АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ, протестные движения вне системных обществ. и политич. структур, выдвигающие разл. альтернативы существующим социальным порядкам. Импульсом к развитию А. д. стали массовые демократич. выступления 1960-х гг. в США и Зап. Европе, положившие начало формированию новых гражд. движений («зелёных», антивоенных, коммунитарных и др.). Принципы их организации уже сами по себе представляли собой альтернативу принципам совр. политики и экономики, основанным на управлении человеком со стороны бюрократии и менеджмента, корпораций. А. д. культивируют равноправные неформальные отношения, стремление к преобразованию обществ. среды человека в соответствии с его социальными предпочтениями и через активную деятельность в самых многообразных формах.
Идеология альтернативизма разнообразна, не имеет чётких канонов и общепризнанных авторитетов. Она формировалась под влиянием антиавторитарного направления в марксизме (см. Франкфуртская школа), анархизма и разл. духовно-религ. учений. Движения выступают за прямую демократию, широкое самоуправление и гражд. права, которые противопоставляются капиталу и бюрократич. государству, особенно его репрессивному аппарату.
В А. д. выделились два типа действия: радикальный, ориентированный на прямое столкновение с существующим режимом, «системой», и умеренный, который реализуется в мирной конструктивной работе по созданию очагов альтернативного общества, прежде всего альтернативных поселений.
Существенным элементом тактики А. д. является захват пустующих помещений для организации сквоттов – городских коммун, многие из которых превращаются в центры альтернативной жизни и культуры. Поскольку сквоттерство незаконно, вокруг сквоттов вспыхивают столкновения радикалов и полиции, подобные тем, что произошли в 1980 в Кройцберге (Зап. Берлин). Крупнейший из существующих сквоттов – община Христиания в Копенгагене, созданная хиппи в 1971 на месте брошенных казарм и после неоднократных столкновений легализованная в 1976. В Христиании существуют полное самоуправление и собств. экономика (в частности, произ-во велосипедов).
В кон. 1990-х гг. возникло т. н. антиглобалистское движение, выступающее против капиталистич. глобализации. Антиглобалисты сопровождают крупнейшие форумы мировой политич. и деловой элиты конфронтационными акциями протеста, а также проводят «альтернативные» форумы, на которых обсуждают возможности демократич. решения важнейших глобальных проблем.
Эволюц. путём развиваются альтернативные поселения, которые создаются как синтез достижений совр. цивилизации и возрождения общинного уклада. От традиц. общества поселения унаследовали простоту быта, сведение воздействия на природу к минимуму, размеренный порядок жизни, общинную солидарность и самоуправление. С совр. обществом их связывает информац. насыщенность жизни, коммуникац. связь со всем миром и интеллектуальный динамизм.
Создание альтернативных поселений связано с разл. мотивациями: духовными исканиями, социальным экспериментированием и гражд. инициативами, направленными на решение конкретных задач. Духовную общину Финдхорн в Шотландии основала в 1962 небольшая семья богоискателей. Постепенно Финдхорн вырос в общину, которая состоит из неск. сотен членов и гостей, живущих за счёт с. х-ва и туризма. Пример социального экспериментирования – «Ферма» (США), основанная хиппи (300 чел.). Когда её численность выросла к 1980 до 1,5 тыс. чел., выяснилось, что столько людей, склонных к образу жизни хиппи, не могут жить рядом. Постепенно «Ферма» вернулась к первоначальной численности. Рос. альтернативная община «Китеж» возникла как сообщество приёмных семей (проект реабилитации сирот). В ней сложились общинное самоуправление, своеобразный социально-экономич. и бытовой уклад, по некоторым параметрам приближающийся к городскому и включающий разветвлённую систему коммуникаций с внешней средой. Всего в мире насчитывается неск. сотен альтернативных поселений и инициатив – и не только в Европе и Америке: крупное поселение Ауровиль, напр., возникло в 1968 в Индии.
В совр. обществе А. д. и поселения представляют собой своего рода социальную лабораторию человечества, значение которой может возрасти в случае кризиса и деструкции существующих социальных систем. В то же время сами А. д. подвержены влиянию финансово-экономич., адм. и иных структур, альтернативой которым стремятся выступать.