ЛАТИНОАМЕРИКАНИ́СТИКА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАТИНОАМЕРИКАНИ́СТИКА, комплексная науч. дисциплина, изучающая природу Лат. Америки, а также прошлое и настоящее народов, населяющих регион, во всех сферах их жизнедеятельности. Она опирается на географич., экономич., лингвистич., историч., этнологич., культурологические и др. науки. Л. формирует теоретич. обоснование существования лат.-амер. культурно-историч. общности.
Предпосылки возникновения латиноамериканистики
Основы Л. как науч. дисциплины сложились в 19 в., но начальные предпосылки для её появления возникли гораздо раньше. Сохранились хроники и др. иероглифич. тексты книги индейцев майя «Чилам-Балам», эпос-миф «Пополь-Вух» о сотворении мира и подвигах божественных близнецов Хун-Ахпу и Шба-Ланке, богатое эпиграфич. наследие индейских культур.
Открытие европейцами Америки (см. Великие географические открытия) насильственно прервало развитие индейских культур и цивилизаций, деформировало этнич. самосознание покорённых европейцами народов и в конечном счёте привело к возникновению новой культуры, впитавшей в себя мировосприятие и христиан-европейцев, и язычников-индейцев.
О земле, на которой тысячелетиями жили индейцы, теперь можно было узнать только от европейцев-завоевателей или от посланных в Америку королевских чиновников и священнослужителей, которые записывали (и часто по своему усмотрению редактировали) легендарные и достоверные свидетельства, полученные от аборигенов. Уже Х. Колумб в своих дневниках и донесениях предстаёт ищущим человеком эпохи Возрождения, первооткрывателем не только новых земель, но и иных культур, способов существования, обычаев и установлений. И хотя он сам писал в дневниках, что «ищет только золото», действит. круг его интересов простирался намного шире. Вслед за Колумбом свои познания о заморских землях принесли в Европу А. Веспуччи, С. де Окампо, В. Яньес Пинсон и др. путешественники.
Конкиста, связанная с географич. открытиями, расширила представления о Новом Свете. Донесения Э. Кортеса и др. конкистадоров создавали яркое и наглядное представление об ацтеках и др. исконных обитателях Нового Света. Б. Диас дель Кастильо, хронист экспедиции Кортеса, оставил в своих «Записках солдата» ценные наблюдения о жизни индейцев и их отношении к испанцам; аделантадо Ф. де Орельяна исследовал устье Амазонки. Путешественники и конкистадоры сообщили так много сведений о Новом Свете, что исп. королевский историограф П. Мартире д’Ангьера уже в 1520-х гг. попытался их упорядочить.
Большой вклад в изучение завоёванных земель внесли священнослужители. Их миссионерская деятельность носила противоречивый характер: францисканец Д. де Ланда, напр., оставил о себе память как о человеке, отправившем на костёр инквизиции мн. язычников-майя вместе с их рукописями, но в то же время выучившем язык этих индейцев, чтобы пересказать в своём труде «Сообщение о делах в Юкатане» исключительно важные сведения о них. Уже в 16 в. в среде знатоков Новых Индий вспыхнул принципиальный спор об индейцах, который затем столетиями эхом отзывался в историографии и филос. публицистике в самой Америке и за её пределами. Миссионер-доминиканец, а затем епископ Б. де Лас Касас обрушился с резкой критикой на жестокость конкистадоров и чиновников королевской администрации в Исп. Америке, нарисовал картину притеснения и уничтожения индейцев, нравств. достоинства которых он оценивал не ниже, чем испанцев (такая трактовка конкисты и колониальных порядков получила в историографии имя «чёрной легенды»). Ему оппонировал исп. философ Х. Х. де Сепульведа, оправдывавший жестокость конкисты диким состоянием индейцев, которых он отказывался причислять к человеческому роду. Этот спор широко обсуждался в среде европ. гуманистов, одни из которых поддерживали знатока аристотелевской философии Сепульведу, другие (в частности, М. Монтень) разделяли точку зрения Лас Касаса.
Во 2-й пол. 16 в. появились образованные индейцы и метисы, в сознании которых доминировали христианские представления, но которые хорошо знали жизнь и культуру индейцев и ощущали определённую внутр. духовную связь со своими индейскими предками. Среди них выделялись Инка Гарсиласо де ла Вега, один из самых образованных людей эпохи, который, придерживаясь характерного для Ренессанса рационалистич. подхода к истолкованию окружающего мира (вплоть до объяснения реальных причин открытия Америки), глубоко постиг разл. сферы бытия своих предков-индейцев, Ф. Гуаман Пома де Аяла, также подробно описавший прошлую и современную ему жизнь индейцев Перу, и потомок древних владетелей Тескоко и государства ацтеков Ф. де Альва Иштлильшочитль. Ценными для изучения истории Лат. Америки представляются хроники и дневники авторов 16 в.: П. Сьесы де Леона, Г. Ф. де Овьедо-и-Вальдеса, Б. де Саагуна, Ф. Кардина, Х. де Торквемады, Ж. де Лери и др. Миссионеры (иезуиты С. Фритц, Х. Магнин и др.) продолжали исследование Америки вплоть до нач. 18 в. Авторы хроник и записок выступают как естествоиспытатели и историки, теологи и этнографы, политич. мыслители и философы одновременно. В 17 и нач. 18 вв. знания о колониях расширились, но описат. методология изучения Америки не менялась. В самих же колониях из-за запрета на печатание светской лит-ры и строгой цензуры на ввозимую книжную продукцию серьёзное занятие науками было крайне затруднено: хотя в нескольких городах существовали университеты, богатые креолы посылали своих детей учиться в Европу.
Возникновение латиноамериканистики как научной дисциплины и развитие её в 19 в.
Прорыв в исследованиях природы и жизни обитателей континента произошёл в эпоху Просвещения, когда каждое частное исследование становилось элементом формирования науч. концепций. Ш. М. де ла Кондамин во время изысканий франц. географич. и геодезич. экспедиции в Перу в 1736–43 осуществил измерение меридиана на экваторе (совм. с П. Бугером), описал процесс изготовления каучука, выяснил у индейцев лечебные свойства хинина. Природу эпидемич. заболеваний в Андах изучал ботаник и врач экспедиции Ж. де Жюссьё. Собранные ими и др. участниками экспедиции естеств.-науч. и этнографич. материалы, составленные с участием П. В. Мальдонадо (одного из первых учёных – уроженцев Лат. Америки) карты ряда районов Юж. Америки значительно обогатили знания европейцев о природе Нового Света и его населении, способствовали развитию мировой науки.
Ещё больший вклад в изучение Лат. Америки внёс А. фон Гумбольдт. Проведя неск. лет (1799–1804) в науч. изысканиях в Новом Свете, он снискал славу Нового Колумба. Гумбольдт точно определил местоположение мн. природных объектов и населённых пунктов, исследовал геологич. строение материка, вулканич. активность Кордильер, открыл холодное океанич. течение вдоль берегов Перу, при содействии Э. Бонплана собрал гигантскую коллекцию флоры и фауны Юж. и Центр. Америки, выявив множество новых видов, собрал сведения о местных племенах, описал памятники, оставшиеся от древних индейских цивилизаций. Он установил закономерности распространения растений в разл. климатич. зонах и тем самым заложил основы ботанич. географии. Его многотомное «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799–1804» (1807–1834) надолго стало главным и надёжным источником знаний о Лат. Америке. Усилиями Гумбольдта и др. европ. учёных в 1-й пол. 19 в. далеко продвинулось географич., геологич. и этнографич. изучение континента, обеспечив становление Л. как науки. Гумбольдт способствовал и развитию наук в самой Лат. Америке. Он поощрял, в частности, исследования мекс. натуралиста А. М. дель Рио, поставившего на науч. основу изучение минер. богатств своей страны. Среди других учёных, внёсших значит. вклад в изучение природы и населения Лат. Америки, выделяется Г. И. Лангсдорф, который в 1820-х гг. возглавил интернациональную по составу науч. экспедицию во внутр. районы Бразилии (огромный архив экспедиции до сих пор исследуется рос., герм. и браз. учёными). Изучение живой природы Лат. Америки способствовало и формированию новых науч. концепций в биологии, что в первую очередь относится к трудам Ч. Дарвина о происхождении видов и естественном отборе. Вместе с Дарвином над разработкой этих теорий трудились А. Р. Уоллес и Г. У. Бейтс, собравшие в Амазонии колоссальные зоологич. и ботанич. коллекции. Изучение природы Юж. Америки позволило англ. учёным сформулировать учение о мимикрии и зоогеографии. Увлечение естеств.-науч. дисциплинами захватило и часть высшего слоя общества в лат.-амер. странах. Так, свой след в энтомологии оставил браз. имп. Педру II.
С кон. 18 в. начинается систематич. исследование индейских языков, которыми в практич. целях овладевали миссионеры – авторы первых словарей языков индейцев ещё в 16–17 вв. Одним из инициаторов включения этих языков в предмет изучения науч. языкознанием стал К. В. фон Гумбольдт, исследовавший грамматику яз. науатль. К кон. 19 в. изучение индейских языков (в первую очередь языков индейцев Сев. Америки) получило дальнейшее развитие благодаря усилиям Дж. У. Пауэлла и Ф. Боаса, предложивших оригинальные методологич. подходы, предназначенные для изучения местных языков и в др. районах Америки.
К сер. 19 в. значительно интенсифицировались антропологич. исследования. Первые серьёзные работы, посвящённые индейцам, появились в Сев. Америке, где ими занимался основатель концепции эволюционизма Л. Г. Морган. Его последователь Э. Тейлор привлёк в свои исследования уже и мекс. материал. Тогда же началось археологич. изучение древних индейских цивилизаций. С открытий в кон. 1830-х гг. майяских древностей Дж. Л. Стефенсом начались археологич. исследования Лат. Америки.
Война за независимость в Латинской Америке дала толчок развитию историч., филос. и политич. наук в Лат. Америке. Ещё на пути к независимости её поборники (участники «Инконфидентов заговора» 1789, Э. де Санта-Крус-и-Эспехо, Ф. де Миранда, М. Морено, Х. П. Вискардо-и-Гусман и др.), размышляя о будущем своей земли, опирались на теории эпохи Просвещения о народном суверенитете, обществ. договоре, правах человека. В ходе Войны за независимость идейный арсенал лат.-амер. революционеров и мыслителей значительно обогатился. Огромное значение имели идеи С. Боливара, который фактически стал родоначальником совр. политич. мысли в Лат. Америке. Его политич. проекты («Картахенский манифест», «Письмо с Ямайки», «Речь в Ангостуре») синтезировали передовые учения европ. мыслителей и в то же время вбирали в себя историч. опыт латиноамериканцев, их культурные традиции. Его идея объединения большинства лат.-амер. государств стала отправным пунктом для создания мн. историографич. и филос. конструкций. Мировоззрение Боливара во многом складывалось как плод интеллектуального союза с венесуэл. просветителем С. Родригесом, развивавшим концепцию самобытности Лат. Америки (его очерки-лекции «Американские общества» публиковались в 1828–42 в разл. городах быв. исп. колониальной империи) и ставшим одним из первых историографов Войны за независимость. В ходе этой войны формировались, как продукт преобразоват. практики, и новые экономич. идеи (к документам, подтверждающим такого рода выводы, можно отнести «Временный регламент о земельной собственности» и «Временный регламент о таможенных правилах», разработанный Х. Артигасом, который начал радикально перестраивать экономич. жизнь Уругвая). Тогда же с оригин. интерпретацией происходивших в Лат. Америке событий выступил А. Бельо, знания которого носили энциклопедич. характер. Его «Обобщение истории Венесуэлы» (1810), «Грамматика кастильского языка для американцев» (1847), правоведч. работы заложили основы ряда направлений в изучении истории и культуры континента, который он представлял как некую культурно-историч. целостность.
К сер. 19 в. в Лат. Америке появляется новое поколение мыслителей и учёных, отражавших в своих трудах острую политич. борьбу между либералами и консерваторами. При этом методологич. основой для представителей всех идеологич. и политич. тенденций в гуманитарных науках, и прежде всего в историографии, всё более определённо становился позитивизм, потребовавший значит. расширения круга источников и особого внимания к причинно-следств. связям явлений. Огромную роль в развитии нац. самосознания аргентинцев сыграли труды Д. Ф. Сармьенто. Исходя из целей модернизации страны, он выдвинул парадигму «Варварство или Цивилизация», где особое значение придавал усвоению опыта передовых стран Европы и США, пропаганде достижений европ. культуры, либерализма как основы обществ.-политич. отношений, решительно осуждал каудилизм и феод. пережитки колониального времени и в то же время отрицал созидательные возможности метисов-гаучо – осн. носителей, по его мнению, черт варварства в нац. жизни. Склонен был к идеализации экономич. системы и политич. порядков в странах Запада Х. Б. Альберди. Сходные идеи нетрудно найти в творчестве браз. политика и мыслителя А. Тавариса Бастуса, который в федерализме и полном невмешательстве государства в экономич. жизнь видел залог развития своей страны. Радикальное истолкование либеральные идеи обрели в творчестве плодовитого чилийского историка Б. Викуньи Маккены, который выступал с позиций непримиримой критики диктаторских режимов.
Среди представителей консервативного направления в историографии выделялся мекс. историк-позитивист Ф. Бульнес, усматривавший в твёрдом гос. правлении и влиянии католич. церкви залог социальной и политич. устойчивости. В Бразилии появились труды, посвящённые истории гос. учреждений (А. Мелу Мораис, Ф. Варнажен), в которых развитие государства связывалось с установлением монархии.
Филос. осмысление путей развития лат.-амер. народов принимало подчас сложные формы, не позволявшие трактовать его лишь в контексте борьбы либералов и консерваторов. Так, Х. Эрнандес в своей эпич. поэме «Мартин Фьерро», вопреки суждениям Д. Ф. Сармьенто, воспел вольный дух пастухов-метисов, представив их истинными носителями нац. ценностей, но его критич. пафос был направлен не против либерализации политич. системы, а против притеснения простого сельского труженика бездушной властью. Лат.-амер. учёные и политики в это время стали проявлять большой интерес к проблеме юридич. и социального статуса индейца-общинника, его прав на землю. Мекс. юрист П. Арриага, изучая индейский вопрос, настаивал на праве индейцев на земельную собственность, а его последователь историк Ф. Пиментель прямо отождествлял индейский и социальный вопросы. Индихенизм, активно развивавшийся в лат.-амер. лит-ре, становился важным науч. направлением и в обществознании, где главными его пропагандистами на рубеже веков выступали перуанец М. Гонсалес Прада и уругваец Х. Э. Родо.
Латиноамериканистика в Новейшее время. В 20 в.
Л. вполне развилась как науч. дисциплина. Интенсивно изучались индейские языки Центр. и Юж. Америки (П. Риве, чех Ч. Лоукотка, американцы Т. Кауфман, К. Хэйл и др.). До сер. 20 в. первенствовали в этой области лингвисты США, но затем широко развернулось изучение индейских языков и в странах самой Лат. Америки (бразилец А. Родригис, перуанец Р. Серрон-Паломино, аргентинец С. Реуцци, мексиканец Э. Диас Коудер Кабрал и др.). Огромное значение для исследования языков древних цивилизаций Мексики имели работы Ю. В. Кнорозова по дешифровке письменности майя, а также труды американки Т. Проскурякофф (Проскуряковой). В 1-й пол. 20 в. история и археология ацтеков обогатились работами американца Дж. Вайяна. Культура и цивилизация древних мексиканцев нашли также своих истолкователей в лице мекс. учёных – знатока ольмекских памятников М. Коваррубиаса, специалиста по миштекским древностям А. Пасо, а также рос. этнолога и культуролога Р. В. Кинжалова – автора работ по иск-ву народов древней Америки. Во 2-й пол. столетия сложились нац. археологич. школы в большинстве стран Лат. Америки.
Значительно продвинулись антропологич. исследования. В Мексике после революции 1910–17 индихенизм стал одним из гл. элементов гос. политики, чему способствовали работы последователя Ф. Боаса, археолога и антрополога М. Гамио, который в 1922 опубликовал кн. «Население долины Теотиуакан», богатую этнографич. материалом, но поставившую под сомнение перспективы развития самобытной культуры народа майя, поглощаемой общемексиканской культурой. Иной виделась судьба индейцев Мексики Х. Васконселосу, который признавал за ними равновеликий, наряду с испанцами и креолами, вклад в формирование культуры, создаваемой новой «космической» иберо-американской расой. Свои пути постижения прошлого и настоящего индейских народов прокладывали перуанские индихенисты. Из них выделялся оригинальностью суждений Х. К. Мариатеги – автор ставшей классической кн. «Семь очерков истолкования перуанской действительности» (1928), в которой он обосновал идею перехода Перу к справедливому социальному строю через опыт древней индейской общины (айлью) – фундамента «социалистического», по его мнению, строя государства инков. Глубокий след в этнологич. и социологич. исследованиях Лат. Америки оставили франц. учёные. К. Леви-Стросс не только изучил жизнь индейских племён бассейна Амазонки, но и использовал собранный полевой материал для разработки осн. постулатов структурализма. Совр. обществ. связи в лат.-амер. странах внимательно изучал Ж. Ламбер. Масштабные исследования жизни индейцев Амазонии провёл амер. учёный Ч. Уогли (особенного внимания заслуживают его работы, посвящённые сборщикам каучука). В странах Лат. Америки сформировались собственные антропологич. и социологич. школы, отд. представители которых (браз. учёные Ж. Фрейри, Ф. Фернандис, Т. Дус Сантус, чилиец Э. Фалетто и др.) создали труды мирового значения.
Крупный след в развитии Л. оставили во 2-й пол. 20 в. лат.-амер. экономисты, работавшие в разл. науч. центрах, связанных с деятельностью Экономич. комиссии ООН по Лат. Америке (ЭКЛА). Общими усилиями этих учёных, стоявших на разных позициях (от либеральных до леворадикальных и марксистских), удалось раскрыть социально-экономич. корни отсталости Лат. Америки, объяснить механизм действия междунар. системы разделения труда, обрекающей страны «третьего мира» на растущее отставание от развитых стран. Большой авторитет в мире экономич. наук приобрели работы аргент. учёного Р. Пребиша, который обосновал концепцию «десаррольизма», ставшую теоретич. базой для осуществления реформ в ряде стран Лат. Америки, направленных на модернизацию экономики и социальных отношений по образцу развитых зап. государств. Среди других учёных-экономистов, которые испытали определённое влияние марксизма, выделяются чилийцы Х. Алуада, доказывавший возможность планирования социального и экономич. развития, и А. Бальтра Кортес, бразилец С. Фуртаду, мексиканец В. Уркиди. Много работ, посвящённых экономике Лат. Америки, опубликовали амер. исследователи. Проблемы экономич. развития стран Лат. Америки, их места в системе мирохозяйств. связей исследовали также отеч. учёные В. В. Вольский, В. М. Давыдов и др.
С 1940-х гг. идеи своеобразия историч. бытия лат.-амер. стран стали оформляться как совокупность парадигм, лишь внешне связанных с европ. филос. традицией и опиравшихся гл. обр. или даже исключительно на идейное наследство, которое вызрело на лат.-амер. почве («философия латиноамериканской сущности»). К такого рода прочтению истории и культуры Лат. Америки можно отнести труды исп. республиканца, перебравшегося после победы франкистов в Мексику, Х. Гаоса-и-Гонсалеса Поло, мексиканца Х. Портилью, венесуэл. историка и философа Э. Пинто Итурриету, аргентинца Григорио Вейнберга и др. Наиболее полного синтеза подходы «философии латиноамериканской сущности» обрели своё выражение в работах мекс. философа Л. Сеа, который суть лат.-амер. философии видел в формировании философии освобождения, выросшей из преодоления зависимости сознания. Своими путями к осознанию необходимости создания самостоят. лат.-амер. философии, не копирующей европ. философию, пришёл совр. перуанский мыслитель Ф. Миро Кесада. «Философия латиноамериканской сущности» способствовала возникновению одного из самых значит. явлений лат.-амер. обществ. мысли, т. н. теологии освобождения, направленной на социализацию и политизацию философско-богословского познания мира, и прежде всего Промысла, в отношении народов Лат. Америки. Возникновение теологии освобождения связывают с проповедями архиеп. Ресифи (Бразилия) Элдера Камары, но её филос. обоснование принадлежит перуанцу Г. Гутьерресу, работавшему в Сальвадоре испанцу Игнасио Эльякурия, бразильцам Рубено Алвису, Паулу Фрейри и др. Наиболее радикальные представители этого религ.-филос. направления (колумбиец К. Торрес, никарагуанец Э. Карденаль Мартинес и др.) приняли активное участие в партизанском движении.
Историч. Л. в 20 в. развивалась по двум гл. направлениям: углубление анализа ключевых проблем истории лат.-амер. стран и генерализация этой истории на континентальном уровне. Особенно значимыми оказались исследования по истории Войны за независимость, дававшие различные, нередко противоположные по своему смыслу объяснения причин и характера этого события: испанец Э. де Гандия усматривал в них трагич. разлад в отношениях между Испанией и её колониями, спровоцированный внешними обстоятельствами; напротив, мексиканец О. Фаис Борда и колумбиец И. Льевано Агирре подчёркивали революц. характер этой войны, англ. историк Дж. Линч рассматривал это событие в контексте общемировых процессов, нем. учёный М. Коссок, включивший Войну за независимость в оригинальную типологию буржуазных революций Нового времени, а также рос. исследователи М. С. Альперович, Л. Ю. Слёзкин, А. И. Штрахов и др. дали трактовку Войны за независимость с историко-материалистич. позиций.
Важное место в совр. Л. занимают вопросы социально-экономич. и политич. развития стран Лат. Америки в 20 в. Среди крупных исследователей этой проблематики: Э. Силва и К. Праду Жуниор (Бразилия), Т. Халперин Донги и Л. Пасо (Аргентина), П. Гонсалес Касанова и В. Фуэнтес Диас (Мексика), Л. Вальенилья Ланс и Ф. Брито Фигероа (Венесуэла), Марио Гонгора (Чили), Х. Харамильо Урибе (Колумбия), Х. Ле Ревиренд (Куба), М. Гера (Перу), Х. Педро Баран (Уругвай), К. Пасторе (Парагвай), Т. Скидмор и Р. Дж. Алекзандер (США), А. Андерле (Венгрия), Т. Лепковский (Польша), М. Мёрнер и В. Карлссон (Швеция), И. Р. Григулевич, А. Ф. Шульговский, Н. М. Лавров, Б. И. Коваль, Е. А. Ларин, И. И. Янчук (Россия).
Созданы обобщающие труды по истории Лат. Америки как отд. учёными (испанцы А. Бальестерос Берета, Ф. Моралес Падрон, венесуэлец Г. Каррера Дамас, американец А. Б. Томас, француз П. Шоню, рос. историк А. И. Строганов и др.), так и большими науч. коллективами – «Кембриджская история Латинской Америки» (издаётся с 1984, опубликовано 12 томов); историч. проекты под эгидой ЮНЕСКО; «История Латинской Америки» в 4 тт., изданная в 1991–2004 Ин-том всеобщей истории (ИВИ) РАН; энциклопедич. справочник «Латинская Америка» в 2 тт. (1979–82).
Создано множество трудов, посвящённых истории изобразит. иск-ва в отд. странах Лат. Америки, а также худож. школам и крупнейшим мастерам (Д. Байон, Э. Салливэн, Н. Гарсия Канклини, Е. И. Кириченко и др.). В огромный массив исследований по литературоведению внесли весомый вклад отеч. специалисты (Г. В. Степанов, В. Б. Земсков, В. Н. Кутейщикова, И. А. Тертерян и др.), обогатившие Л. ценными монографиями и капитальным коллективным трудом «История литератур Латинской Америки» в 5 тт. (1985–2004).
В разл. странах Европы и Америки возникли крупные исследовательские центры, разрабатывающие проблемы Л. (в РФ – Ин-т Лат. Америки РАН, Центр лат.-амер. исследований ИВИ РАН, университетские кафедры и т. д.), выпускаются науч. журналы, функционируют междунар. организации учёных-латиноамериканистов.