Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОСМОГОНИ́ЧЕСКИЕ МИ́ФЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 431

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С.

КОСМОГОНИ́ЧЕСКИЕ МИ́ФЫ, ми­фы о про­ис­хо­ж­де­нии ми­ра, че­ло­ве­ка (ан­тро­по­го­нич. ми­фы), отд. яв­ле­ний при­ро­ды и куль­ту­ры (этио­ло­гич. ми­фы). Воз­ник­но­ве­ние ми­ра от­но­сит­ся к осо­бо­му «на­чаль­но­му», «ран­не­му» вре­ме­ни, от­де­лён­но­му от ис­то­рич. вре­ме­ни, но влияю­ще­му на не­го че­рез об­ря­ды и вос­про­из­во­ди­мому че­рез К. м. Мир и его эле­мен­ты мо­гут по­яв­лять­ся сти­хий­но ли­бо соз­да­вать­ся вслед­ст­вие про­из­воль­ных или не­про­из­воль­ных дей­ст­вий зоо- и ан­тропо­морф­ных су­ществ (напр., воз­ни­кно­ве­ние пред­ка бо­гов Бо­ра из кам­ней, ко­то­рые ли­за­ла ко­ро­ва, – у скан­ди­на­вов; соз­да­ние ми­ра из зем­ли, при­не­сён­ной со дна океа­на ут­кой или он­дат­рой, – у мн. на­ро­дов Ев­ра­зии и Аме­ри­ки; рож­де­ние солн­ца ко­ро­вой – в егип. ми­фо­ло­гии); час­то функ­ция тво­ре­ния при­пи­сы­ва­ет­ся оп­ре­де­лён­ным пер­со­на­жам – де­ми­ур­гу, куль­тур­ным ге­ро­ям [ино­гда в тво­ре­нии уча­ст­ву­ет па­ра пер­со­на­жей, при­чём с од­ним из них свя­зы­ва­ет­ся про­ис­хо­ж­де­ние по­ло­жи­тель­ных, с дру­гим – от­ри­ца­тель­ных яв­ле­ний (см. в ст. Близ­неч­ные куль­ты); ло­гич. за­вер­ше­ние эта кон­цеп­ция по­лу­чи­ла в ре­лиг. дуа­лиз­ме, напр. в зо­роа­ст­риз­ме]. Ве­ду­щим мо­ти­вом для К. м. яв­ля­ет­ся мо­тив пре­одо­ле­ния хао­са и ус­та­нов­ле­ния по­ряд­ка, струк­ту­ры (кос­мос). Соз­да­ние кос­мич. струк­ту­ры мо­жет про­ис­хо­дить че­рез раз­де­ле­ние пе­ре­ме­шан­ных в хао­се яв­ле­ний: кос­мич. сти­хий (огонь, во­да, зем­ля, воз­дух), све­та и тьмы, не­ба и зем­ли, мо­ря и су­ши (соз­да­ние ост­ро­ва по­сре­ди океа­на) и т. п. Кос­мос час­то опи­сы­ва­ет­ся че­рез об­ра­зо­ва­ние его про­стран­ст­вен­ных эле­мен­тов – цен­тра ми­ра (ми­ро­вой го­ры, ми­ро­во­го дре­ва и т. п.), кос­мич. зон (верх­ний, сред­ний и ниж­ний ми­ры и т. п.). Рас­про­стра­не­ны пред­став­ле­ния о пред­ше­ст­во­вав­шем воз­ник­но­ве­нию ми­ра су­ще­ст­во­ва­нии кос­мо­са в за­ро­ды­ше в ви­де яй­ца (оно раз­би­ва­ется, из его по­ло­ви­нок об­ра­зу­ют­ся не­бо и зем­ля, из желт­ка – солн­це и т. д.; ино­гда из ми­ро­во­го яй­ца по­яв­ля­ют­ся бо­ги, лю­ди и т. п.). Из со­пос­тав­ле­ния струк­ту­ры Все­лен­ной и че­ло­ве­че­ско­го те­ла (см. Мик­ро­кос­мос и мак­ро­кос­мос) воз­ни­ка­ют К. м. о соз­да­нии ми­ра че­рез рас­чле­не­ние те­ла пер­во­го че­ло­ве­ка (инд. Пу­ру­ша, сканд. Имир, кит. Пань-гу и т. п.): из его час­тей об­ра­зу­ют­ся разл. кос­мич. эле­мен­ты, ка­те­го­рии лю­дей и т. д.; т. о., соз­да­ние ми­ра мыс­лит­ся как ри­ту­аль­ное убий­ст­во, т. е. как пер­вое жерт­во­при­но­ше­ние. Мо­тив жерт­во­при­но­ше­ния при­сут­ст­ву­ет и в ми­фах о кос­мич. бит­ве с чу­до­ви­щем, из те­ла ко­то­ро­го соз­да­ёт­ся мир (напр., бит­ва Мар­ду­ка с Тиа­мат в ва­ви­лон­ской по­эме «Эну­ма элиш»); бит­ва с хто­нич. су­ще­ст­ва­ми (чу­до­ви­щами, бо­га­ми пер­во­го по­ко­ле­ния, мя­теж­ни­ка­ми и др.) мо­жет за­кан­чи­вать­ся их за­клю­че­ни­ем в пре­ис­под­ней (греч. ти­та­ны в Тар­та­ре, биб­лей­ский са­та­на в аду и т. п.). Ино­гда тво­ре­ние пред­став­ля­ет­ся как по­ро­ж­де­ние вслед­ст­вие пер­вич­но­го сои­тия («свя­щен­ный брак» – греч. ‘ιερὸς γάμος ): Не­ба и Зем­ли (напр., рож­де­ние гор, мо­ря, нимф, ти­та­нов, кик­ло­пов и др. Ге­ей и Ура­ном – в греч. ми­фо­ло­гии), Солн­ца и Лу­ны (см. Со­ляр­ные куль­ты, Лу­нар­ные куль­ты), др. ми­фо­ло­гич. пер­сона­жей. Ро­ж­де­ние мо­жет про­ис­хо­дить и не­обыч­ным спо­со­бом: от гер­маф­ро­ди­тов (напр., по­яв­ле­ние великанов от пра­вой и ле­вой ног Ими­ра), от час­тей те­ла (напр., Афи­на из голо­вы Зев­са), от ду­но­ве­ния, из се­ме­ни (напр., со­глас­но др.-егип. ми­фу, бог солн­ца Атум сам оп­ло­до­тво­рил се­бя, про­гло­тив собст­вен­ное се­мя, и ро­дил, вы­плю­нув изо рта, пер­вых бо­гов), кро­ви (напр., рож­де­ние ги­ган­тов, нимф, эри­ний и бо­ги­ни Аф­ро­ди­ты из кро­ви ос­ко­п­лён­но­го Ура­на), слю­ны, по­та и т. п. На­ко­нец, тво­ре­ние мо­жет по­ни­мать­ся как ре­мес­лен­ное из­го­тов­ле­ние (напр., из­го­тов­ле­ние ми­ра на гон­чар­ном кру­ге егип. Хну­мом; из­го­тов­ле­ние не­ба, све­тил, плу­га, ме­ча и др. ге­ро­ем-куз­не­цом Иль­ма­ри­не­ном – в ка­ре­ло-фин­ской ми­фо­ло­гии; рас­про­стра­нён­ным ми­фо­ло­гич. мо­ти­вом яв­ля­ет­ся вы­ре­за­ние пер­вых лю­дей из де­ре­ва, вы­леп­ли­ва­ние из гли­ны, зем­ли, ча­сто за­ме­шен­ной на кро­ви уби­то­го чу­до­ви­ща, и т. п.) или как по­ро­ж­де­ние мыс­лью и сло­вом Твор­ца (напр., егип. Пта­ха).

В не­ко­то­рых ми­фо­ло­ги­ях К. м. струк­тур­но про­ти­во­сто­ят ми­фы о кон­це све­та – эс­ха­то­ло­ги­че­ские ми­фы.

Лит.: Pettazzoni R. Myths of beginning and creation-myths // Pettazzoni R. Essays on the history of religions. Leiden, 1954; Leach M. The Beginning creation-myths around the world. N. Y., 1956; Long Ch. H. Alpha: the myths of creation. N. Y., 1963; Maclagan D. Creation myths: man’s introduction to the world. L., 1977; Koestler A. The act of creation. L., 1989; То­поров В. Н. Кос­мо­го­ни­че­ские ми­фы // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1997. Т. 2; Fre­und Ph. Myths of Creation. L., 2003; Эли­а­де М. Ас­пек­ты ми­фа. 3-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу