лен­ные из зер­на, – пи­во, хлеб, бли­ны, ки­сель, ка­ша, у юж. сла­вян – плов; см., напр., Ку­тья) и разл. фор­мах жерт­во­при­но­ше­ния – за­кла­нии жерт­вен­ных жи­вот­ных, ос­тав­ле­нии для по­кой­но­го (или раз­да­че ни­щим, ко­то­рые вы­сту­па­ют «пред­ста­ви­те­ля­ми» за­гроб­но­го ми­ра) пи­щи (т. н. корм­ле­ние по­кой­ни­ка) и др. да­ров. П. мо­гут при­об­ре­тать те­ат­ра­ли­зов. ха­рак­тер: по­кой­ни­ка «зо­вут» в дом, инс­це­ни­ру­ют его встре­чу, ими­ти­ру­ют диа­ло­ги с ним; ино­гда его пред­став­ля­ет кто-то из род­ст­вен­ни­ков или осо­бо при­гла­шён­ное ли­цо. Час­то П. со­про­во­ж­да­ют­ся ис­пол­не­ни­ем при­чи­та­ний, эпо­са, сти­хов, пе­сен, тан­цев (напр., «жа­лос­но ко­ло» у юж. сла­вян; см. Ко­ло), ино­гда – со­стя­за­ния­ми (триз­ной); во мно­гих ре­ли­ги­ях за умер­ших чи­та­ют­ся мо­лит­вы (см., напр., Па­ни­хи­да). По­ми­наль­ные тек­сты мо­гут вы­де­лять­ся в осо­бый лит. жанр (см. Эпита­фия­). Слож­ность по­ми­наль­но­го, как и по­гре­баль­но­го, ри­туа­ла час­то за­ви­се­ла от ста­ту­са по­кой­но­го. Так, один из са­мых раз­ви­тых за­упо­кой­ных куль­тов су­ще­ст­во­вал у егип. фа­рао­нов (см. в ст. Пи­ра­ми­да).

Лит.: Се­да­ко­ва И. А. Де­ды // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1999. Т. 2; Ви­но­гра­до­ва Л. Н., Тол­стая С. М. За­душ­ки // Там же; они же. За­душ­ни­цы // Там же; Тол­стая С. М. По­ми­наль­ные дни // Там же. М., 2009. Т. 4; она же. По­мин­ки // Там же.

Вернуться к началу