Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЧА́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 480

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров

КУЧА́ (Ку­чэ), го­род в Синь­цзян-Уй­гур­ском ав­то­ном­ном р-не Ки­тая, адм. центр у. Ку­ча окр. Ак­су. Нас. ок. 200 тыс. чел. (2008, оцен­ка).

Куча. Фреска из монастыря Кумтура.

На тер­ри­то­рии уез­да су­ще­ст­во­ва­ло цар­ст­во Ку­ча (Цю­цы, ино­гда пи­шет­ся как Гуй­цы), о ко­то­ром впер­вые упо­ми­на­ет­ся в кит. ле­то­пи­си «Цянь Хань шу» (ок. кон. 1 в. н. э.), напр. в по­ве­ст­во­ва­нии о по­хо­де Ли Гу­ан­ли про­тив Да­ва­ни в 101 до н. э.; по све­де­ни­ям, при­ве­дён­ным в гла­ве «Си­юй чжу­ань», это бы­ло от­но­си­тель­но круп­ное го­су­дар­ст­во При­тянь­ша­нья, на­счи­ты­вав­шее 6970 дво­ров и 81317 под­дан­ных, ко­то­рое мог­ло вы­ста­вить 21076 вои­нов; там же го­во­рит­ся о при­бы­тии к хань­ско­му дво­ру в 65 до н. э. ца­ря Ку­чи с суп­ру­гой. Пер­во­на­чаль­но на­се­ле­ние бы­ло то­ха­ро­я­зыч­ным; воз­мож­но, свя­за­но с на­ро­дом гу (или ку), от­но­сив­шим­ся к юэч­жи. На про­тя­же­нии ве­ков цар­ст­во под­чи­ня­лось ко­че­вым дер­жа­вам хун­ну (сюн­ну), жу­жа­ней, Тюрк­ско­му ка­га­на­ту, го­су­дар­ст­ву ти­бет­цев (ту­фа­ней), с 648 н. э. вхо­ди­ло в со­став на­ме­ст­ни­че­ст­ва Ань­си им­пе­рии Тан; с сер. 9 в. по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит под кон­троль уй­гу­ров. На­хо­дясь на центр. на­прав­ле­нии Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти, К. ока­за­ла боль­шое куль­тур­ное влия­ние на ряд стран и на­ро­дов Азии, вклю­чая Ки­тай. Му­зы­ка и тан­цы К. бы­ли рас­про­стра­не­ны при тан­ском дво­ре, соз­дан­ные там муз. ин­ст­ру­мен­ты [цит­ра, 4- и 5-струн­ные лют­ни (пи­па), по­пе­реч­ная флей­та, ма­лень­кие ба­ра­бан­чи­ки] во­шли в со­став кит. ор­ке­ст­ра. К. сыг­ра­ла важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии буд­диз­ма, там учи­лись мн. про­по­вед­ни­ки; член пра­вя­щей в К. ди­на­стии, мо­нах Бо Янь, в 258 н. э. пе­ре­во­дил сут­ры в хра­ме Бай­ма­сы близ Лоя­на; Ку­ма­рад­жи­ва был сы­ном се­ст­ры ца­ря Ку­чи.

В чер­те го­ро­да и ок­ре­ст­но­стях – бо­лее 80 па­мят­ни­ков куль­ту­ры, в осн. буд­дий­ские древ­но­сти. Один из ран­них па­мят­ни­ков – сиг­наль­ная баш­ня эпо­хи Хань (со­хра­нив­шая­ся выс. – 15 м), на­хо­дит­ся в 13 км от К., воз­ве­де­на спо­со­бом «хан­ту» (трам­бо­ван­ной зем­ли). В 20 км к се­ве­ро-вос­то­ку от К. рас­по­ло­жен буд­дий­ский мон. Суб­аш. В 28 км к юго-за­па­ду от К. на­хо­дит­ся пе­щер­ный мон. Кум­ту­ра, ко­то­рый соз­да­вал­ся и ис­поль­зо­вал­ся с 4 по 11 вв. (воз­мож­но, су­дя по ра­дио­уг­ле­род­ным да­там, со 2 в.). Изу­че­но и про­ну­ме­ро­ва­но 112 пе­щер. Ма­те­ри­ал фре­сок слу­жит важ­ным ис­точ­ни­ком для ре­кон­ст­рук­ции внеш­не­го об­ли­ка, оде­ж­ды и во­ору­же­ния на­ро­дов Центр. Азии. Наи­бо­лее из­вес­тен Кы­зыл­ский пе­щер­ный мон. (ок. 70 км к за­па­ду от К.), ко­то­рый за раз­ме­ры и бо­гат­ст­во на­зы­ва­ют «вто­рым Дуньхуа­ном». Это один из наи­бо­лее ран­них буд­дий­ских цен­тров на тер­ри­то­рии Ки­тая; соз­да­вал­ся и ис­поль­зо­вал­ся с 3 по 11 вв. (воз­мож­но, по 13 в.). Вы­яв­ле­но 236 пе­щер, об­щая пло­щадь со­хра­нив­ших­ся фре­сок пре­вы­ша­ет 10 тыс. м2, в т. ч. се­рия ран­них изо­бра­же­ний на сю­же­ты о зем­ной жиз­ни Буд­ды Шакь­я­му­ни и джа­так о его пре­ды­ду­щих ро­ж­де­ни­ях. Мн. на­ход­ки в К. и ок­ре­ст­но­стях (в т. ч. тек­сты сутр), об­на­ру­жен­ные экс­пе­ди­ция­ми А. Стей­на, П. Пел­лио, А. А. фон Ле Ко­ка, Сё­си­на Ота­ни и др. в нач. 20 в., хра­нят­ся в му­зе­ях Ев­ро­пы и Япо­нии.

Тра­диц. за­ня­тия: зер­но­вое зем­ле­де­лие, хлоп­ко­вод­ст­во, са­до­вод­ст­во, ви­но­гра­дар­ст­во, ов­це­вод­ст­во. Центр до­бы­чи га­за и неф­ти.

Лит.: Ху­ан Вэнь­би. Та­ли­му пэнь­ди као­гу цзи. Пе­кин, 1958; Вос­точ­ный Тур­ке­стан в древ­но­сти и ран­нем сред­не­ве­ко­вье: Очер­ки ис­то­рии. М., 1988; Лю Си­гань, Чэнь Лян­вэй. Цю­цы гу го ши. Урум­чи, 1992; Су Бэй­хай. Сы­чоу чжи лу юй Цю­цы вэньхуа. Урум­чи, 1996; Вос­точ­ный Тур­ке­стан в древ­но­сти и ран­нем сред­неве­ко­вье: Ар­хи­тек­ту­ра. Ис­кус­ст­во. Кос­тюм. М., 2000; Бо­ров­ко­ва Л. А. Цар­ст­ва «За­пад­но­го края» во II–I вв. до н. э. М., 2001; Си­юй тун­ши // Юй Тай­шань чжу­бянь. Чжэн­чжоу, 2003.

Вернуться к началу