Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУБА́Ш

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров
Фото А.И. Соловьёва Культура Субаш, могильник Янхай в уезде Шаньшань. Деревянный сосуд с врезными изображениями. 5 в. до н.э. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района (Урумчи, Китай).

СУБА́Ш (Суб­аши, Су­бэй­си), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 6–3 вв. до н. э. на скло­нах гор Бо­гдо-Ула (Синь­цзян-Уй­гур­ский ав­то­ном­ный р-н, Ки­тай). Мно­гие за­хо­ро­не­ния от­ме­че­ны на по­верх­но­сти не­боль­ши­ми ка­мен­ны­ми на­сы­пя­ми с га­леч­ной клад­кой по пе­ри­мет­ру. На ран­них эта­пах в ка­ме­ре – 10–20 тру­по­по­ло­же­ний (в осн. на спи­не с по­дог­ну­ты­ми но­га­ми, го­ло­вой ори­ен­ти­ро­ва­ны в вост. сек­то­ре), на позд­них – 1–2 тру­по­по­ло­же­ния, в т. ч. в под­бо­ях, де­рев. сру­бах; встре­чают­ся де­рев. ло­жа, за­хо­ро­не­ния ко­ней на при­ступ­ке. По­ка­за­тель­но со­че­та­ние триа­ды «Ски­фо-си­бир­ско­го ми­ра» с леп­ны­ми кув­ши­на­ми, крын­ка­ми, ча­ша­ми, рас­писан­ны­ми спи­ра­ля­ми, сет­ка­ми и др. в осн. чёр­ным по крас­но­му ан­го­бу. Из-за су­хо­го кли­ма­та мн. те­ла му­ми­фи­ци­ро­ва­ны, со­хра­ни­лись из­де­лия из ор­га­нич. ма­те­риа­лов, в т. ч. 2 ко­сы, кре­пив­шие­ся на за­тыл­ке ро­го­вым греб­нем; шу­бы из ов­чи­ны, шер­стя­ные шта­ны, ко­жа­ные са­по­ги, вой­лоч­ные шля­пы и др.; де­рев. по­су­да, в т. ч. с рез­ны­ми узо­ра­ми в ски­фо-си­бир­ском зве­ри­ном сти­ле, лу­ки, стре­лы, по­со­хи и др. Ха­рак­тер­ны так­же брон­зо­вые че­ка­ны, кин­жа­лы, зер­ка­ла; же­лез­ные на­ко­неч­ни­ки стрел, но­жи, за­стёж­ки, бу­лав­ки; се­реб­ря­ные обой­мы; на­клад­ки из зо­ло­той фоль­ги, изо­бра­жаю­щие ко­шачь­их хищ­ни­ков. Ком­плекс в це­лом бли­зок па­зы­рык­ской куль­ту­ре. Раз­во­ди­ли овец, ло­ша­дей, верб­лю­дов; пше­ни­цу, лён, ко­но­п­лю вы­ра­щи­ва­ло, воз­мож­но, за­ви­си­мое население. С. ото­жде­ст­в­ля­ют с на­родом цзюй­ши (гу­ши), упо­ми­нав­шим­ся в кит. ле­то­пи­си «Хань шу». Их по­том­ки во­шли в со­став «цар­ст­ва» Гао­чан (460–640 н. э.).

Лит.: По­лось­мак Н. В. Па­зы­рык­ские ана­логи в мо­ги­лах Синь­цзя­на // Про­бле­мы ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии, ан­тро­по­ло­гии Си­би­ри и со­пре­дель­ных тер­ри­то­рий. Но­во­сиб., 1998. Т. 4; Чэнь Гэ. Су­бэй­си вэньхуа­дэ юань­лю цзи юй ци­та вэньхуа­дэ гу­ань­си // Си­юй янь­цзю. 2002. № 2; Мо­ло­дин В. И., Ко­мис­са­ров С. А. О мес­те на­ро­да гу­ши (цзюй­ши) в эт­но­куль­тур­ной ис­то­рии Цен­траль­ной Азии // Сте­пи Ев­ра­зии в древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вье. СПб., 2003. Кн. 2; Шуль­га П. И. Синь­цзян в VIII– III вв. до н. э. Бар­на­ул, 2010; Шао Хуй­цю. Синь­цзян Су­бэй­си вэньхуа янь­цзю // Бянь­цзян као­гу янь­цзю. 2012. № 2.

Вернуться к началу