Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 152

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЕ́ДА (Λήδα), в греч. ми­фо­ло­гии суп­ру­га спар­тан­ско­го ца­ря Тин­да­рея, мать Дио­ску­ров, Кли­те­ме­ст­ры и Еле­ны. По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии ми­фа, Л. ро­ди­ла Еле­ну от Зев­са (ко­то­рый со­еди­нил­ся с ней, при­няв об­раз ле­бе­дя; Еле­на поя­ви­лась из яй­ца, ко­то­рое бы­ло ро­ж­де­но Л.). По сви­де­тель­ст­ву Пав­са­ния (Paus. III 16, 2), скор­лу­пу это­го яй­ца по­ка­зы­ва­ли в од­ном из хра­мов Спар­ты во 2 в. По др. вер­сии ми­фа, Л. толь­ко сбе­рег­ла яй­цо, ро­ж­дён­ное бо­ги­ней Не­ме­зи­дой от бра­ка с Зев­сом и най­ден­ное пас­ту­хом. Ро­див­шую­ся из яй­ца кра­са­ви­цу Еле­ну Л. вос­пи­та­ла как собств. дочь.

Иконография

Пер­вые изо­бра­же­ния ми­фа о Л. и ле­бе­де встре­ча­ют­ся в др.-греч. иск-ве. Из лит. ис­точ­ни­ков из­ве­стно о не­со­хра­нив­шей­ся ста­туе скульп­тора Ти­мо­фея, по­вто­ре­ния­ми ко­то­рой, оче­вид­но, яв­ля­ют­ся рим. про­из­ве­де­ния 1 в. (Му­зей П. Гет­ти, Лос-Анд­желес; Пра­до, Мад­рид). Сю­жет так­же изо­бра­жал­ся на рель­е­фах, в ва­зо­пи­си (юж.-итал. ам­фо­ра, ок. 330 до н. э., Му­зей П. Гет­ти), глип­ти­ке, на тер­ра­ко­то­вых све­тиль­ни­ках, в мо­заи­ках и фре­сках Древ­не­го Ри­ма.

«Леда и лебедь». Б. Амманати. Мрамор. Ок. 1536. Национальный музей Барджелло (Флоренция).

В ев­роп. жи­во­пи­си сю­жет о Л. и ле­беде по­яв­ля­ет­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. Впер­вые встре­ча­ет­ся сре­ди гра­ви­ро­ван­ных ил­лю­ст­ра­ций к «Гип­не­ро­то­ма­хии По­ли­фи­ла» Ф. Ко­лон­ны (из­да­но в 1499). Ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся в иск-ве 16 в.: об­рат­ная сто­ро­на ме­да­ли с Фау­сти­ной Рим­ской (1550-е гг., скульп­тор А. Абон­дио), брошь ра­бо­ты Б. Чел­ли­ни (ок. 1523, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), скульп­тур­ная груп­па Б. Ам­ма­на­ти (Бард­жел­ло, Фло­рен­ция), мно­го­числ. ил­лю­ст­ра­ции к про­из­ве­де­ни­ям Ови­дия. Зна­ме­ни­тые кар­ти­ны Ле­о­нар­до да Вин­чи (со­хра­ни­лись эс­ки­зы к пер­вой, не­осу­ще­ст­в­лён­ной, вер­сии, Ко­ро­лев­ская б-ка, Винд­зор, и ко­пии кар­ти­ны 1508, вы­пол­нен­ные Че­за­ре да Сес­то, Джам­пет­ри­но и ано­ним­ны­ми ху­дож­ни­ка­ми) и Ми­ке­ланд­же­ло (из­вест­на шту­дия го­ло­вы Ле­ды, ок. 1530, Ка­са Буо­нар­ро­ти, Фло­рен­ция; ко­пии кар­то­на Ми­ке­ланд­же­ло – гра­вю­ра К. де Бо­са, кар­ти­ны не­изв. итал. ху­дож­ни­ка 16 в., Нац. га­ле­рея, Лон­дон; П. П. Ру­бен­са, ок. 1598, Му­зей Фогг, Кем­бридж, штат Мас­са­чу­сетс) впо­след­ст­вии бы­ли унич­то­же­ны по со­об­ра­же­ни­ям мо­ра­ли, а ра­бо­та Кор­ред­жо (1531–32, Гос. му­зеи, Бер­лин) бы­ла по тем же при­чи­нам ис­пор­че­на в 18 в.

Лишь эпи­зо­ди­че­ски встре­ча­ясь в иск-ве 17–18 вв. (кар­ти­ны П. Ф. Мо­ла, меж­ду 1650–66, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; Ф. Бу­ше, 1742, Му­зей Стэр Сейн­ти Мат­ти­сен, Нью-Йорк; ис­пол­нен­ное У. Хо­гар­том изо­бра­же­ние Л. с ле­бе­дем на под­но­се в 4-й кар­ти­не из се­рии «Мод­ный брак», ок. 1743, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), сю­жет вновь об­рёл по­пу­ляр­ность у ху­дож­ни­ков (Т. Же­ри­ко, Э. Де­лак­руа, Г. Мо­ро, П. Се­занн, М. Рей, С. Да­ли и др.) и скульп­то­ров (Б. Тор­вальд­сен, О. Кле­зен­же, О. Цад­кин и др.) 19–20 вв.

Вернуться к началу