БЕНЕДИКТИ́НЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
БЕНЕДИКТИ́НЦЫ (лат. benedictini), католич. монашеский орден [офиц. название – орден св. Бенедикта (лат. Ordo Sancti Benedicti)]; в широком смысле – монахи, следующие монашескому уставу св. Бенедикта Нурсийского.
Ок. 530 св. Бенедикт Нурсийский основал на горе Монте-Кассино близ Неаполя монастырь и закрепил в написанном им уставе, помимо традиц. монашеских обетов бедности, целомудрия и послушания, принципы «постоянства места» монашеского служения (лат. stabilitas loci) и «закрытости монастыря» (лат. claustra monasterii). Согласно уставу св. Бенедикта, осн. элементом монашеской жизни, наряду с молитвой, должен был стать физич. труд – принцип «молись и трудись» (лат. ora et labora). Строго закреплялся принцип монашеского общежития. Однако св. Бенедикт не требовал от монахов крайней аскезы (см. Аскетика) и призывал к умеренности в постах и труде. Авторитет св. Бенедикта как человека, близкого к рим. кафедре (так, житие св. Бенедикта было написано папой Римским Григорием I Великим), способствовал распространению устава св. Бенедикта во Франкском королевстве и в Ирландии, несмотря на то, что в самой Италии после разрушения аббатства Монте-Кассино лангобардами (ок. 577) бенедиктинское монашество переживало упадок (до нач. 8 в.). Во Франкском королевстве оплотом бенедиктинского устава с нач. 7 в. стал расположенный в Бургундии мон. Люксёй, который был основан св. Колумбаном. В монастырях Англии бенедиктинский устав распространялся в сочетании с уставом св. Колумбана и древними традициями англосаксонского, ирландского и галльского монашества.
В империи Каролингов Б. становятся одной из опор системы имперской церкви. Карл I Великий, посетивший в 787 возрождённое аббатство Монте-Кассино, привёз оттуда копию устава св. Бенедикта, который был принят Ахенскими соборами (816, 817, 818–819) в качестве обязательного для всех монастырей империи. Один из организаторов Ахенских соборов, св. Бенедикт Анианский (ум. 821), доработал бенедиктинский устав, составив «обычай» (лат. consuetudo), благодаря которому были регламентированы стороны монашеской жизни, первоначально не затронутые в уставе св. Бенедикта Нурсийского (сам св. Бенедикт Нурсийский не настаивал на строгом единообразии, допуская местные обычаи); также впервые была предпринята попытка ограничить независимость отд. монастырей, объединив их в некое подобие ордена. При Каролингах были заложены основы материального благосостояния Б., основанного в первую очередь на крупном землевладении и судебном, а также налоговом иммунитете. Монашество и особенно руководство монастырей стали формироваться в осн. из знати, что приводило к его аристократизации, а также способствовало дальнейшему включению монастырей в систему феод. отношений.
После распада империи Каролингов, на рубеже 9–10 вв., бенедиктинское монашество переживало упадок и обмирщение. Мн. монастыри в Лотарингии, Италии, Баварии были разрушены при набегах арабов, норманнов, венгров, а их владения перешли местным магнатам. Всё это привело к первым попыткам монастырской реформы, проходившей в осн. под лозунгом возвращения к принципам св. Бенедикта Анианского. Центром реформы (см. Клюнийская реформа) стало объединение монастырей, сложившееся вокруг аббатства Клюни, в 11 в. получившего особое влияние в Италии и Германии. В 10 – нач. 12 вв. увеличивается число монастырей в традиционных для Б. регионах – Франции, Германии, Англии и Италии; бенедиктинские монастыри появляются также в Испании, Венгрии, Далмации, Польше, Чехии, Скандинавии и Палестине (первое аббатство здесь основано ещё около 800). Вместе с тем колонии отшельников, следовавшие бенедиктинскому уставу и вобравшие в себя тех, кто был недоволен обогащением реформированных Б., составили основу для развития в 10–12 вв. конгрегаций камальдулов, картузианцев, цистерцианцев, которые получили наименование «новых» бенедиктинцев.
С кон. 12 – нач. 13 вв. «старое» бенедиктинское монашество вступило в период очередного упадка, вытесняемое «новыми» Б. и зарождающимися нищенствующими орденами францисканцев и доминиканцев. В связи с этим были предприняты попытки организовать «старых» Б. в орден. IV Латеранский собор (1215) предписал Б. периодически созывать провинциальные капитулы; папа Римский Бенедикт XII в 1336 образовал 36 провинций Б. и обязал их раз в 3 года проводить генеральные капитулы, а аббатов провинций – регулярно совершать визитации отд. обителей. Несмотря на реформы, упадок «старого» бенедиктинского монашества продолжался: бенедиктинские монастыри держались обычая принимать лишь представителей аристократии, в результате чего многие из них опустели настолько, что даже богослужение в них совершали не сами Б., а «капелланы» из др. орденов.
В период Реформации и последовавших Религиозных войн (1562–98) были упразднены мн. бенедиктинские монастыри в Германии и все – в Англии (к 1540); во Франции по Болонскому конкордату 1516 право назначать аббатов было закреплено за королём. Бенедиктинский идеал ухода от мира уступил место идеалу новых монашеских орденов, ориентированных на пастырское служение и деятельное участие в жизни мира (иезуиты, варнавиты, театинцы). Тем не менее в кон. 16 – нач. 18 вв. Б. переживали некоторый подъём, гл. обр. в Австрии, Швейцарии, Баварии. В 1582 португальские Б. основали первый бенедиктинский монастырь в Юж. Америке (Бразилия).
Эпоха Просвещения, Французская революция 18 в. и наполеоновские войны отрицательно сказались на деятельности ордена. Бенедиктинские монастыри были полностью упразднены во Франции (1792), частично в Австрии (при имп. Иосифе II), германских землях (1803), Португалии (1834), Испании (1835). В результате к сер. 1830-х гг. сохранилось лишь неск. бенедиктинских монастырей в Италии, Австрии и Швейцарии.
Начиная с сер. 19 в. рост интереса к Средневековью, наряду с др. причинами, обусловил новый подъём бенедиктинского монашества в Германии (Бойронская конгрегация), Франции (Солемское аббатство и аббатство Сен-Мари-де-ла-Пьер-ки-Вир), Италии (конгрегация Субиако – сублаценсы), Сев. Америке (Американо-Кассинская и Швейцарско-Американская конгрегации). В 1893 папой Римским Львом XIII Б. даровано окончательное устройство в виде ордена св. Бенедикта, представляющего собой объединение монастырей во главе с аббатом-примасом.
В 1952 папа Римский Пий XII утвердил офиц. устав ордена св. Бенедикта («Lex propria»), действующий доныне. Согласно этому уставу, главой ордена является аббат-примас, который избирается конгрессом аббатов на 8 лет и имеет резиденцию в аббатстве Сант-Ансельмо в Риме, где также расположен Папский философско-теологический ун-т Св. Ансельма.
В начале 21 в. орден св. Бенедикта представляет собой конфедерацию из 21 конгрегации Б. и 5 монастырей, не входящих ни в одну из конгрегаций (Св. Марии Сионской в Иерусалиме; Сен-Бенуа-де-Пор-Вале в Швейцарии; Шевтонь в Бельгии; Маунт-Сейвиор в штате Нью-Йорк, США; Уэстон в штате Вермонт, США). В нач. 21 в. в мире насчитывалось более 340 бенедиктинских монастырей и ок. 9 тыс. монахов.
Кроме мужского ордена св. Бенедикта существуют бенедиктинки – монахини, следующие уставу св. Бенедикта [офиц. название – орден монахинь св. Бенедикта (лат. Ordo Monialium Sancti Benedicti)]. Женская ветвь бенедиктинского монашества была основана сестрой св. Бенедикта – св. Схоластикой. Начиная с 8 в. бенедиктинский устав адаптируется специально для женских монастырей. Ок. 620 еп. Безансонский Донат составил устав для монастырей своей епархии на основе устава св. Бенедикта, дополнив его элементами уставов св. Колумбана и еп. Кесария Арльского. Женские бенедиктинские монастыри обычно находились под покровительством епископов или крупных мужских монастырей, что было вызвано необходимостью пастырского окормления.
В настоящее время различают бенедиктинок-монахинь (лат. moniales), ведущих созерцательный образ жизни, и бенедиктинок-сестёр (лат. sorores), занимающихся миссионерской, преподавательской и благотворительной деятельностью. Общины бенедиктинок либо входят в женский орден, либо находятся под патронажем мужских монастырей, епископов или напрямую под папской юрисдикцией. В нач. 21 в. общее количество монастырей бенедиктинок в мире – ок. 520, монахинь – ок. 10 тыс.
Возрождение монашества в Англиканской церкви началось в сер. 19 в. Первая англиканская бенедиктинская община св. Марии-у-Креста в Эджуэре (Великобритания) была основана в 1866. Б.-англикане следуют бенедиктинскому уставу, однако евхаристия совершается по англиканскому служебнику.
Первый бенедиктинский лютеранский монастырь – Братство св. Августина в Оксфорде (штат Мичиган, США) – был основан в 1958. Лютеранские бенедиктинские общины существуют самостоятельно и не образуют единой организации.
Б. сыграли важную роль в истории зап.-европ. музыки. В средние века монахи-Б. во многом обеспечили расцвет муз. науки: Аврелиан из Реоме (автор первого законченного учения о григорианских ладах), Хукбальд Сент-Аманский (его собственные трактаты, а также трактаты, относящиеся к его школе, являются первыми свидетельствами многоголосной нотации), Псевдо-Одо (Клюнийский) и Герман Расслабленный (авторы учения об интервалах, ладах, нотации). В бенедиктинских монастырях были созданы первые нотные рукописи, в которых зафиксировано многоголосие («Винчестерский тропарь», рукописи из мон. Сен-Марсьяль). В позднее Средневековье, в эпоху Возрождения, в Новое время роль Б. ограничивается сохранением традиции церковного пения. Со 2-й пол. 19 в. Солемское аббатство становится центром изучения и реставрации григорианского хорала, здесь публикуются наиболее значительные нотные рукописи (в т. ч. их сводные каталоги), а также совр. обиходные певческие книги, которые утверждаются рим. кафедрой в качестве нормативных. Проф. уровень певческих школ в монастырях остаётся традиционно высоким, всемирной известностью пользуются аудиозаписи, напр., монастырских хоральных школ в Айнзидельне и Мюнстершварцахе.