КИРИ́ЛЛИЦА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРИ́ЛЛИЦА, одна из двух древнейших слав. азбук. Сложилась на рубеже 9–10 вв. Наименование восходит к имени Кирилла (см. Кирилл и Мефодий), хотя, по всей вероятности, сам Кирилл создал не К., а глаголицу. Довольно рано начались попытки заменить глаголицу алфавитом, графически приближенным к греческому (см. Греческое письмо). Стремление к замене объясняется, во-первых, тем, что среди юж. славян было распространено знание греч. языка и, следовательно, владение греч. алфавитом, во-вторых, тем, что глаголица, буквы которой, как правило, многоэлементны, объективно трудна для письма. Попытки замены завершились успехом после смерти Мефодия, когда ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии и перешли в Болгарию (при царе Симеоне). Традиция приписывает создание К. одному из них – Клименту Охридскому (в его кратком житии, сохранившемся только по-гречески, читается: «Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более ясными, нежели те, что изобрёл премудрый Кирилл»), но большинство исследователей не разделяет эту точку зрения; высказывались догадки и о возможном авторстве Наума Охридского и Константина Преславского. В науке представлена и точка зрения (теряющая актуальность), согласно которой Кирилл составил именно К., а глаголица – второй по времени создания слав. алфавит.
Графически К. близка к греч. унциальному письму. При этом если в греч. алфавите всего 24 буквы, то в К., по свидетельству Черноризца Храбра, их было 38: 14 созданы «по славянской речи» – для передачи юж.-слав. звуков. Под греч. влиянием в К. употреблялись знаки, подобные греч. ударениям и придыханиям; также практиковались сокр. написания ряда слов.
Несомненна внешняя зависимость К. от глаголицы. В обих алфавитах имеются как одинаковые буквы [ср. глаголич. и кириллич. ш (ша); и Ф(ферт); и щ (шта)], так и зеракльно отображенные [ср. глаголич. и криллич. р (рци); и е (есть)]. Наблюдается также сходство (при разнице в значениях) написания букв [ср. глаголич. (юс малый) и кириллич. э (ять); (покой) и г (глаголи)].
Внутренняя зависимость К. от глаголицы является практически полной; К. – это транслитерация глаголицы, её побуквенный перевод, при котором был полностью сохранён фонематич. принцип создания алфавита, применённый Кириллом (см. илл. к ст. Глаголица).
Древние кириллич. тексты исполнялись на разнообразных материалах. Эпиграфика на камне, штукатурке, керамике, дереве (включая граффити) известна с кон. 9 в. Четыре страницы Новгородского кодекса (1-я четв. 11 в.) написаны на церах.
Древнейшие рукописи на пергамене относятся гл. обр. к 11 в. В юж.-слав. землях были созданы Саввина книга (датируется также 10 в.), Енинский апостол, Супрасльская рукопись, Хиландарские листки, Листки Ундольского, Македонский листок и др. В 11 в. первые рукописи на пергамене были созданы и в Киево-Новгородской Руси (часть из них датирована, локализована и содержит имя заказчика и писца): Остромирово Евангелие 1056–57, Архангельское Евангелие 1092; Изборник Святослава 1073 и Изборник 1076; богослужебные сборники [Путятина минея, Новгородские служебные минеи (за сент. 1095, окт. 1096 и нояб. 1097); Ильина книга (датируемая рубежом 11–12 вв.) и др.]. Намного больше сохранилось кириллич. памятников 12 в. и ещё больше – 13 в. Кириллич. рукописи 11–13 вв. каталогизированы (в библиотеках и архивах государств быв. СССР их хранится более 500), древнейшие и важнейшие – изданы.
К. не была исключительно сакральным алфавитом: она употреблялась и в деловой (профанной) книжности (в летописях; юридич., дипломатич. и др. документах), а также в бытовой переписке (см. Берестяные грамоты).
Рукописные начертания букв К. варьируются в зависимости от характера памятника и времени и места его создания (см. Скоропись, Полуустав, Устав). Особенности начертаний исследуются палеографией и играют важную роль в датировке и локализации источника. В сугубо декоративных целях использовались буквицы (см. Инициал) и инициальные строки, а также вязь.
С кон. 15 в. К. используется в печати [в 1491 издатель Ш. Феоль выпустил в Кракове «Осмогласник» (Октоих) и «Часословець» (Часослов)]. К числу инкунабул относятся ок. 10 кириллич. книг. Первая печатная книга, вышедшая в Москве, – анонимное т. н. узкошрифтовое Четвероевангелие (предположительно ок. 1553). Первая точно датированная рус. печатная книга – Апостол 1564 И. Фёдорова.
В 1708 Пётр I, стремясь приблизить К. к латинскому письму (к шрифту антиква), ввёл гражданский шрифт; в том же году появилась первая книга, напечатанная этим шрифтом. С этого времени различают 2 разновидности К. – церковную и гражданскую, сферы использования которых строго разграничивались. Однако совр. церковная лит-ра печатается также и гражданской К. Старообрядцы гражд. шрифта не приняли, и для них книги даже светского содержания вплоть до нач. 20 в. продолжали издаваться исключительно на церковной К. Совр. старообрядцы (по крайней мере, некоторые согласия) издают гражд. шрифтом и свои церковные книги.
Почти во всех слав. землях К. вплоть до 11 в. употреблялась параллельно с глаголицей. У зап. славян она быстро вышла из употребления и была заменена лат. письмом. Алфавиты же почти всех южных (болг., серб.-хорв., макед.) и всех восточных (рус., укр., белорус.) славянских языков восходят к К. До 1860 употреблялся кириллич. алфавит для рум. языка. Кириллич. графика (в гражд. модификации) законодательно закреплена как основа алфавитов почти всех неславянских народов совр. России, а также некоторых языков, распространённых в странах, входивших в СССР (напр., казахского, киргизского).