Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́А ЛЕОПОЛЬДО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 586

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. К.

СЕ́А (Zea) Ле­о­поль­до (30.6.1912, Ме­хи­ко – 8.6.2004, там же), мекс. фи­ло­соф и куль­ту­ро­лог. Окон­чил Нац. ав­то­ном­ный ун-т в Ме­хи­ко (УНАМ). В 1942 за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию о мекс. по­зи­ти­виз­ме (опубл. в 1945). С 1943 пре­по­да­вал в УНАМ, в 1966–70 ру­ко­во­дил ф-том фи­ло­со­фии и сло­вес­но­сти. Соз­дал в ун-те се­ми­нар по ис­то­рии идей в Аме­ри­ке (1947), кол­ледж лат.-амер. ис­сле­до­ва­ний (1966), Центр ко­ор­ди­на­ции и со­дей­ст­вия изу­че­нию Лат. Аме­ри­ки (1978). На ста­нов­ле­ние фи­лос. взгля­дов С. ока­за­ли влия­ние ге­ге­лев­ская диа­лек­ти­ка, идеи С. Бо­ли­ва­ра и Х. Мар­ти, на­сле­дие К. Мар­кса и Ф. Эн­гель­са (осо­бен­но их ран­ние тру­ды), в ко­то­рых он на­шёл объ­яс­не­ние ис­то­рич. ро­ли ев­ро­пей­ской (а впо­след­ст­вии и сев.-амер.) бур­жуа­зии в фор­ми­ро­ва­нии сис­те­мы ко­ло­ни­аль­ной за­ви­си­мо­сти. От­стаи­вал не­об­хо­ди­мость изу­че­ния лат.-амер. мыс­ли как са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ния, имею­ще­го собств. ис­то­рию. Эти ис­сле­до­ва­ния спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию у не­го кри­тич. от­но­ше­ния к ев­ро­по­цен­триз­му. Осн. фи­лос. идеи С. из­ло­же­ны в кн. «Фи­ло­со­фия аме­ри­кан­ской ис­то­рии» («Filosofia de la historia americana», 1978, рус. пер. 1984). В цен­тре его вни­ма­ния на­хо­дит­ся про­бле­ма лат.-амер. иден­тич­но­сти. Рас­смат­ри­вая разл. мар­шру­ты ис­то­рич. про­цес­са в Аме­ри­ке, на­зы­вае­мые им «про­ек­та­ми» ис­то­рии (ибе­рий­ский ко­ло­ни­за­тор­ский про­ект, ко­ло­ни­за­тор­ский про­ект За­па­да, ли­бер­тар­ный, кон­сер­ва­тив­ный и ци­ви­ли­за­тор­ский про­ек­ты), С. осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет про­ек­ту са­мо­об­ре­те­ния (proyecto asuntivo, от исп. asunto – те­ма), за­да­ча ко­то­ро­го – из­бав­ле­ние от на­сле­дия ко­ло­ни­аль­но­го и по­стко­ло­ни­аль­но­го про­шло­го, от на­са­ж­дае­мой при­выч­ки к за­ви­си­мо­сти и раб­ст­ву.

Лит.: Saenz M. The identity of liberation in Latin American thought: Latin American histo­ricism and the phenomenology of L. Zea. Lanham, 1999.

Вернуться к началу