ЛЬВО́ВСКО-ВАРША́ВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЬВО́ВСКО-ВАРША́ВСКАЯ ШКО́ЛА, направление аналитической философии, образованное группой логиков, философов и математиков, работавших гл. обр. в Варшаве и Львове в кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. Основатель школы – К. Твардовский, началом её принято считать 15 нояб. 1895, когда Твардовский прочитал свою первую лекцию во Львовском ун-те. Расцвета и междунар. признания школа достигла в 1930-е гг., в неё входили также психологи, искусствоведы и историки науки. Осн. представители: Я. Лукасевич, Ст. Лесьневский, Т. Котарбиньский, К. Айдукевич, А. Тарский, Т. Чежовский, З. Завирский, В. Татаркевич, Ст. и М. Оссовские, Б. Собоциньский, Ю. Бохеньский, С. Леевский, М. Кокошиньская и др. Л.-в. ш. объединяла людей интеллектуального труда, имевших разл. филос. и науч. ориентации и религ. убеждения. Политич. взгляды философов школы близки классич. либерализму. Для представителей школы были характерны: отрицательное отношение к иррационализму, стремление к ясности, доказательности и логич. строгости филос. рассуждений, убеждение в принципиальном родстве филос. и науч. способов мышления.
Общее стремление к эмпирич. обоснованию науч. знания сближало Л.-в. ш. с логич. эмпиризмом (ориентация на логико-аналитич. методы, скептицизм по отношению к традиц. философии, идея очищения языка науки и философии от «псевдопонятий» и связанных с ними «псевдопроблем» мировоззренч. плана), однако Айдукевич, Котарбиньский и др. не признавали «догматический эмпиризм», а Завирский и вслед за ним Котарбиньский и Тарский в 1936 на 3-м Польском филос. съезде утверждали возможность «научной метафизики».
Филос. воззрения представителей школы не были однородными. Значит. роль в ней играли идеи номинализма (Котарбиньский, Лесьневский, Завирский и др.), конвенционализм (Айдукевич), теория познания в духе феноменологии (Р. Ингарден, Л. Блауштайн), неотомистская концепция истины (Я. Саламуха, Ф. Климке). Влияние Ф. Брентано сказалось в интересе к онтологии, понимаемой как выявление возможных структур бытия (Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский).
Всемирную известность принесли Л.-в. ш. достижения в области логики. Лукасевич, Лесьневский и Тарский признаны крупнейшими логиками 20 в. Л.-в. ш. внесла значит. вклад в логическую семантику и семиотику, в разработку систем неклассических логик, множеств теорию. Представителям школы принадлежат ценные металогические, математич. и методологич. исследования (теория индукции, строение и функции науч. теории, вероятностей теория, разработка аксиоматического метода, проблем металогики и др.).
В области психологии представители Л.-в. ш. придерживались традиции дескриптивной психологии Ф. Брентано и анализировали гл. обр. ментальные акты (восприятие, воображение, ощущение и др.), критически относясь при этом к психофизиологии В. Вундта.
Неотомизм был представлен в 1930-х гг. т. н. Краковским кружком (Бохеньский, Саламуха, Я. Древновский, Собоциньский), ставившим своей задачей применить совр. формальную логику к томизму для достижения в теологии такой же ясности и точности, как в языке науки (формализация доказательств бессмертия души и существования Бога, аксиоматизация метафизики и т. п.).
В разработанной Л.-в. ш. прагматич. концепции языка он рассматривался как созданное человеком орудие познания, как автономная сфера, к которой субъект должен приспосабливаться, если хочет осуществлять правильные познавательные акты (Айдукевич, Кокошиньская). Обыденный язык понимался как конгломерат разных языков (Айдукевич, Тарский), который вследствие своего несовершенства нуждается в улучшении с помощью логич. анализа.
Этич. проблематика Л.-в. ш. охватывала социологию, психологию морали, общую метаэтику (Чежовский, М. Оссовская, Татаркевич, Котарбиньский), проекты систематизации нормативной этики и её формального построения (Чежовский, Котарбиньский). Отличит. чертой этич. воззрений Л.-в. ш. был интеллектуализм, защита интересов личности от подчинения её интересам к.-л. обществ. группы.
Школа распалась в 1939 с началом 2-й мировой войны, некоторые представители её погибли, другие эмигрировали. Л.-в. ш. сыграла значит. роль в польск. науке и культуре в 1-й пол. 20 в., выдвинув польск. философию, логику и математику на видное место в мировой науке.