КОНТРКУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРКУЛЬТУ́РА (от контр... и лат. cultura – возделывание, обрабатывание), общее название для субкультур 2-й пол. 20 в., противопоставивших себя ценностям и нормам господствующей идеологии, массовой культуры и стремившихся найти альтернативу образу жизни, ориентированному на респектабельность, карьеру и материальное благополучие. Гл. признак К. – «тотальный нонконформизм», демонстративное противостояние и открытый вызов общепринятым нормам и условностям. Идеология и практики К. приобрели популярность прежде всего в студенч. среде, а также у разл. групп «маргинальной» молодёжи. Согласно этой идеологии, центр. роль в возникновении К. сыграл духовный кризис зап. общества, неспособность науки, традиц. ценностных ориентаций и религ. форм ответить на запросы нового поколения. В англоязычной социологич. лит-ре термин «К.» нередко употребляется во мн. ч., указывая на разнообразие альтернативных субкультур, несхожесть их мировоззрений, иногда доходящую до открытых конфликтов.
Зарождение К. относят к 1950-м гг. (битники в США, стиляги в СССР), а её расцвет, связанный прежде всего с движением хиппи, пришёлся на 2-ю пол. 1960-х гг. Термин «К.» был введён в 1969 амер. историком и социологом Т. Роззаком, систематизировавшим осн. черты мировосприятия и стиля жизни, характерные для К. 1960-х гг. К. хиппи, стремившихся превратить любую деятельность в творч. игру, носила ярко выраженный карнавальный характер: обезличивающим костюмам офисных работников они противопоставляли яркую или необычную одежду, дому – бродяжничество, семье – «свободную любовь», науч. картине мира – мистицизм, традиц. религ. практикам – употребление «расширяющих сознание» психоактивных веществ. Хиппи подготовили почву для возникновения др. направлений К., создав «альтернативную моду» на всё нетрадиционное (так, в кон. 1960-х гг. в моду вошли джинсы, короткие юбки, длинные волосы у мужчин, рок-музыка и т. п.).
Идеологич. оформление К. 1960-х гг. было дано в работах Ж. Делёза, Г. Маркузе, Т. Лири, амер. социологов Ч. Р. Миллса («Письмо к новым левым», 1960) и Ч. Рейча («Зеленеющая Америка», 1970) и др. В распространении среди молодёжи К. они видели выход из кризиса репрессивной технократич. культуры «общества потребления»: революция в сознании должна была привести к новому типу отношений между людьми, основанных не на конкуренции и потреблении, а на сотрудничестве и творчестве. Эта идеология стала массовой среди молодёжи, большие группы амер. студентов и др. молодых людей выходили на улицы, выступая против войны во Вьетнаме и гонки вооружений, в защиту прав женщин, сексуальных и др. меньшинств, за легализацию марихуаны и др. психоактивных веществ. Развёрнутое ими леворадикальное протестное движение захватило весь зап. мир (в 1968 студенч. волнения в Париже и др.).
В 1970-х гг. политич. формы К. постепенно угасали и гл. формой выражения контркультурных настроений стала худож. практика. В 1976–77 спад К. сменился новым кратковременным подъёмом в связи с движением панков, быстро распространившимся из Великобритании по всему миру. Панки, начав с полного отрицания общепринятых форм культуры («визитной карточкой» панка стала тяга ко всему уродливому, безобразному, отталкивающему), постепенно сформировали собственные ценности, близкие к идеалам К. 1960-х гг.
К. 1960–70-х гг. породила множество альтернативных субкультур: «банды» мотоциклистов (байкеры, «Ангелы ада»), разнообразные революц. группы и террористич. организации («Чёрные пантеры» в США и др.), молодёжные движения, вдохновлённые тем или иным муз. стилем (панки, металлисты), экстремистские расистские группировки (напр., скинхеды), религ. движения (растаманы, «Харе Кришна»), борцы за сохранение окружающей среды (зелёные, антиглобалисты). В качестве идеальных типов К. выделяют К. радикальных активистов, вовлечённых в «борьбу с системой», К. обособленных утопических общин, созданных для жизни на основе новых ценностей, К. мистиков, ищущих подлинную жизнь в самопознании и медитативных практиках.
В 1980-х гг. стал очевиден кризис К.: коммуны хиппи к тому времени распались или переродились, происшедшее под влиянием К. переосмысление этики труда, отношений между полами («сексуальная революция»), представлений о личности человека (напр., в гуманистической психологии) привело к тому, что К. утратила свой альтернативный характер. Под давлением бизнеса стала исчезать конфронтация между К. и массовой культурой: атрибуты былой К. были интегрированы в «культуру потребления».
В СССР субкультуры, противостоящие как офиц. сов. идеологии, так и массовой культуре, формировались в 1970-х гг. вокруг непризнанного официально иск-ва – музыкального, литературного, худож. андерграунда. Самым влиятельным движением К. кон. 1970-х – сер. 1990-х гг. стала т. н. Система, в которой смешались элементы разл. альтернативных субкультур, в первую очередь хиппи и панков. Характерными чертами рос. К. были ненормативная лексика и особый сленг, состоящий прежде всего из англицизмов. Продукты К. распространялись из рук в руки (аудиозаписи андерграундных рок-групп, таких как «Аквариум» в нач. 1980-х гг. и «Гражданская оборона» в кон. 1980-х гг., произведения самиздата и т. п.). «Нормативными» практиками К. были путешествия автостопом, проживание в сквотах (небольших коммунах, обычно в одной квартире, на заброшенном чердаке или в здании), организация «подпольных» рок-концертов, проводимых на квартирах.
В культурологии и социальной психологии К. рассматривалась как альтернативный институт социализации в быстро меняющейся культуре, где идентичность человека и его место в обществе не заданы жёстко традицией (К. как проявление «негативной идентичности» у Э. Эриксона). Согласно А. Маслоу, К. была вызвана потребностью в самоактуализации, не получавшей удовлетворения в культуре, ориентированной на унификацию и потребление. В дальнейшем в К. стали видеть закономерное проявление циклич. процесса самообновления культуры через создание и последующую ассимиляцию её альтернативных форм. См. также Альтернативные движения.