ЛИ́РИ ТИМОТИ ФРЭНСИС
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́РИ (Leary) Тимоти Фрэнсис (22.10.1920, Спрингфилд, штат Массачусетс – 31.5.1996, Беверли-Хилс, штат Калифорния), амер. психолог, обществ. деятель. Окончил Ун-т Дж. Вашингтона (1946) и Ун-т Беркли (1950; проф. этого ун-та в 1950–55). В 1955–1958 руководил психологич. лабораторией Фонда Кайзера в Окленде (штат Калифорния), где разработал «круговую модель личности», в которой психологич. качества, важные для межличностных отношений, определяются соотношением оценок по шкалам «доминирование – подчинение» и «дружелюбие – враждебность». Созданный на этой основе «Межличностный опросник Лири» стал одним из наиболее широко используемых психологич. тестов.
В 1959–63 преподавал психологию в Гарвардском ун-те. Переломным моментом в биографии Л. был опыт употребления в 1960 в Мексике психоактивных грибов, используемых индейцами в религ. ритуалах. Л. начал исследования изменённых состояний сознания, вызванных приёмом мескалина, ЛСД и др. психоактивных веществ, с целью выявления скрытых возможностей мозга. В 1962 организовал Междунар. фонд внутренней свободы (IFIF), осн. задачу которого видел в преобразовании сознания людей и амер. общества с помощью распространения ЛСД (запрещённого только в 1967) и др. психоактивных веществ. Пропаганда «расширения сознания» и «освобождения от социальных игр» сделала Л. «психоделическим гуру» и одним из основателей амер. контркультуры. После увольнения из Гарварда Л. в 1964 преобразовал IFIF в общину «Касталия», ставшую идейным центром движения хиппи. Психологич. и нейрофизиологич. истолкование многочисл. «психоделических» экспериментов, проводимых Л. и его сторонниками, сочеталось с концептами вост. мистики (напр., осмысление психоделич. опыта по аналогии с состояниями бардо, описанными в «Тибетской книге мёртвых»).
Осуждённый в 1970 за хранение марихуаны, Л. через неск. месяцев бежал из тюрьмы, после скитаний по Европе и Африке в 1973 снова был арестован в Афганистане; вышел на свободу в 1976. До конца жизни Л. оставался одним из лидеров контркультурного движения, развивая идеи возникшего в сер. 1980-х гг. т. н. киберпанка, связывающего расширение сознания с освоением «виртуальной реальности» и биомеханич. синтезом человека и компьютера.