Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕНЕДИКТИ́НЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 313-314

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: С. Н. Лебедев (музыка); В. В. Чернов

БЕНЕДИКТИ́НЦЫ (лат. benedictini), ка­то­лич. мо­на­ше­ский ор­ден [офиц. на­зва­ние – ор­ден св. Бе­не­дик­та (лат. Ordo Sancti Benedicti)]; в ши­ро­ком смыс­ле – мо­на­хи, сле­дую­щие мо­на­ше­ско­му ус­та­ву св. Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го

 >>
.

Ок. 530 св. Бе­не­дикт Нур­сий­ский ос­но­вал на го­ре Мон­те-Кас­си­но близ Не­апо­ля мо­на­стырь и за­кре­пил в на­пи­сан­ном им ус­та­ве, по­ми­мо тра­диц. мо­на­шеских обе­тов бед­но­сти, це­ло­муд­рия и по­слу­ша­ния, прин­ци­пы «по­сто­ян­ст­ва мес­та» мо­на­ше­ско­го слу­же­ния (лат. stabilitas loci) и «за­кры­то­сти мо­на­сты­ря» (лат. claustra monas­terii). Со­глас­но ус­та­ву св. Бе­не­дик­та, осн. эле­мен­том мо­на­ше­ской жиз­ни, на­ря­ду с мо­лит­вой, дол­жен был стать фи­зич. труд – прин­цип «мо­лись и тру­дись» (лат. ora et labora). Стро­го за­кре­п­лял­ся прин­цип мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тия. Од­на­ко св. Бе­не­дикт не тре­бо­вал от мо­на­хов край­ней ас­ке­зы (см. Ас­ке­ти­ка

 >>
) и при­зы­вал к уме­рен­но­сти в по­стах и тру­де. Ав­то­ри­тет св. Бе­не­дик­та как че­ло­ве­ка, близ­кого к рим. ка­фед­ре (так, жи­тие св. Бене­дик­та бы­ло на­пи­са­но па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем I Ве­ли­ким
 >>
), спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию ус­та­ва св. Бе­не­дик­та во Франк­ском ко­ро­лев­ст­ве и в Ир­лан­дии, не­смот­ря на то, что в са­мой Ита­лии по­сле раз­ру­ше­ния аб­бат­ст­ва Мон­те-Кас­си­но лан­го­бар­да­ми
 >>
(ок. 577) бе­не­дик­тин­ское мо­на­ше­ст­во пе­ре­жи­ва­ло упа­док (до нач. 8 в.). Во Франк­ском ко­ро­лев­ст­ве оп­ло­том бе­не­дик­тин­ско­го ус­та­ва с нач. 7 в. стал рас­по­ло­жен­ный в Бур­гун­дии мон. Люк­сёй, ко­то­рый был ос­но­ван св. Ко­лум­ба­ном
 >>
. В мо­на­сты­рях Анг­лии бе­не­дик­тин­ский ус­тав рас­про­стра­нял­ся в со­че­та­нии с ус­та­вом св. Ко­лум­ба­на и древ­ни­ми тра­ди­ция­ми анг­ло­сак­сон­ско­го, ир­ланд­ско­го и галль­ско­го мо­на­ше­ства.

В им­пе­рии Ка­ро­лин­гов

 >>
Б. ста­но­вят­ся од­ной из опор сис­те­мы им­пер­ской церк­ви. Карл I
 >>
Ве­ли­кий, по­се­тив­ший в 787 воз­ро­ж­дён­ное аб­бат­ст­во Мон­те-Кас­си­но, при­вёз от­ту­да ко­пию ус­та­ва св. Бе­не­дик­та, ко­то­рый был при­нят Ахен­ски­ми со­бо­ра­ми (816, 817, 818819) в ка­че­ст­ве обя­за­тель­но­го для всех мо­на­сты­рей им­пе­рии. Один из ор­га­ни­за­то­ров Ахен­ских со­бо­ров, св. Бе­не­дикт Ани­ан­ский (ум. 821), до­ра­бо­тал бе­не­дик­тин­ский ус­тав, со­ста­вив «обы­чай» (лат. consuetudo), бла­го­да­ря ко­то­ро­му бы­ли рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны сто­ро­ны мо­на­ше­ской жиз­ни, пер­во­на­чаль­но не за­тро­ну­тые в ус­та­ве св. Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го (сам св. Бе­не­дикт Нур­сий­ский не на­стаи­вал на стро­гом еди­но­об­ра­зии, до­пус­кая ме­ст­ные обы­чаи); так­же впер­вые бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка ог­ра­ни­чить не­за­ви­си­мость отд. мо­на­сты­рей, объ­е­ди­нив их в не­кое по­до­бие ор­де­на. При Ка­ро­лин­гах бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы ма­те­ри­аль­но­го бла­го­сос­тоя­ния Б., ос­но­ван­но­го в пер­вую оче­редь на круп­ном зем­ле­вла­де­нии и су­деб­ном, а так­же на­ло­го­вом им­му­ни­те­те. Мо­на­ше­ст­во и осо­бен­но ру­ко­во­дство мо­на­сты­рей ста­ли фор­ми­ро­вать­ся в осн. из зна­ти, что при­во­ди­ло к его ари­сто­кра­ти­за­ции, а так­же спо­соб­ст­во­ва­ло даль­ней­ше­му вклю­че­нию мо­на­сты­рей в сис­те­му феод. от­но­ше­ний.

По­сле рас­па­да им­пе­рии Ка­ро­лин­гов, на ру­бе­же 9–10 вв., бе­не­дик­тин­ское мо­на­ше­ст­во пе­ре­жи­ва­ло упа­док и об­мир­ще­ние. Мн. мо­на­сты­ри в Ло­та­рин­гии, Ита­лии, Ба­ва­рии бы­ли раз­ру­ше­ны при на­бе­гах ара­бов, нор­ман­нов, венг­ров, а их вла­де­ния пе­ре­шли ме­ст­ным маг­на­там. Всё это при­ве­ло к пер­вым по­пыт­кам мо­на­стыр­ской ре­фор­мы, про­хо­див­шей в осн. под ло­зун­гом воз­вра­ще­ния к прин­ци­пам св. Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го. Цен­т­ром ре­фор­мы (см. Клю­ний­ская ре­фор­ма

 >>
) ста­ло объ­е­ди­не­ние мо­на­сты­рей, сло­жив­шее­ся во­круг аб­бат­ст­ва Клю­ни
 >>
, в 11 в. по­лу­чив­ше­го осо­бое влия­ние в Ита­лии и Гер­ма­нии. В 10 – нач. 12 вв. уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло мо­на­сты­рей в тра­ди­ци­он­ных для Б. ре­гио­нах – Фран­ции, Гер­ма­нии, Анг­лии и Ита­лии; бе­недик­тин­ские мо­на­сты­ри по­яв­ля­ют­ся так­же в Ис­па­нии, Венг­рии, Дал­ма­ции, Поль­ше, Че­хии, Скан­ди­на­вии и Па­ле­с­ти­не (пер­вое аб­бат­ст­во здесь ос­но­ва­но ещё около 800). Вме­сте с тем ко­ло­нии от­шель­ни­ков, сле­до­вав­шие бе­не­дик­тин­ско­му ус­та­ву и во­брав­шие в се­бя тех, кто был не­до­во­лен обо­га­ще­ни­ем ре­фор­ми­ро­ван­ных Б., со­ста­ви­ли ос­но­ву для раз­ви­тия в 10–12 вв. кон­гре­га­ций ка­маль­ду­лов, кар­ту­зи­ан­цев
 >>
, цис­тер­ци­ан
 >>
­цев, ко­то­рые по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «но­вых» бе­не­дик­тин­цев.

С кон. 12 – нач. 13 вв. «ста­рое» бе­не­дик­тин­ское мо­на­ше­ст­во всту­пи­ло в пе­ри­од оче­ред­но­го упад­ка, вы­тес­няе­мое «но­вы­ми» Б. и за­ро­ж­даю­щи­ми­ся ни­щен­ст­вую­щи­ми ор­де­на­ми фран­ци­скан­цев

 >>
и до­ми­ни­кан­цев
 >>
. В свя­зи с этим бы­ли пред­при­ня­ты по­пыт­ки ор­га­ни­зо­вать «ста­рых» Б. в ор­ден. IV Ла­те­ран­ский со­бор (1215) пред­пи­сал Б. пе­рио­ди­че­ски со­зы­вать про­вин­ци­аль­ные ка­пи­ту­лы; па­па Рим­ский Бе­не­дикт XII
 >>
в 1336 об­ра­зо­вал 36 про­вин­ций Б. и обя­зал их раз в 3 го­да про­во­дить ге­не­раль­ные ка­пи­ту­лы, а аб­ба­тов про­вин­ций – ре­гу­ляр­но со­вер­шать ви­зи­та­ции отд. оби­те­лей. Не­смот­ря на ре­фор­мы, упа­док «ста­ро­го» бе­не­дик­тин­ско­го мо­на­ше­ст­ва про­дол­жал­ся: бе­не­дик­тин­ские мо­на­сты­ри дер­жа­лись обы­чая при­ни­мать лишь пред­ста­ви­те­лей ари­сто­кра­тии, в ре­зуль­та­те че­го мно­гие из них опус­те­ли на­столь­ко, что да­же бо­го­слу­же­ние в них со­вер­ша­ли не са­ми Б., а «ка­пел­ла­ны» из др. ор­де­нов.

В пе­ри­од Ре­фор­ма­ции

 >>
и по­сле­до­вав­ших Ре­ли­ги­оз­ных войн (1562–98) бы­ли уп­разд­не­ны мн. бе­не­дик­тин­ские мо­на­сты­ри в Гер­ма­нии и все – в Анг­лии (к 1540); во Фран­ции по Бо­лон­ско­му кон­кор­да­ту 1516
 >>
пра­во на­зна­чать аб­ба­тов бы­ло за­кре­п­ле­но за ко­ро­лём. Бе­не­дик­тин­ский иде­ал ухо­да от ми­ра ус­ту­пил ме­сто идеа­лу но­вых мо­на­ше­ских ор­де­нов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на пас­тыр­ское слу­же­ние и дея­тель­ное уча­стие в жиз­ни ми­ра (ие­зуи­ты
 >>
, вар­на­ви­ты
 >>
, теа­тин­цы). Тем не ме­нее в кон. 16 – нач. 18 вв. Б. пе­ре­жи­ва­ли не­ко­то­рый подъ­ём, гл. обр. в Ав­ст­рии, Швей­ца­рии, Ба­ва­рии. В 1582 пор­ту­галь­ские Б. ос­но­ва­ли пер­вый бе­не­дик­тин­ский мо­на­стырь в Юж. Аме­ри­ке (Бра­зи­лия).

Эпо­ха Про­све­ще­ния

 >>
, Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 18 в.
 >>
и на­по­ле­о­нов­ские вой­ны
 >>
от­ри­ца­тель­но ска­за­лись на дея­тель­но­сти ор­де­на. Бе­не­дик­тин­ские мо­на­сты­ри бы­ли пол­но­стью уп­разд­не­ны во Фран­ции (1792), час­тич­но в Ав­ст­рии (при имп. Ио­си­фе II
 >>
), гер­ман­ских зем­лях (1803), Пор­ту­га­лии (1834), Ис­па­нии (1835). В ре­зуль­та­те к сер. 1830-х гг. со­хра­ни­лось лишь неск. бе­не­дик­тин­ских мо­на­сты­рей в Ита­лии, Ав­ст­рии и Швей­ца­рии.

На­чи­ная с сер. 19 в. рост ин­те­ре­са к Сред­не­ве­ко­вью, на­ря­ду с др. при­чи­на­ми, обу­сло­вил но­вый подъ­ём бе­не­дик­тин­ско­го мо­на­ше­ст­ва в Гер­ма­нии (Бой­рон­ская кон­гре­га­ция), Фран­ции (Со­лем­ское аб­бат­ст­во и аб­бат­ст­во Сен-Ма­ри-де-ла-Пьер-ки-Вир), Ита­лии (кон­гре­га­ция Су­биа­ко  суб­ла­цен­сы), Сев. Аме­ри­ке (Аме­ри­ка­но-Кас­син­ская и Швей­цар­ско-Аме­ри­кан­ская кон­гре­га­ции). В 1893 па­пой Рим­ским Львом XIII

 >>
Б. даровано окон­ча­тель­ное уст­рой­ст­во в ви­де ор­де­на св. Бе­не­дик­та, пред­став­ляю­ще­го со­бой объ­е­ди­не­ние мо­на­сты­рей во гла­ве с аб­ба­том-при­ма­сом.

В 1952 па­па Рим­ский Пий XII

 >>
ут­вер­дил офиц. ус­тав ор­де­на св. Бе­не­дик­та («Lex propria»), дей­ст­вую­щий до­ны­не. Со­глас­но это­му ус­та­ву, гла­вой ор­де­на яв­ля­ет­ся аб­бат-при­мас, ко­то­рый из­би­ра­ет­ся кон­грес­сом аб­ба­тов на 8 лет и име­ет ре­зи­ден­цию в аб­бат­ст­ве Сант-Ан­сель­мо в Ри­ме, где так­же рас­по­ло­жен Пап­ский фи­ло­соф­ско-тео­ло­ги­че­ский ун-т Св. Ан­сель­ма.

В начале 21 в. ор­ден св. Бе­не­дик­та пред­став­ля­ет со­бой кон­фе­де­ра­цию из 21 кон­гре­га­ции Б. и 5 мо­на­сты­рей, не вхо­дя­щих ни в од­ну из кон­гре­га­ций (Св. Ма­рии Си­он­ской в Ие­ру­са­ли­ме; Сен-Бе­нуа-де-Пор-Ва­ле в Швей­ца­рии; Шев­тонь в Бель­гии; Ма­унт-Сей­ви­ор в шта­те Нью-Йорк, США; Уэ­стон в шта­те Вер­монт, США). В нач. 21 в. в ми­ре на­счи­ты­ва­лось бо­лее 340 бе­не­дик­тин­ских мо­на­сты­рей и ок. 9 тыс. мо­на­хов.

Кро­ме муж­ско­го ор­де­на св. Бе­не­дик­та су­ще­ст­ву­ют бе­не­дик­тин­ки – мо­на­хини, сле­дую­щие ус­та­ву св. Бе­не­дик­та [офиц. на­зва­ние – ор­ден мо­на­хинь св. Бе­не­дик­та (лат. Ordo Monialium Sancti Benedicti)]. Жен­ская ветвь бе­не­дик­тин­ско­го мо­на­ше­ст­ва бы­ла ос­но­ва­на се­ст­рой св. Бе­не­дик­та – св. Схо­ла­сти­кой. На­чи­ная с 8 в. бе­не­дик­тин­ский ус­тав адап­ти­ру­ет­ся спе­ци­аль­но для жен­ских мо­на­с­ты­рей. Ок. 620 еп. Бе­зан­сон­ский До­нат со­ста­вил ус­тав для мо­на­сты­рей сво­ей епар­хии на ос­но­ве ус­та­ва св. Бе­не­дик­та, до­пол­нив его эле­мен­та­ми ус­та­вов св. Ко­лум­ба­на и еп. Ке­са­рия Арль­ско­го. Жен­ские бе­не­дик­тин­ские мо­на­сты­ри обыч­но на­хо­ди­лись под по­кро­ви­тель­ст­вом епи­ско­пов или круп­ных муж­ских мо­на­сты­рей, что бы­ло вы­зва­но не­об­хо­ди­мо­стью пас­тыр­ско­го окорм­ле­ния.

В на­стоя­щее вре­мя раз­ли­ча­ют бе­не­дик­ти­нок-мо­на­хинь (лат. moniales), ве­ду­щих со­зер­ца­тель­ный об­раз жиз­ни, и бе­не­дик­ти­нок-сес­тёр (лат. sorores), за­ни­маю­щих­ся мис­сио­нер­ской, пре­по­да­ва­тель­ской и бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью. Об­щи­ны бе­не­дик­ти­нок ли­бо вхо­дят в жен­ский ор­ден, ли­бо на­хо­дят­ся под па­тро­на­жем муж­ских мо­на­сты­рей, епи­ско­пов или на­пря­мую под пап­ской юрис­дик­ци­ей. В нач. 21 в. об­щее ко­ли­че­ст­во мо­на­сты­рей бе­не­дик­ти­нок в ми­ре – ок. 520, мо­на­хинь – ок. 10 тыс.

Воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ст­ва в Анг­ли­кан­ской церк­ви

 >>
на­ча­лось в сер. 19 в. Пер­вая анг­ли­кан­ская бе­не­дик­тин­ская об­щи­на св. Ма­рии-у-Кре­ста в Эд­жу­эре (Ве­ли­ко­бри­та­ния) бы­ла ос­но­ва­на в 1866. Б.-анг­ли­ка­не сле­ду­ют бе­не­дик­тин­ско­му ус­та­ву, од­на­ко ев­ха­ри­стия со­вер­ша­ет­ся по анг­ли­кан­ско­му слу­жеб­ни­ку.

Пер­вый бе­не­дик­тин­ский лю­те­ран­ский мо­на­стырь – Брат­ст­во св. Ав­гу­сти­на в Окс­фор­де (штат Ми­чи­ган, США) – был ос­но­ван в 1958. Лю­те­ран­ские бе­не­дик­тин­ские об­щи­ны су­ще­ст­ву­ют са­мо­стоя­тель­но и не об­ра­зу­ют еди­ной ор­га­ни­за­ции.

Б. сыг­ра­ли важ­ную роль в ис­то­рии зап.-ев­роп. му­зы­ки. В средние ве­ка мо­на­хи-Б. во мно­гом обес­пе­чи­ли рас­цвет муз. нау­ки: Ав­ре­ли­ан

 >>
из Ре­о­ме (ав­тор пер­во­го за­кон­чен­но­го уче­ния о гри­го­ри­ан­ских ла­дах), Хук­бальд
 >>
Сент-Аман­ский (его соб­ст­вен­ные трак­та­ты, а так­же трак­та­ты, от­но­ся­щие­ся к его шко­ле, яв­ля­ют­ся пер­вы­ми сви­де­тель­ст­ва­ми мно­го­го­лос­ной но­та­ции), Псев­до-Одо (Клю­ний­ский) и Гер­ман Рас­слаб­лен­ный (ав­то­ры уче­ния об ин­тер­ва­лах, ла­дах, но­та­ции). В бе­не­дик­тин­ских мо­на­сты­рях бы­ли соз­да­ны пер­вые нот­ные ру­ко­пи­си, в ко­то­рых за­фик­си­ро­ва­но мно­го­го­ло­сие («Вин­че­стер­ский тро­парь», ру­ко­пи­си из мон. Сен-Мар­сь­яль
 >>
). В позд­нее Сред­не­ве­ко­вье, в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, в Но­вое вре­мя роль Б. ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся со­хра­не­ни­ем тра­ди­ции цер­ков­но­го пе­ния. Со 2-й пол. 19 в. Со­лем­ское аб­бат­ст­во ста­но­вит­ся цен­тром изу­че­ния и рес­тав­ра­ции гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла
 >>
, здесь пуб­ли­ку­ют­ся наи­бо­лее зна­чи­тель­ные нот­ные ру­ко­пи­си (в т. ч. их свод­ные ка­та­ло­ги), а так­же совр. оби­ход­ные пев­че­ские кни­ги, ко­то­рые ут­вер­жда­ют­ся рим. ка­фед­рой в ка­че­ст­ве нор­ма­тив­ных. Проф. уро­вень пев­че­ских школ в мо­на­сты­рях ос­та­ёт­ся тра­ди­ци­он­но вы­со­ким, все­мир­ной из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся ау­дио­за­пи­си, напр., мо­на­стыр­ских хо­раль­ных школ в Айн­зи­дель­не и Мюн­стер­швар­ца­хе.

Лит.: Schmitz Ph. Histoire de l’Ordre de St. Benoît. [S. l.], 1942–1956. Vol. 1–7; Weissen­berger P. Das benediktinische Mönchtum im 19. und 20. Jh. Beuron, 1953; Mayer S. Die benediktinische Konföderation. Beuron, 1957; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich. Darmstadt, 1988; Monastische Reformen im 9. und 10. Jh. / Hrsg. R. Kottje und H. Maurer. Sigmaringen, 1989; Rippinger J. The Bene­dictines in the USA. Collegeville, 1990; Ус­ков Н. Ф. Хри­сти­ан­ст­во и мо­на­ше­ст­во в За­пад­ной Ев­ро­пе ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2001.

Вернуться к началу