Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОПИФАГОРЕИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

НЕОПИФАГОРЕИ́ЗМ, на­прав­ле­ние в позд­не­ан­тич­ной фи­ло­со­фии (1 в. до н. э. – 2 в. н. э.), ста­вив­шее сво­ей за­да­чей воз­ро­ж­де­ние уче­ния Пи­фа­го­ра и древ­ней пи­фа­го­рей­ской шко­лы 6–4 вв. до н. э. (см. Пи­фа­го­ре­изм). Н. был тес­но свя­зан со сред­ним пла­то­низ­мом, с кон. 3 в. слил­ся с не­оп­ла­то­низ­мом. Гл. цен­тра­ми Н. бы­ли Рим и Алек­сан­д­рия. В Н. мож­но вы­де­лить три осн. на­прав­ле­ния: ме­та­фи­зи­че­ское (Ев­дор Алек­сан­д­рий­ский, Мо­де­рат из Га­де­са, Ну­ме­ний из Апа­меи), ма­те­ма­ти­че­ское (Ни­ко­мах из Ге­ра­сы, Тра­силл, не­оп­ла­то­ни­ки Пор­фи­рий и Ям­в­лих) и ре­ли­ги­оз­но-эти­че­ское и ма­ги­че­ское (Ни­ги­дий Фи­гул, Марк Те­рен­ций Вар­рон, Апол­ло­ний Ти­ан­ский, Алек­сандр из Абу­но­тей­хо­са и др.).

Ос­но­ву ме­та­фи­зич. на­прав­ле­ния (из­вест­но­го толь­ко по фраг­мен­там) со­став­ля­ет тео­рия пер­вых прин­ци­пов – Еди­но­го и Не­оп­ре­де­лён­ной Двои­цы (по­ни­мае­мых как Бог и ма­те­рия), ко­то­рую при­пи­сы­ва­ли Пи­фа­го­ру уже в 4 в. до н. э. Спев­сипп и Ксе­но­крат. Внут­ри это­го на­прав­ле­ния мо­ни­стич. тен­ден­ции Ев­до­ра Алек­сан­д­рий­ско­го (Не­оп­ре­де­лён­ная Двои­ца за­ви­сит от Еди­но­го и по­ро­ж­да­ет­ся им) про­ти­во­стоя­ла дуа­ли­стич. тен­ден­ция Ну­ме­ния: Двои­ца со­из­на­чаль­на Еди­но­му и не­за­ви­си­ма от не­го. Пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го на­прав­ле­ния (со­хра­ни­лись лишь трак­та­ты Ни­ко­ма­ха из Ге­ра­сы по ма­те­ма­ти­ке и му­зы­ке) ра­бо­та­ли в рус­ле пи­фа­го­рей­ско­го квад­ри­вия ма­те­ма­тич. на­ук. Пред­ста­ви­те­ли ре­лиг.-этич. на­прав­ле­ния де­ла­ли ак­цент на прак­тич. во­пло­ще­нии прин­ци­пов пи­фа­го­ре­из­ма в жизнь, вклю­чая ри­ту­аль­ные прак­ти­ки, ас­ке­тизм, воз­дер­жа­ние от жи­вот­ной пи­щи и т. д. в со­от­вет­ст­вии с об­щим прин­ци­пом пи­фа­го­рей­ской и пла­то­ни­че­ской эти­ки «упо­доб­ле­ние бо­гу по ме­ре воз­мож­но­го». Не­ко­то­рые из них слы­ли ма­га­ми и чу­до­твор­ца­ми; так, Апол­ло­ний Ти­ан­ский по­чи­тал­ся адеп­та­ми как язы­че­ский ана­лог Хри­ста, а Алек­сандр из Абу­но­тей­хо­са был вы­сме­ян Лу­киа­ном в диа­ло­ге «Алек­сандр, или Лже­про­рок».

Осо­бой про­бле­мой в ис­сле­до­ва­нии Н. ос­та­ёт­ся про­ис­хо­ж­де­ние и хро­но­ло­гия т. н. псев­до­пи­фа­го­рей­ских трак­та­тов (Pseu­depigrapha Pythagorica), тек­сты из ко­то­рых со­хра­ни­лись в ан­то­ло­гии Ио­ан­на Сто­бея (5 в. н. э.) и из­да­ны в со­б­ра­нии Х. Тес­леф­фа («The Pythagorean texts of the Hellenistic period», 1965). Важ­ней­шие из них – трак­та­ты под име­нем Пи­фа­го­ра, Ти­мея из Локр, Окел­ла из Лу­ка­нии и Ар­хи­та из Та­рен­та. По мне­нию од­них ис­сле­до­ва­те­лей, эти тек­сты бы­ли гл. об­р. соз­да­ны в эл­ли­ни­стич. эпо­ху в Юж. Ита­лии, по мне­нию дру­гих, они от­но­сят­ся к Н., т. е. воз­ник­ли в Алек­сан­д­рии и Ри­ме в эпо­ху ран­ней Рим. им­пе­рии.

Н. ока­зал влия­ние на эл­ли­ни­зи­ро­ван­ную иу­дей­скую мысль (Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский) и ран­нюю пат­ри­сти­ку (Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский, Ев­се­вий Ке­са­рий­ский), а че­рез по­сред­ст­во не­оп­ла­то­ни­ков – на пи­фа­го­ре­изм сред­них ве­ков и Воз­ро­ж­де­ния.

Лит.: O’Meara D. J. Pythagoras revived: ma­the­matics and philosophy in late antiquity. Cla­rendon, 1989; The Cambridge companion to early Greek philosophy. Camb., 1999; Дил­лон Дж. Сред­ние пла­то­ни­ки: 80 г. до н. э. – 220 г. н. э. 2-е изд. СПб., 2002.

Вернуться к началу