КОРОНА́ЦИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРОНА́ЦИЯ (коронование), торжественная церемония, во время которой совершается принятие монархом символов принадлежащей ему власти; как правило, носит сакральный характер. В мире существует огромное разнообразие коронационных обрядов. Их важным элементом является возложение на монарха короны.
В Рос. империи К. совершалась в 18–19 вв. Ей предшествовали обряды «посажения на стол» (с нач. 11 в. в Др.-рус. гос-ве, со 2-й трети 12 в. – в рус. княжествах), а также «венчания на царство» (в кон. 15 – кон. 17 вв. в Рус. гос-ве), впервые состоявшегося 4.2.1498, когда на «великое княжение Владимирское, Московское, Новгородское и всея Руси» был посажен кн. Дмитрий Иванович Внук. Право рус. государя на царское достоинство (принято Иваном IV Васильевичем Грозным в 1547) подтверждено в 1561 грамотой («Утвердительной») патриарха Константинопольского Иоасафа II; тогда же последний прислал Ивану IV Васильевичу книгу с изложением церемониала К. визант. императоров. По этому церемониалу, впервые с совершением миропомазания, 31.5(10.6).1584 был венчан на царство Фёдор Иванович. При венчании царей митрополит или патриарх восседал в соборе на особом возвышении рядом с государем. Первое в рус. истории венчание царицы на царство состоялось 8(18).5.1606, когда патриарх Игнатий венчал и помазал на царство Марину Мнишек (хотя и принявшую во время этой церемонии православное причастие, но формально не перешедшую в православие; по этой причине против её К. возражал архиеп. Казанский Гермоген). Важнейшие моменты венчания на царство царя Михаила Фёдоровича [11(21).7.1613] отразились в миниатюрах «Книги об избрании на превысочайший престол...» (подготовлена в 1672–73).
К. происходила в Успенском соборе Московского Кремля спустя неск. месяцев или даже 1–2 года после опубликования новым императором или императрицей Манифеста о своём вступлении на престол. В наиболее важные моменты коронационной церемонии (миропомазание, возложение короны, вручение регалий) раздавался не только традиц. колокольный звон, но и пушечные залпы. Коронационные торжества обычно продолжались неск. дней и сопровождались молебнами, многочисл. приёмами, балами, обедами, парадными спектаклями, смотрами войск. Имп. чета принимала иностр. послов, делегации от губерний и областей Рос. империи, представителей сословий (дворянства, купечества, казачества), народов России, а также, как правило, посещала Троице-Сергиеву лавру. В нар. гуляньях участвовали десятки тысяч людей. В 18 в. для угощения народа в Кремле устраивали фонтаны с вином, выставляли бочки с пивом, жарили целых быков, в 19 в. центрами нар. торжеств были Девичье поле в Москве и Ходынское поле близ Москвы, где раздавались «царские подарки». К. завершалась иллюминациями и фейерверками. Чеканились памятные медали разного достоинства (золотые и серебряные) и наградные медали для участников торжеств, монеты, спец. жетоны, разбрасываемые в толпе, и пр. К. сопровождались царскими милостями: уменьшением налогов, прощением недоимок, полной амнистией или смягчением наказаний преступникам, а также пожалованием чинов, орденов и т. п.
Провозглашение царя Петра I императором (1721) не сопровождалось К. [миропомазание осуществлено при его венчании на царство 25.6(5.7).1682]. Манифестом от 15(26).11.1723 Пётр I объявил о намерении короновать свою супругу Екатерину Алексеевну (с 1725 Екатерина I), ссылаясь на венчание на царство супруг визант. и зап.-европ. монархов. Первая в России К. (Екатерины Алексеевны) состоялась 7(18).5.1724. Хотя она не означала вступления на престол, последующие К. императриц и императоров проходили по её образцу (с изменениями). Церемониал К., разработанный Синодом при участии архиеп. Новгородского Феофана Прокоповича и Петра I, утверждал новый титул рус. государей (см. в ст. Император). Пётр I и Екатерина Алексеевна восседали на двух престолах, поставленных на возвышении в центре собора (митрополиты сидели на особых скамьях). Для К. были изготовлены выполненные в европ. стиле имп. корона, украшенная жемчугом, 2564 драгоценными камнями и огромным рубином, увенчанным бриллиантовым крестом, и порфира – имп. мантия из золотого штофа с вышитыми на нём многочисл. чёрными двуглавыми орлами, подбитая горностаем и украшенная множеством больших бриллиантов. Скипетр и держава были использованы «издревле употребляемые». Пётр I сам короновал свою супругу, возложил на императрицу мантию и корону, вручил державу (но не передал скипетр, тем самым подчёркивая, что власть в империи сохраняет единолично). Церковное поучение было исключено из церемонии, но в ней сохранились прочтение Символа веры, миропомазание и причастие. Заметное место в церемониале было отведено войскам, в частности впервые специально сформированной для сопровождения императрицы «кавалергардии» (см. Кавалергарды).
К. имп. Петра II состоялась 25.2(7.3). 1728. С этого времени коронационной церемонии предшествовали торжественные въезды в Москву монархов, возглавлявших пышную кавалькаду из членов имп. семьи, Императорского двора, высших сановников, войск гвардии, вереницы придворных экипажей (в 19 в. в этой церемонии использовались экипажи 18 в.). В 18 в. на пути шествия воздвигались триумфальные арки, в 19 в. по всему маршруту процессии шпалерами выстраивались войска. Порфиру и корону на Петра II возложил первенствующий архиерей – Феофан Прокопович, он же совершил миропомазание. Начиная с этой К. в качестве коронационной регалии использовалась алмазная цепь ордена Св. Андрея Первозванного.
К. имп. Анны Ивановны состоялась 28.4(9.5).1730. Венчание и помазание на царство Анны Ивановны совершил Феофан Прокопович. В ходе её К. был возобновлён принятый в 17 в. обычай торжественного перенесения регалий из дворцовых покоев в Успенский собор. Для венчания Анны Ивановны были изготовлены новые корона и андреевская цепь (в медальонах были помещены буквы, составлявшие имя императрицы). Несмотря на традиц. запрет для женщин вступать в алтарную часть храма, Анна Ивановна (как затем императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II) причастилась в алтаре «по царскому чину».
Иван VI и Пётр III не успели принять коронование. К. имп. Елизаветы Петровны состоялась 25.4(6.5).1742. К числу прежних коронационных регалий были прибавлены ещё три: гос. меч, гос. печать и гос. знамя («панир»). Императрица сама возложила на себя корону [архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич) только подал ей скипетр и державу]. Коронация Елизаветы Петровны завершила эволюцию церемониала К., демонстрируя абсолютный характер имп. власти. К. имп. Екатерины II состоялась 22.9(3.10).1762. Миропомазание совершил архиеп. Новгородский Дмитрий (Сеченов). Для этой К. была изготовлена новая Большая императорская корона, которой Екатерина II увенчала себя собственноручно.
Имп. Павел I после своего вступления на престол (1796) повелел торжественно перенести останки имп. Петра III из Александро-Невской лавры в Петропавловский собор в С.-Петербурге, где посмертно короновал прах отца имп. короной; после этого Пётр III и скончавшаяся Екатерина II были похоронены в один день и с одинаковыми почестями. К. Павла I состоялась 5(16).4.1797. Он первым из рос. монархов короновался вместе с супругой – имп. Марией Фёдоровной. Миропомазание совершил митр. С.-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Приурочив свой въезд в Москву к Вербной субботе, а саму К. – к Пасхе, Павел I символически приравнивал своё вступление в город к вступлению Иисуса Христа в Иерусалим, а свою К. – к окончат. земному триумфу Иисуса Христа. Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны, имп. чета перед въездом в Москву останавливалась на неск. дней в Петровском подъездном дворце близ города, а во время коронационного шествия традиционно посещала часовню в честь Иверской иконы Божией Матери (перед въездом в Кремль через Красную пл.). Для К. Павла I Большую имп. корону расширили, 75 жемчужин заменили 54 жемчужинами бoльшего размера (в этом виде она использовалась в последующих К.), были изготовлены новые держава и скипетр, увенчанный бриллиантом «Орлов». Вопреки проекту церемониала, корону Павлу I, которую он затем сам возложил на себя, подал не один из архиереев, а канцлер гр. А. А. Безбородко, что дополнительно подчёркивало приоритет светской власти над духовной. Кроме обычных имп. регалий, Павел I, единственным из рос. государей, с помощью архиереев возложил на себя бархатный далматик, напоминавший епископскую мантию и составлявший часть коронационного облачения визант. императоров. После совершения обряда над ним самим Павел I снял с себя корону, прикоснулся ею к голове императрицы, опять возложил корону на себя, а затем увенчал императрицу бриллиантовой малой имп. короной. Мария Фёдоровна, как и последующие императрицы, также была облечена в имп. порфиру и получила знаки ордена Св. Андрея Первозванного, прежде принадлежавшие только царствующим императрицам.
К. имп. Александра I и имп. Елизаветы Алексеевны состоялась 15(27).9.1801, миропомазание совершил митр. Московский Платон (Левшин). Особенностью этой К. стало присутствие на церемонии вдовствующей имп. Марии Фёдоровны, для которой было сооружено в соборе отдельное тронное место. Мария Фёдоровна сохранила корону, которой она была венчана своим мужем, по её образцу для новой императрицы была изготовлена новая малая имп. корона.
Имп. Николай I и имп. Александра Фёдоровна единственные из рос. монархов короновались дважды – на рос. имп. престол в Москве [22.8(3.9).1826] и в качестве польских короля и королевы (в рус. документах – «царя» и «царицы») в Варшаве [12(24).5.1829]. Во время К. в Москве помазание на царство совершил митр. Новгородский и С.-Петербургский Серафим (Глаголевский). С этой К. установилась традиция троекратного поклона государя народу с Красного крыльца Грановитой палаты после К. При К. Николая I и Александры Фёдоровны в Варшаве использовался опыт императорской К.; в частности, одним из важных эпизодов стал торжественный въезд государя и его супруги со свитой в столицу Царства Польского. Поскольку православный рус. император не мог принять таинства причастия и помазания от католич. иерарха, как происходило при К. польск. королей, К. Николая I прошла не в римско-католич. соборе Св. Яна (император ограничился его кратким посещением после К.), а в зале заседаний польск. Сената в Королевском дворце, в присутствии сановников, польск. сенаторов и депутатов Сейма Царства Польского. Николай I принял благословение от римско-католич. архиеп. Варшавского Яна Павла Воронича, который вручил ему доставленные из С.-Петербурга корону, державу и скипетр, и сам увенчал себя и императрицу коронами, возложив на государыню цепь польск. ордена Белого орла. Церемониал этой К., с одной стороны, подчёркивал уважение к традициям Царства Польского и вероисповеданию большинства поляков, а с другой – символизировал верность Николая I гос. религии Рос. империи – православию. В связи с ликвидацией автономии Царства Польского после подавления Польского восстания 1830–31 особая К. рос. монархов в качестве польских короля и королевы больше не проводилась.
К. имп. Александра II и имп. Марии Александровны, отличавшаяся особой пышностью, состоялась 26.8(7.9).1856 – после подписания Парижского мира 1856 и в день годовщины Бородинского сражения 1812. Помазание на царство совершил митр. Московский Филарет (Дроздов).
К. имп. Александра III и имп. Марии Фёдоровны состоялась 15(27).5.1883. Миропомазание совершил митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский). В праздничном убранстве Москвы во время коронационных торжеств был впервые официально использован бело-сине-красный государственный флаг, а в иллюминации города – электричество; состоялось освящение Христа Спасителя храма [26.5(7.6).1883].
К. имп. Николая II и имп. Александры Фёдоровны состоялась 14(26).5.1896 и стала последней в истории России. Миропомазание совершил митр. С.-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев). Торжества омрачились гибелью 18(30).5.1896 многих людей в давке при раздаче коронационных подарков (см. «Ходынка»), в чём современники усмотрели зловещее предзнаменование для нового царствования.
С 1730 после К. издавались коронационные альбомы, подготовленные при участии лучших рос. художников (не были составлены альбомы К. имп. Екатерины II, имп. Павла I и имп. Александра I).