АРХА́НГЕЛЬСКОЕ ЕВА́НГЕЛИЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХА́НГЕЛЬСКОЕ ЕВА́НГЕЛИЕ, рукописное Евангелие (11 в.) на церковнославянском языке. Представляет собой Евангелие-апракос (служебное Евангелие, содержащее отд. чтения, расположенные согласно распорядку церковного года). Первые 3 тетради рукописи утрачены, поэтому А. Е. начинается с чтения в «неделю о самаряныне», т. е. в пятое воскресенье после Пасхи, затем следуют чтения месяцесловной части.
Рукопись состоит из четырёх частей, написанных разными почерками. В конце первого почерка имеется приписка писца, где он называет себя Мичкой. В тексте второго почерка есть дата написания – 1092, которую обычно относят ко всей рукописи. Текст двух листов (под номером 177–178) представляет собой палимпсест; написан на пергамене по более древнему смытому тексту, прочитать который пока не удалось.
А. Е. было привезено в Москву из Архангельска в 1876, приобретено в 1877 моск. букинистом С. Т. Большаковым, затем продано им Румянцевскому музею (ныне РГБ), где оно и хранится.
Относясь к числу древнейших переписанных на Руси церковнослав. книг, А. Е. отразило мн. орфографич. и языковые особенности рус. извода церковнослав. языка. Так, напр., буква ѭ в А. Е. не встречается, ѫ встречается только в первом почерке, и часто её употребление является этимологически неверным. Буква ѧ постоянно смешивается с ". Многочисл. ошибки в употреблении юсов свидетельствуют об отсутствии в др.-рус. языке 11 в. носовых гласных. Сочетания редуцированных с плавными передаются через ър, ьр, ъл, ьл, напр. съмьрти, съвьршенъ и т. д. Изредка встречаются полногласные формы (берем"). Есть случаи начального о вместо старослав. ѥ (одинъ). На месте праслав. сочетания *dj находится ж (дажь, рожьства); на месте *tj изредка отмечается ч (хочеши).
В А. Е. встречаются следующие морфологич. особенности рус. извода церковнослав. языка: окончание ѣ в род. п. ед. ч. существительных с основой на *a̅; формы дат. и местного падежей местоимений тобѣ, собѣ; окончания глаголов наст. времени 3-го лица ед. и мн. ч. с конечным ь: въстанеть, боудоуть. Т. о., церковнослав. язык А. Е. содержит большее число рус. черт, чем язык современного ему Остромирова Евангелия.
Первые описания А. Е. принадлежат А. Ф. Бычкову и архим. Амфилохию (Сергиевскому). Наиболее полное описание языковых и палеографич. особенностей памятника содержится в исследовании М. А. Соколовой. В 1912 Румянцевский музей предпринял фототипич. издание А. Е., воспроизводящее не только текст, но и особенности рукописной книги: отверстия в пергамене, потёртости, грязь и даже дерев. переплёт.