Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 569

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шубин

АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ, про­тест­ные дви­же­ния вне сис­тем­ных об­ществ. и по­ли­тич. струк­тур, вы­дви­гаю­щие разл. аль­тер­на­ти­вы су­ще­ст­вую­щим со­ци­аль­ным по­ряд­кам. Им­пуль­сом к раз­ви­тию А. д. ста­ли мас­со­вые де­мо­кра­тич. вы­сту­п­ле­ния 1960-х гг. в США и Зап. Ев­ро­пе, по­ло­жив­шие на­ча­ло фор­ми­ро­ва­нию но­вых гражд. дви­же­ний («зе­лё­ных», ан­ти­во­ен­ных, ком­му­ни­тар­ных и др.). Прин­ци­пы их ор­га­ни­за­ции уже са­ми по се­бе пред­став­ля­ли со­бой аль­тер­на­ти­ву прин­ци­пам совр. по­ли­ти­ки и эко­но­ми­ки, ос­но­ван­ным на управ­ле­нии че­ло­ве­ком со сто­ро­ны бю­ро­кра­тии и ме­недж­мен­та, кор­по­ра­ций. А. д. куль­ти­ви­ру­ют рав­ноправ­ные не­фор­маль­ные от­но­ше­ния, стрем­ле­ние к пре­об­ра­зо­ва­нию об­ществ. сре­ды че­ло­ве­ка в со­от­вет­ст­вии с его со­ци­аль­ны­ми пред­поч­те­ния­ми и че­рез ак­тив­ную дея­тель­ность в са­мых мно­го­об­раз­ных фор­мах.

Идео­ло­гия аль­тер­на­ти­виз­ма раз­но­об­раз­на, не име­ет чёт­ких ка­но­нов и об­щепри­знан­ных ав­то­ри­те­тов. Она фор­ми­ро­ва­лась под влия­ни­ем ан­ти­ав­то­ри­тар­но­го на­прав­ле­ния в мар­ксиз­ме (см. Франк­фурт­ская шко­ла), анар­хиз­ма и разл. ду­хов­но-ре­лиг. уче­ний. Дви­же­ния вы­сту­па­ют за пря­мую де­мо­кра­тию, ши­ро­кое са­мо­управ­ле­ние и гражд. пра­ва, ко­то­рые про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся ка­пи­та­лу и бю­ро­кра­тич. го­су­дар­ст­ву, осо­бен­но его ре­прес­сив­но­му ап­па­ра­ту.

В А. д. вы­де­ли­лись два ти­па дей­ст­вия: ра­ди­каль­ный, ори­ен­ти­ро­ван­ный на пря­мое столк­но­ве­ние с су­ще­ст­вую­щим ре­жи­мом, «сис­те­мой», и уме­рен­ный, ко­то­рый реа­ли­зу­ет­ся в мир­ной кон­ст­рук­тив­ной ра­бо­те по соз­да­нию оча­гов аль­тер­на­тив­но­го об­ще­ст­ва, пре­ж­де все­го аль­тер­на­тив­ных по­се­ле­ний.

Су­ще­ст­вен­ным эле­мен­том так­ти­ки А. д. яв­ля­ет­ся за­хват пус­тую­щих по­ме­ще­ний для ор­га­ни­за­ции сквот­тов – го­род­ских ком­мун, мно­гие из ко­то­рых пре­вра­ща­ют­ся в цен­тры аль­тер­на­тив­ной жиз­ни и куль­ту­ры. По­сколь­ку сквот­тер­ст­во не­за­кон­но, во­круг сквот­тов вспы­хи­ва­ют столк­но­ве­ния ра­ди­ка­лов и по­ли­ции, по­доб­ные тем, что про­изош­ли в 1980 в Кройц­бер­ге (Зап. Бер­лин). Круп­ней­ший из су­ще­ст­вую­щих сквот­тов – об­щи­на Хри­стиа­ния в Ко­пен­га­ге­не, соз­дан­ная хип­пи в 1971 на мес­те бро­шен­ных ка­зарм и по­сле не­од­но­крат­ных столк­но­ве­ний ле­га­ли­зо­ван­ная в 1976. В Хри­стиа­нии су­ще­ст­ву­ют пол­ное са­мо­управ­ле­ние и собств. эко­но­ми­ка (в ча­ст­но­сти, про­из-во ве­ло­си­пе­дов).

В кон. 1990-х гг. воз­ник­ло т. н. ан­ти­гло­ба­ли­ст­ское дви­же­ние, вы­сту­паю­щее про­тив ка­пи­та­ли­стич. гло­ба­ли­за­ции. Ан­ти­гло­ба­ли­сты со­про­во­ж­да­ют круп­ней­шие фо­ру­мы ми­ро­вой по­ли­тич. и дело­вой эли­ты кон­фрон­та­ци­он­ны­ми ак­ция­ми про­тес­та, а так­же про­во­дят «аль­тер­на­тив­ные» фо­ру­мы, на ко­то­рых об­суж­да­ют воз­мож­но­сти де­мо­кра­тич. ре­ше­ния важ­ней­ших гло­баль­ных про­блем.

Эво­люц. пу­тём раз­ви­ва­ют­ся аль­тер­на­тив­ные по­се­ле­ния, ко­то­рые соз­да­ют­ся как син­тез дос­ти­же­ний совр. ци­ви­лиза­ции и воз­ро­ж­де­ния об­щин­но­го ук­ла­да. От тра­диц. об­ще­ст­ва по­се­ле­ния унас­ле­до­ва­ли про­сто­ту бы­та, све­де­ние воз­дей­ст­вия на при­ро­ду к ми­ни­му­му, раз­ме­рен­ный по­ря­док жиз­ни, об­щин­ную со­ли­дар­ность и са­мо­управ­ле­ние. С совр. об­ще­ст­вом их свя­зы­ва­ет ин­фор­мац. на­сы­щен­ность жиз­ни, ком­му­ни­кац. связь со всем ми­ром и ин­тел­лек­ту­аль­ный ди­на­мизм.

Соз­да­ние аль­тер­на­тив­ных по­се­ле­ний свя­за­но с разл. мо­ти­ва­ция­ми: ду­хов­ными ис­ка­ния­ми, со­ци­аль­ным экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ни­ем и гражд. ини­циа­ти­ва­ми, на­прав­лен­ны­ми на ре­ше­ние кон­крет­ных за­дач. Ду­хов­ную об­щи­ну Финд­хорн в Шот­лан­дии ос­но­ва­ла в 1962 не­боль­шая се­мья бо­го­ис­ка­те­лей. По­сте­пен­но Финд­хорн вы­рос в об­щи­ну, ко­то­рая со­сто­ит из неск. со­тен чле­нов и гос­тей, жи­вущих за счёт с. х-ва и ту­риз­ма. При­мер со­ци­аль­но­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния – «Фер­ма» (США), ос­но­ван­ная хип­пи (300 чел.). Ко­гда её чис­лен­ность вы­рос­ла к 1980 до 1,5 тыс. чел., вы­яс­ни­лось, что столь­ко лю­дей, склон­ных к об­ра­зу жиз­ни хип­пи, не мо­гут жить ря­дом. По­сте­пен­но «Фер­ма» вер­ну­лась к пер­во­на­чаль­ной чис­лен­но­сти. Рос. аль­тер­на­тив­ная об­щи­на «Ки­теж» воз­ник­ла как со­об­ще­ст­во при­ём­ных се­мей (про­ект реа­би­ли­та­ции си­рот). В ней сло­жи­лись об­щин­ное са­мо­управ­ле­ние, свое­об­раз­ный со­ци­аль­но-эко­но­мич. и бы­то­вой ук­лад, по не­ко­то­рым па­ра­мет­рам при­бли­жаю­щий­ся к го­род­ско­му и вклю­чаю­щий раз­ветв­лён­ную сис­те­му ком­му­ни­ка­ций с внеш­ней сре­дой. Все­го в ми­ре на­счи­ты­ва­ет­ся неск. со­тен аль­тер­на­тив­ных по­се­ле­ний и ини­циа­тив – и не толь­ко в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке: круп­ное по­се­ление Ауро­виль, напр., воз­ник­ло в 1968 в Ин­дии.

В совр. об­ще­ст­ве А. д. и по­се­ле­ния пред­став­ля­ют со­бой сво­его ро­да со­ци­аль­ную ла­бо­ра­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва, зна­че­ние ко­то­рой мо­жет воз­рас­ти в слу­чае кри­зи­са и де­ст­рук­ции су­ще­ст­вую­щих со­ци­аль­ных сис­тем. В то же вре­мя са­ми А. д. под­вер­же­ны влия­нию фи­нан­со­во-эко­но­мич., адм. и иных струк­тур, аль­тер­на­ти­вой ко­то­рым стре­мят­ся вы­сту­пать.

Лит.: Пан­ко­ва Л. Н. Идей­ные ис­то­ки со­времен­ных аль­тер­на­тив­ных дви­же­ний, опыт ра­цио­наль­ной ре­кон­ст­рук­ции. М., 1991; Dig­gers and drim­mers: the guide to com­mu­nal li­ving. Shef­field, 1991; Аль­терг­ло­ба­лизм: тео­рия и прак­ти­ка «ан­ти­гло­ба­ли­ст­ско­го дви­же­ния». М., 2003.

Вернуться к началу