КРЕСТ ГОСПО́ДЕНЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕСТ ГОСПО́ДЕНЬ (Святой Крест, Крест Христов, Честной и Животворящий Крест), крест, на котором на горе Голгофа в Иерусалиме совершились Распятие и смерть (Крестная, искупительная жертва) Богочеловека Иисуса Христа – кульминация Страстей Христовых. Последовавшие за этим сошествие во ад и Воскресение Христово ознаменовали победу Христа над смертью и спасение человеческого рода. Т. о. крест – орудие распространённой в древности в странах Востока и в Рим. империи позорной, мучительной казни – стал для христиан знамением спасения, вечной жизни, символом Божией силы и славы и предметом религ. почитания, о чём свидетельствовал уже ап. Павел (1 Кор. 1:17–18; Гал. 6:14). Традиционно считается, что К. Г. был четырёхконечной формы.
Отцами Церкви и в литургич. предании указывается на упоминаемое в кн. Бытие древо жизни (Быт. 2:9) как на прообраз К. Г. В христианском богомыслии форма К. Г. знаменует пересечение двух планов бытия: небесного (вертикаль, как восхождение от земли к Небу) и земного (горизонталь), – предвечную тайну основания Вселенной.
После распятия, погребения и Воскресения Христа К. Г. был утерян. В разрушенном в 70 рим. войсками Иерусалиме Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя, оказались в забвении. Почитание К. Г. получило широкое распространение с 4 в. в связи с признанием в Миланском эдикте (313) свободы вероисповедания христиан в Рим. империи и обретением К. Г. в Иерусалиме в 325 (или 326). Существуют 3 версии истории обретения К. Г., восходящие к 4–5 вв. Согласно древнейшей из них, К. Г. был обретён равноап. Еленой Святой, матерью св. равноап. имп. Константина Великого, под выстроенным римлянами языческим святилищем Венеры. Сразу после обретения еп. Иерусалимский Макарий (ум. 333) воздвиг (поднял) К. Г. для поклонения. Это событие послужило основой для установления праздника Воздвижения Креста Господня [14(27) сент.]. Согласно Сократу Схоластику, К. Г. был разделён св. Еленой на 2 части: одна часть была заключена в серебряный ковчег и оставлена в Иерусалиме, вторая – отправлена имп. Константину в Константинополь. Кроме того, К. Г. разделялся на частицы верующими, и, по свидетельству Кирилла Иерусалимского, уже к сер. 4 в. частицы К. Г. были распространены по всему христианскому миру. Святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст свидетельствуют, что частицы К. Г. находились также в наперсных мощевиках мн. христиан. После захвата Иерусалима персами в 614 иерусалимская часть К. Г. оказалась в пленении; в 630 (или 631) визант. имп. Ираклий I торжественно возвратил её в Иерусалим. В 638 после захвата Иерусалима арабами эта часть К. Г. была разделена и отправлена в Константинополь и др. места, что привело к широкому распространению на Востоке праздника Воздвижения, а также установлению праздника Обретения Креста и гвоздей св. царицей Еленой в Иерусалиме [6(19) марта] и Крестопоклонной недели (3-е воскресенье Великого поста). Часть К. Г. была впоследствии возвращена в Иерусалим, где находилась до начала крестовых походов. Дальнейшая судьба К. Г. неизвестна, его частицы пребывают в составе реликвариев во многих храмах и монастырях мира.
В христианской, в частности в православной, традиции существуют разные формы почитания К. Г.: поклонение реликвиям К. Г.; установление крестов на куполах и внутри храмов и часовен; изображение крестов на стенах храмов, иконах, церковной утвари, богослужебных облачениях и др.; богослужения, молитвословия в честь К. Г.; использование переносных крестов при богослужении (при благословении верующих, во время внутрихрамовых и внехрамовых процессий, погружение креста в воду в чинах освящения воды); крестное знамение; ношение нательных и наперсных крестов. В честь К. Г. в православной Церкви, кроме Воздвижения, Обретения Креста и Крестопоклонной недели, установлены также праздники Воспоминания явления образа Креста на небе в Иерусалиме в 351 [7(20) мая] и Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего К. Г. [1(14) авг.; установлен в 9 в. в Константинополе].
В богослужениях суточного круга К. Г. воспевается на утрене в предваряющем шестопсалмие последовании – двупсалмии с тропарём и кондаком Кресту. Осн. значение этого последования, введённого в визант. богослужение в 11 в., заключалось в молении за царя (императора), подобно тому, как некоторые песнопения в честь К. Г., исполняемые на Воздвижение и др. праздники, также содержали молитву за царя (императора) (в некоторых Поместных православных церквах тексты остаются без изменения доныне). Связь почитания К. Г. и молитв за светскую власть восходит к явлению образа Креста с надписью «Сим победишь» имп. Константину в 312. В богослужениях седмичного круга К. Г. прославляется в среду, в пятницу, когда совершается память Распятия Христа, а также в воскресный день – в память Воскресения Христова, являя тесную связь между Распятием и Воскресением.