Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНЬЦЗЯ́Н-УЙГУ́РСКИЙ АВТОНО́МНЫЙ РАЙО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 258-259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев (история), С. А. Комиссаров (археология)

СИНЬЦЗЯ́Н-УЙГУ́РСКИЙ АВТОНО́М­НЫЙ РАЙО́Н (Синь­цзян), адм. еди­ни­ца в со­ста­ве КНР. Древ­ней­шие сле­ды че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти в ре­гио­не от­но­сят­ся к сред­не­му па­лео­ли­ту; на этой ос­но­ве ок. 50–40 тыс. лет на­зад фор­ми­ру­ет­ся ин­ду­ст­рия верх­не­го па­лео­ли­та с ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем пла­стин. Не­олит пред­став­лен сто­ян­ка­ми с мик­ро­ли­тич. ин­вен­та­рём, в осн. на се­ве­ро-вос­то­ке ре­гио­на. Для брон­зо­во­го ве­ка (3–2-е тыс. до н. э.) вы­де­ле­ны куль­ту­ры Че­мур­чек (Ал­тай), Гу­му­гоу (в т. ч. мо­гиль­ник 19–17 вв.: де­рев. над­мо­гиль­ные со­ору­же­ния в фор­ме рас­хо­дя­щих­ся лу­чей; му­ми­фи­ци­ро­ван­ные те­ла в вой­лоч­ных са­по­гах, кол­па­ках с перь­я­ми, за­вёр­ну­тые в шер­стя­ные тка­ни), Сяо­хэ (Так­ла-Ма­кан), но­си­те­ли ко­то­рых – ев­ро­пео­и­ды. Про­сле­жи­ва­ют­ся ин­фильт­ра­ции ан­д­ро­нов­ской куль­ту­ры, бе­га­зы-дан­ды­ба­ев­ской куль­ту­ры, сей­мин­ско-тур­бин­ской куль­ту­ры; в их взаи­мо­дей­ст­вии с ме­ст­ны­ми тра­ди­ция­ми фор­ми­ру­ют­ся куль­ту­ры, пред­став­лен­ные мо­гиль­ни­ка­ми Сац­зы, Ся­бань­ди, Тан­ба­лэ­саи и др. К кон. 2-го тыс. до н. э. Синь­цзян ус­та­но­вил тор­го­вые свя­зи с Ки­та­ем (из бас­сей­на Та­ри­ма по­сту­пал вы­со­ко це­ни­мый ки­тай­ца­ми неф­рит).

Ари­ди­за­ция кли­ма­та на ру­бе­же 2–1-го тыс. до н. э. при­ве­ла к пе­ре­хо­ду час­ти на­се­ле­ния ре­гио­на к ко­че­ва­нию. К 8 в. до н. э. здесь рас­про­стра­ня­ют­ся куль­ту­ры «ски­фо-си­бир­ско­го ми­ра» (Ча­у­ху, Янь­б­лак; есть ги­по­те­за «джун­гар­ской пра­ро­ди­ны ски­фов»), в фор­ми­ро­ва­нии ко­то­рых, ве­ро­ят­но, уча­ст­во­ва­ли и зем­ле­дельч. куль­ту­ры рас­пис­ной ке­ра­ми­ки Ср. Азии (близ­ки чу­ст­ской куль­ту­ре). Ко­чев­ни­ки взаи­мо­дей­ст­во­ва­ли с оа­зис­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми, напр. пле­ме­на гу­ши (см. Суб­аш).

Ок. 176 до н. э. жи­в­шие в рай­оне Гань­су­ско­го ко­ри­до­ра боль­шие юэч­жи бы­ли раз­би­ты хун­ну, пе­ре­ко­че­ва­ли на се­ве­ро-за­пад Синь­цзя­на, в до­ли­ну р. Или, за­тем на юго-за­пад и, унич­то­жив Гре­ко-Бак­трий­ское цар­ст­во, за­ня­ли его зем­ли и создали Кушанское царство. В 120-х гг. кит. им­пе­рия Зап. Хань раз­гро­ми­ла хун­ну и за­хвати­ла стра­те­гич. важ­ные зем­ли совр. пров. Гань­су, а в 60 до н. э. вы­тес­ни­ла хун­ну из оа­зи­сов Синь­цзя­на и ус­та­но­ви­ла здесь Про­тек­то­рат Зап. края. Бла­го­да­ря вы­год­ной шёл­ко­вой тор­гов­ле, го­ро­да Синьцзяна бы­ст­ро ста­ли ожив­лён­ны­ми тор­го­вы­ми цен­тра­ми, в них шёл ак­тив­ный куль­тур­ный об­мен. В 1–2 вв. н. э. в Синь­цзя­не появил­ся буд­дизм, ко­то­рый от­сю­да рас­про­стра­нился на вос­ток. По­сле па­де­ния в нач. 1 в. Зап. Хань влия­ние Ки­тая в Синь­цзя­не рез­ко сни­зи­лось, а с уга­са­ни­ем Вост. Хань и по­сле на­ча­ла пе­рио­да раз­дроб­лен­но­сти в Ки­тае часть оа­зи­сов Синь­цзя­на ста­ла са­мо­стоя­тель­ны­ми, дру­гая – по­па­ла под влия­ние ко­чев­ни­ков (см. Цзяо­хэ).

Сре­ди го­су­дарств Синь­цзя­на: Цю­цы (Гуй­цы) с цен­тром в Ку­че, Цзинц­зюэ (Ча­до­та), с цен­тром в Ния; Шань­шань (Кро­рай­на; упо­ми­на­ет­ся со 2 в. до н. э., дос­ти­га­ет рас­цве­та в 3 в. н. э., при­хо­дит в упа­док в 4 в.) с цен­тром на го­ро­ди­ще Ло­улань, близ оз. Лоб­нор (гли­но­бит­ные сте­ны и баш­ни, до­ма, ули­цы, оро­сит. ка­на­лы, буд­дий­ская сту­па; де­рев. по­су­да, па­лоч­ки для еды, ла­ко­вые из­де­лия, ос­тат­ки шёл­ка и др. тка­ней, мн. тек­стов на бу­ма­ге и де­рев. таб­лич­ках на кит., со­гдий­ском и кха­рош­ти язы­ках и др.); Мо­шань­го (опор­ный па­мят­ник – мо­гиль­ник 3–4 вв. Ин­пань в пред­горь­ях Ку­рук­та­га: му­ми­фи­ци­ро­ван­ные те­ла в гро­бах и ко­ло­дах; им­порт­ные ук­ра­ше­ния из ла­ту­ни и стек­ла; оде­ж­да из шёл­ка, шер­сти, хлоп­ка, ко­но­п­ли, с узо­ра­ми, вос­про­из­во­дя­щи­ми эл­ли­ни­стич. и ближ­не­восточные мо­ти­вы, и др.).

В кон. 5 в. Синь­цзян стал ча­стью ка­га­на­та жу­жа­ней, в сер. 6 в. – Тюрк­ско­го ка­га­на­та, в сер. 7 в. – т. н. Про­тек­то­ра­та уми­ро­тво­рён­но­го За­па­да в со­ста­ве кит. им­пе­рии Тан. В вост. час­ти Синь­цзя­на (Тур­фан, Ха­ми) рез­ко воз­рос­ли чис­лен­ность кит. на­се­ле­ния и влия­ние кит. куль­ту­ры. Сно­ва ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась шёл­ко­вая тор­гов­ля, осо­бую роль в ко­то­рой иг­ра­ли со­гдий­цы. Вдоль ка­ра­ван­ных пу­тей про­ис­хо­ди­ло ак­тив­ное взаи­мо­дей­ст­вие куль­тур; напр. из Синь­цзя­на во «внутр. зем­ли» Ки­тая бы­ли за­им­ст­во­ва­ны пес­ни, тан­цы, муз. ин­ст­ру­мен­ты и др. В юго-зап. час­ти Синь­цзя­на власть Ки­тая ос­па­ри­ва­ла Ти­бет­ская им­пе­рия, ко­то­рой в 4-й четв. 7 в. уда­лось под­чи­нить сво­ей вла­сти Каш­гар.

По­сле по­ра­же­ния кит. войск от ара­бов на р. Та­лас (751) и вос­ста­ния Ань-Лу­ша­ня (755–763), по­дор­вав­ше­го мощь им­пе­рии Тан, ки­тай­цы уш­ли из Синь­цзя­на, по­пав­ше­го под власть Уй­гур­ско­го ка­га­на­та и Тибетской империи. Под его вла­стью уси­лил­ся при­ток тю­рок в оа­зи­сы Синь­цзя­на. В 840 Уй­гур­ский ка­га­нат был унич­то­жен ени­сейскими кыр­ги­за­ми, зна­чит. часть уй­гу­ров на­шла при­бе­жи­ще в Тур­фа­не, где сфор­ми­ро­ва­лось Тур­фан­ское уй­гур­ское кн-во. На за­па­де Синь­цзя­на сфор­ми­ро­вал­ся Кар­лук­ский ка­га­нат (впо­след­ст­вии – гос-во Ка­ра­ха­ни­дов), в сер. 10 в. кар­лу­ки пер­вы­ми из тю­рок при­ня­ли ис­лам и в Синь­цзя­не на­ча­лось по­сте­пен­ное вы­тес­не­ние буд­диз­ма. В 1134 на се­ве­ре Синь­цзя­на, в сте­пях Джун­га­рии, сфор­ми­ро­ва­лось гос-во ка­ра­ки­та­ев (Зап. Ляо, Си-Ляо), ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­ви­ли ки­да­ни, бе­жав­шие из Сев. Ки­тая и Мань­чжу­рии по­сле раз­гро­ма чжур­чжэ­ня­ми ки­дань­ской им­пе­рии Ляо. Ка­ра­ки­тай­ские гур­ха­ны под­дер­жа­ли уга­саю­щее влия­ние буд­диз­ма и ус­та­но­ви­ли свой про­тек­то­рат над оа­зи­са­ми юга Синь­цзя­на.

В нач. 13 в. Синь­цзян стал ча­стью Мон­голь­ской им­пе­рии: в 1209 вас­са­лом Чин­гис­ха­на при­знал се­бя уй­гур­ский пра­ви­тель Тур­фа­на, в 1211 – кар­лу­ки, в 1218 под кон­троль им­пе­рии по­па­ли зем­ли ка­ра­ки­та­ев, ко­то­рые пре­вра­ти­лись в осн. плац­дарм монг. за­вое­ва­ний в Ср. Азии. По­сле смер­ти Чин­гис­ха­на зем­ли Синь­цзя­на в осн. во­шли в улус его 2-го сы­на Ча­га­тая, рас­ши­рив­ший­ся в 1264 за счёт мн. зе­мель Ср. Азии, но центр улу­са ос­тал­ся в г. Ал­ма­лык на се­ве­ро-за­па­де Синь­цзя­на. В 1266–71 внук Угэ­дэя Кай­ду ус­та­но­вил кон­троль над тер­ри­то­ри­ей Ча­га­тай­ско­го улу­са, его вой­ска ра­зо­ря­ли вост. оа­зи­сы Синь­цзя­на (в осн. Тур­фан), на­хо­див­шие­ся под вла­стью вел. ха­на Ху­би­лая. В 1301 вой­ска Кай­ду бы­ли раз­би­ты, Ча­га­тай­ский улус вос­ста­нов­лен, его сто­ли­ца пе­ре­не­се­на на за­пад – в Ма­ве­ран­нахр. В сер. 14 в. гос-во рас­па­лось на час­ти – за­пад­ную (в бас­сей­не Аму­да­рьи) и вос­точ­ную, ко­то­рая вско­ре на­ча­ла име­но­вать­ся Мо­гу­ли­ста­ном. Пра­ви­те­ли Мо­гу­ли­ста­на со­хра­ни­ли ко­че­вые тра­ди­ции (ос­но­ву гос-ва со­став­ля­ли степ­ные зем­ли на се­ве­ре Синь­цзя­на), но бы­ст­ро тюр­ки­зи­ро­ва­лись. Кон­троль по­том­ков Ча­га­тая над оа­зи­са­ми юга Синь­цзя­на не был проч­ным; со вре­мён Чин­гис­ха­на там пра­ви­ли эми­ры тюр­ко-монг. пле­ме­ни дуг­лат. В кон. 1465 они ра­зо­рва­ли свои вас­саль­ные обязательства и ос­но­ва­ли го­су­дар­ст­во со сто­ли­цей Яр­кенд, так­же вклю­чав­шее Хо­тан и Каш­гар. В 1514 ча­га­тай­ским ха­нам уда­лось по­да­вить со­про­тив­ле­ние мя­теж­ни­ков, од­на­ко вско­ре Ча­га­тай­ский улус рас­пал­ся на 2 кня­же­ст­ва со сто­ли­ца­ми Яр­кенд и Тур­фан и по­те­рял свои степ­ные тер­ри­то­рии в Джун­га­рии, где с нач. 15 в. уси­лил­ся пле­мен­ной союз 4 пле­мён ой­ра­тов. В 16 в. уси­ле­ние мон­го­лов при­ве­ло к ос­лаб­ле­нию ой­рат­ско­го гос-ва, од­на­ко в нач. 17 в. оно воз­ро­ди­лось как Джун­гар­ское хан­ст­во. Джун­гар­ские сте­пи обез­лю­де­ли и бы­ли за­се­ле­ны вновь ка­за­ха­ми и кит. по­се­лен­ца­ми. В кон. 18 в. в до­ли­не Или по­се­ли­лась часть монг. пле­ме­ни ча­хар (до это­го место про­жи­вания – не­по­да­лё­ку от Пе­ки­на); в Джун­га­рии бы­ли рас­се­ле­ны кал­мы­ки-тор­го­уты, бе­жав­шие в 1771 из Рос. им­пе­рии. Некоторые оа­зи­сы юга [Тур­фан, Ко­мул (Ха­ми)] доб­ро­воль­но при­ня­ли маньч. власть, другие ока­за­ли со­про­тив­ле­ние. К 1759 весь Синьцзян оказался под властью империи Цин. Одним из осн. механизмов предотвращения восстаний стало переселение цинскими властями больших групп жителей оазисов на север Синьцзяна, гл. обр. в долину Или, в район г. Кульджи (ныне Инин). Именно илийские тюрки-таранчи впоследствии стали одной из осн. составных частей уйгурского этноса.

В 1862 в ря­де ре­гио­нов им­пе­рии Цин на­ча­лись вос­ста­ния кит. му­суль­ман (дун­ган), перекинувшиеся и на Синьцзян. В 1865 при­зван­ный на по­мощь ко­канд­ский ген. Якуб-бек за­хва­тил власть и ос­но­вал гос-во Йет­ти­шар (Се­ми­гра­дье), к 1870 объ­е­ди­нил под сво­ей вла­стью весь Синь­цзян, кро­ме Джун­га­рии. В 1871 Се­ми­ре­чье, где на­хо­ди­лось од­но из го­су­дарств вос­став­ших – Илий­ский (Та­ран­чин­ский) сул­та­нат со сто­ли­цей Куль­джа, – бы­ло ан­нек­си­ро­ва­но Рос. им­пе­ри­ей, обе­щав­шей вер­нуть их по­сле то­го, как Ки­тай вос­ста­но­вит по­ря­док на сво­ей тер­ри­то­рии. В сер. 1870-х гг. им­пе­рия Цин по­да­ви­ла вос­ста­ние дун­ган в центр. Ки­тае, а в 1878 унич­то­жи­ла гос-во Якуб-бе­ка. В 1881–83 рос. вой­ска ос­та­ви­ли поч­ти весь Илий­ский край. В 1884 ус­ми­рён­ные тер­ри­то­рии бы­ли про­воз­гла­ше­ны про­вин­ци­ей им­пе­рии Цин – Синь­цзян со сто­ли­цей в Урум­чи.

По­сле па­де­ния им­пе­рии Цин в 1911–1912 зем­ли сев.-вост. Синь­цзя­на, на­се­лён­ные мон­го­ла­ми и ой­ра­та­ми, бы­ли во­вле­че­ны в нац.-ос­во­бо­дит. борь­бу, вы­зван­ную от­де­ле­ни­ем от Ки­тая Мон­го­лии Внеш­ней. В 1920-х гг. Сов. Рос­сия под­дер­жа­ла бор­цов за не­за­ви­си­мость от Ки­тая. В 1928 гу­бер­на­то­ром Синь­цзя­на стал Цзинь Шу­жэнь, по­ощ­ряв­ший пе­ре­се­ле­ние в ре­ги­он ки­тай­цев. По его рас­по­ря­же­нию бы­ло уп­разд­не­но Ко­муль­ское вас­саль­ное хан­ст­во, зем­ли ко­муль­ской зна­ти кон­фи­ско­ва­ны и пе­ре­да­ны кит. по­се­лен­цам. Вос­ста­ние ко­муль­ских уй­гур, на­чав­шее­ся в апр. 1931 (по­дав­ле­но в нояб. то­го же го­да), ста­ло сиг­на­лом к на­ча­лу борь­бы во всём Синь­цзяне под ло­зун­гом пол­ной не­за­ви­си­мо­сти. В мар­те 1933 на­ча­лось вос­ста­ние гор­ня­ков-зо­ло­то­до­быт­чи­ков в Хо­та­не, был про­воз­гла­шён Хо­тан­ский эми­рат, в ию­ле ос­но­ва­но от­де­ле­ние пра­ви­тель­ст­ва эми­ра­та в Каш­га­ре, ко­то­рое к концу го­да пре­вра­ти­лось в фак­ти­че­ски отд. центр вла­сти. В но­яб. 1933 в Каш­га­ре про­воз­гла­ше­на Тюрк­ская ис­лам­ская рес­пуб­ли­ка Вост. Тур­ке­ста­на (Рес­пуб­ли­ка Уй­гу­ри­стан; ли­к­ви­ди­ро­ва­на в февр. 1934). В ре­зуль­та­те во­ен. пе­ре­во­ро­та гу­бер­на­то­ром Синь­цзя­на стал полк. Шэн Ши­цай, ко­то­рый с по­мо­щью сов. войск к ию­лю 1934 смог ус­та­но­вить кон­троль над всей тер­ри­то­ри­ей Синь­цзя­на. В 1942 Шэн Ши­цай, по­счи­тав­ший, что у СССР нет шан­сов вы­сто­ять в вой­не про­тив фа­ши­ст­ской Гер­ма­нии, по­пы­тал­ся на­ла­дить от­но­ше­ния с Чан Кай­ши и по­тре­бо­вал от СССР вы­вес­ти вой­ска из Синь­цзя­на. В Синь­цзян во­шли вой­ска, вер­ные Нан­ки­ну. По­пыт­ка вновь ус­та­но­вить со­юз­нич. от­но­ше­ния с СССР ле­том 1944 не уда­лась. В сент. 1944 Шэн Ши­цай был от­стра­нён от вла­сти и вы­ехал в Ки­тай.

Измена Шэн Шицая вынудила СССР возобновить поддержку борцов за независимость Синьцзяна. В 1943 в Се­ми­ре­чье на­ча­лось вос­ста­ние илий­ских ка­за­хов, под­дер­жан­ное СССР. На тер­ри­то­рию Синь­цзя­на пе­ре­шли уй­гур­ские от­ря­ды, под­го­тов­лен­ные в СССР. 7.11.1944 вос­став­шие взя­ли Куль­джу, 15.11.1944 про­воз­гла­си­ли Вос­точ­но-Тур­ке­стан­скую рес­пуб­ли­ку (ВТР), пре­зи­ден­том ко­то­рой стал имам куль­джин­ской со­бор­ной ме­че­ти А. Тю­ре. ВТР дек­ла­ри­ро­ва­ла из­гна­ние ки­тай­цев (мно­гие из них, осо­бен­но свя­зан­ные с Го­минь­да­ном и Шэн Ши­ца­ем, бы­ли уби­ты) и ори­ен­та­цию на СССР. К мар­ту 1945 Илий­ский ок­руг был очи­щен от кит. войск. К ле­ту вой­ска ВТР при под­держ­ке сов. авиа­ции взя­ли под кон­троль весь се­вер Синь­цзя­на. В сент. 1945, по­сле то­го как Чан Кай­ши при­знал за ох­ва­чен­ны­ми вос­ста­ни­ем тер­ри­то­рия­ми пра­во на ав­то­но­мию, бы­ло объ­яв­ле­но пе­ре­ми­рие. В янв. 1946 в со­от­вет­ст­вии с под­пи­сан­ным в Урум­чи со­гла­ше­ни­ем о со­вме­ст­ном управ­ле­нии Синь­цзя­ном со­зда­ва­лось коа­лиц. пра­ви­тель­ст­во, ВТР мог­ла со­хра­нить свою ар­мию и др. В авг. 1947 пред­ста­ви­те­ли ВТР вы­шли из коа­лиц. пра­ви­тель­ст­ва и по­ки­ну­ли Урум­чи. По­пыт­ки Чан Кай­ши рас­ко­лоть ру­ко­вод­ство вос­став­ших не увен­ча­лись ус­пе­хом: ВТР со­хра­ни­ла кон­троль поч­ти над всем Синь­цзя­ном. Стре­мясь ук­ре­пить свою власть в ре­гио­не, Чан Кай­ши в ию­не 1947 на­зна­чил гла­вой пра­ви­тель­ст­ва сто­рон­ни­ка не­за­ви­си­мо­сти Синь­цзя­на Ма­су­да Саб­ри. Од­на­ко пра­ви­тельств. вой­ска по­все­ме­ст­но тер­пе­ли по­ра­же­ния от Нац.-ос­во­бо­дит. ар­мии Ки­тая. В сент. 1949 на­зна­чен­ный Чан Кай­ши гу­бер­на­тор Бур­хан Ша­хи­ди пе­ре­шёл на сто­ро­ну Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая. Под дав­ле­ни­ем СССР ли­де­ры ВТР со­гла­си­лись на пе­ре­го­во­ры о вхо­ж­де­нии в со­став КНР. Вы­ле­тев­шая в Пе­кин вто­рая де­ле­га­ция от пра­ви­тель­ст­ва ВТР (пер­вая по­гиб­ла при не­вы­яс­нен­ных об­стоя­тель­ст­вах) со­гла­си­лась на вхо­ж­де­ние ВТР в со­став КНР. В окт. 1955 пров. Синь­цзян пре­об­ра­зо­ва­на в С.-У. а. р. По рас­по­ря­же­нию кит. пра­ви­тель­ст­ва в ре­ги­он на­прав­ля­лось зна­чит. чис­ло пе­ре­се­лен­цев, пре­им. хань­цев. До­ля уй­гур в на­се­ле­нии со­кра­ти­лась с 73% в 1955 до 43,3% в 2010.

Лит.: Forbes A. D. W. Warlords and Muslims in Chinese Central Asia: A political history of Republican Sinkiang 1911–1949. Camb., 1986; Вос­точ­ный Тур­ке­стан в древ­но­сти и ран­нем сред­не­ве­ко­вье. Очер­ки ис­то­рии. М., 1988; Вос­точ­ный Тур­ке­стан в древ­но­сти и ран­нем сред­не­ве­ко­вье. Эт­нос, язы­ки, ре­ли­гии. М., 1992; Mallory J. P., Mair V. H. The Tarim mummies: Ancient China and the mystery of the earliest peoples from the West. L., 2000; Ху­дя­ков Ю. С., Ко­мис­са­ров С. А. Ко­че­вая ци­ви­ли­за­ция Вос­точ­но­го Тур­ке­ста­на. Но­во­сиб., 2002; Си­юй тун­ши. Чжэн­чжоу, 2003; Линь Мэй­цунь. Сы­чо­уч­жи лу као­гу шиу цзян. Пе­кин, 2006; Millward J. A. Eurasian crossroads: A history of Xinjiang. N. Y., 2007; Ис­то­рия Синь­цзя­на. Бар­на­ул, 2012.

Вернуться к началу