ТВАРДО́ВСКИЙ КАЗИМЕЖ ЕЖИ АДОЛЬФ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТВАРДО́ВСКИЙ (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (20.10.1866, Вена – 11.2.1938, Львов), польск. философ, основатель львовско-варшавской школы. Учился в Венском ун-те (1885–89) у Ф. Брентано, затем в Лейпциге у В. Вундта и в Мюнхене. С 1895 проф. Львовского ун-та (в 1914–17 ректор), где создал уникальную атмосферу компетентного науч. творчества, взаимного уважения, сотрудничества и рациональной дискуссии, в которой выросла плеяда блестящих учёных (среди его учеников – К. Айдукевич, Т. Котарбиньский, С. Лесьневский, Я. Лукасевич и др.). Основатель Польского об-ва эксперим. психологии (1901), Польского филос. об-ва (1904), Психологич. ин-та во Львове (1920), журналов «Przeglᶐd Filozoficzny» и «Ruch Filozoficzny».
В работе «К учению о содержании и предмете представлений» («Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellung», 1894, рус. пер. 1997), развивая концепцию Ф. Брентано об интенциональности, предложил трёхчленную структуру акта представления, выделив в нём, помимо самого акта и предмета, необходимый третий элемент – содержание (эта идея была воспринята А. Мейнонгом в его «теории предметности» и Э. Гуссерлем).
Распространяя на философию идеал науч. рациональности, Т. считал объектами филос. исследования фрагменты «внутреннего» и «внешнего» опыта (в этом смысле философия является эмпирич. наукой, хотя некоторые мировоззренч. проблемы не имеют науч. решения, напр., отношения между человеком и Богом, проблема смысла жизни и т. п.). Науч. философия не должна брать на себя роль арбитра в споре разл. мировоззрений, однако она способна оценивать рациональность аргументаций, подвергая их логич. анализу. Поэтому гл. методом науч. философии должен быть аналитич. метод, позволяющий прояснять смысл филос. понятий и предохраняющий от неоправданных спекуляций. Т. считал инструментом критич. анализа логически и семиотически реконструированный язык и акцентировал важную роль логики для науч. философии, что имело огромное значение для формирования логико-аналитич. направления в рамках львовско-варшавской школы. Критика Т. релятивистского понимания истины и утверждение её абсолютного характера способствовали дальнейшей разработке теории истины (в частности, А. Тарским).