Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНСТАЛЛЯ́ЦИЯ

Авторы: В. А. Крючкова
Архив БРЭ Инсталляция. Дж. Сигел.«Двое у открытой двери». 1977. Раскрашенный гипс, дерево, металл. Галерея С. Джанис (Нью-Йорк).

ИНСТАЛЛЯ́ЦИЯ (англ., франц. installation – ус­та­нов­ка, раз­ме­ще­ние, сбор­ка), про­стран­ст­вен­ная ху­дож. ком­по­зи­ция, соз­да­вае­мая из разл. эле­мен­тов – бы­то­вых пред­ме­тов, пром. из­де­лий и ма­те­риа­лов, при­род­ных объ­ек­тов, тек­стов и т. п. И. от­ли­ча­ет­ся от род­ст­вен­но­го ей ас­самб­ла­жа как бóльшим раз­но­об­ра­зи­ем вхо­дя­щих в её со­став объ­ек­тов, так и раз­ме­ром: И. ох­ва­ты­ва­ет об­шир­ные про­стран­ст­вен­ные зо­ны (зал га­ле­реи, ин­терь­ер об­ществ. зда­ния, уча­сток ули­цы, пло­ща­ди, пар­ка или при­род­но­го ланд­шаф­та).

Ос­но­вы И. бы­ли за­ло­же­ны в дея­тель­но­сти аван­гард­ных на­прав­ле­ний 1-й тре­ти 20 в.; её про­об­ра­зы – Мерц­бау, вы­стро­ен­ный в 1920-х гг. да­даи­стом К. Швит­тер­сом в сво­ей мас­тер­ской, ре­ди-мейд М. Дю­ша­на, пла­сти­ко-ди­на­мич. ком­плек­сы фу­ту­ри­ста Дж. Бал­лы; те­ат­ра­ли­зо­ван­ные, соз­дан­ные по еди­ной про­грам­ме вы­став­ки сюр­реа­ли­стов 1930-х гг.; в СССР – вы­ста­воч­ные про­ек­ты Л. М. Ли­сиц­ко­го, С. Б. Ник­ри­ти­на и П. А. Ман­су­ро­ва. И. во­шла в оби­ход совр. иск-ва с нач. 1960-х гг., ко­гда к ней об­ра­ти­лись вид­ные ху­дож­ни­ки но­вой вол­ны аван­гар­диз­ма: Р. Мор­рис, Д. Дайн, Р. Смит­сон (США), Х. Хак­ке, Г. Юкер, Й. Бойс (Гер­ма­ния), М. Мерц (Ита­лия) и др. На этом ран­нем эта­пе И. ча­ще все­го пред­став­ля­ла со­бой об­шир­ную скульп­тур­ную ком­по­зи­цию, ок­ру­жаю­щую зри­те­ля (см. Эн­вай­рон­мент).

И. раз­но­об­раз­ны по сти­ли­сти­ке, со­ста­ву объ­ек­тов, идей­но-ху­дож. за­да­чам. Ра­бо­ты амер. ху­дож­ни­ков Э. Кин­холь­ца, Д. Си­ге­ла, К. Ол­ден­бур­га вы­страи­ва­лись из скульп­тур и объ­ём­ных пред­ме­тов, раз­ме­щён­ных в за­лах га­ле­реи. И., со­став­лен­ные из тек­стов, бы­то­вых пред­ме­тов и пром. из­де­лий, так­же рас­счи­та­ны на вы­ста­воч­ные про­стран­ст­ва (ра­бо­ты И. И. Ка­ба­ко­ва, франц. худ. К. Бол­тан­ски, пред­ста­ви­те­лей кон­цеп­ту­аль­но­го ис­кус­ст­ва и ми­ни­ма­лиз­ма). Кри­сто, Д. Оп­пен­гейм, Р. Сер­ра, В. Ак­кон­чи (США), Д. Бю­рен (Фран­ция), Ф. Ин­фан­тэ-Ара­на (Рос­сия) ра­бо­та­ли in situ (на мес­те), т. е. в при­род­ной или гор. сре­де, оп­ре­де­ляю­щей кон­текст про­из­ве­де­ния. Мно­гие И., осо­бен­но по­ли­тич. ха­рак­те­ра, ин­те­рак­тив­ны: всту­пая в пря­мой кон­такт со зри­те­лем, они про­во­ци­ру­ют его на оп­ре­де­лён­ные дей­ст­вия и от­кли­ка­ют­ся на них. В со­став совр. И. час­то вхо­дят про­из­ве­де­ния ви­део-ар­та. Ху­дож. со­дер­жа­ние И. со­сто­ит в смы­сло­вых транс­фор­ма­ци­ях, иг­ре зна­че­ний, воз­ни­каю­щих в ре­зуль­та­те не­обыч­ных со­че­та­ний раз­но­род­ных объ­ек­тов, их взаи­мо­дей­ст­вия с ок­ру­жаю­щей сре­дой: вы­хва­чен­ные из ре­аль­ной жиз­ни, пред­ме­ты ос­во­бо­ж­да­ют­ся от сво­ей ути­ли­тар­ной функ­ции, од­но­вре­мен­но при­об­ре­тая сим­во­лич. или чис­то пла­сти­че­скую функ­цию. В СССР и Рос­сии И. ста­ли важ­ной ча­стью твор­че­ст­ва ху­дож­ни­ков ан­дер­гра­ун­да (В. А. Ко­мар и А. Д. Ме­ла­мид, В. А. За­ха­ров и др.).

Лит.: Space, site, intervention: situating instal­lation art / Ed. E. Sudeburg. Minneapolis, 2000; Reiss J. H. From margin to center: the spaces of installation art. Camb., 2001; Bishop C. Installation art. L., 2005.

Вернуться к началу